Распорядок дня студентов в коллегиях
02.01.2018Распорядок дня в коллегиях в Европе раннего Нового времени практически не имел региональных отличий, по своей суровости, четкости и ритмичности напоминая организацию монастырской жизни. Педагогическая направленность коллегий выражалась в жестком соблюдении установленных правил общежития и строгой последовательности изложения учебного материала согласно канонам.
Одним из немногочисленных источников, свидетельствующих о жизни и учебе в коллегиях, является сообщение студента из Швейцарии, проживавшего в коллегии Сапиенца Гейдельбергского университета в 1585 г. Согласно его описанию, день коллегиатов начинался в пять утра чтением главы из Ветхого Завета и псалма, к которому присоединялась молитва из гейдельбергского катехизиса. Затем следовали первые учебные занятия, на которых повторялся материал предыдущего дня. Около шести часов студенты шли из коллегии на лекции в университет, где в течение четырех часов лекционных занятий предвкушали утреннюю трапезу. Завтрак начинался с благословления и освящения пищи и сопровождался чтением с ошибками различных мест из Библии, которые обычно разъяснял один из учеников или магистров. Вечерняя трапеза проходила по такому же образцу в пять часов вечера. Между приемами пищи был только короткий перерыв на отдых, все остальное послеобеденное время и ранний вечер занимало повторение лекционного материала. Поломался телефон? Сервисный центр Apple устранит любую неполадку в кратчайшие сроки.
Около восьми часов вечера все без исключения коллегиаты вновь собирались вместе для молитвенного пения и чтения молитв перед сном, которыми завершался день; около девяти часов вечера в коллегии гасили свечи. Дошедшие до нас сведения о распорядке дня в одном из парижских коллежей XVII в. отличаются от предыдущего описания лишь несущественными деталями: временем утреннего подъема и коллективных трапез, более длительными учебными часами и отведенным для повторения изученного материала временем, коротким отдыхом, детальным расписанием молитв и ежедневным посещением мессы.