Шпалера
04.02.2017Эффект ранней стимуляции интеллектуальной деятельности исследовался в нескольких исключительно интересных опытах с животными. В одном из них ученые разделили новорожденных крыс из одного помета на две одинаковые группы. В первой группе проводилась активная стимуляция деятельности в течение первых нескольких месяцев жизни. Этих крыс содержали в хорошо освещенных клетках, в окружении интересных гребных колес и других игрушек. С ними постоянно занимались, им разрешалось исследовать пространство вне клеток. Их обучали трюкам, а за успехи в обучении поощряли. Вторая группа жила в иных условиях. Эти крысы теснились в плохо освещенных, тусклых клетках, в которых не было установлено ничего интересного. Ими никогда не занимались, не стимулировали никоим образом и не разрешали выходить за пределы клеток. Обе исследуемые группы получали одинаковое питание.
В возрасте ста пяти дней крыс препарировали для исследования уровня развития неврологического аппарата. Ученые были удивлены тем, что мозг крыс, которые получали стимуляцию, сильно отличался от мозга особей, живших в противоположных условиях. (1) Шпалера головного мозга (мыслящая часть мозга) была толще и шире. (2) Кровоснабжение было намного более насыщенным. (3) Энзимы, необходимые для процесса обучения, были намного сложнее и тоньше. Исследователи пришли к выводу, что высокая стимуляция умственной деятельности в ранний период жизни особей из первой группы в результате способствовала развитию и усложнению их мозга.
Всегда сложно применять результаты, полученные из опытов над животными, непосредственно к людям, но те же изменения, по всей видимости, происходят в мозгу детей, умственную деятельность которых стимулировали. Если родители хотят, чтобы их дети были способными, им следует начать подолгу разговаривать с ними с самого младенческого возраста.