Шланги и трубки для кальяна
02.04.2019Как правило, ритмических разрядов, образованных на фасадах декоративными (или архитектурными) элементами одного уровня, было несколько. Особенным богатством и разнообразием ритмических рядов, сложно взаимодействовавших друг с другом, отличались общественные здания, особняки и большие доходные дома в центральных районах обеих столиц.
Однако в композиции наделенного художественной выразительностью фасада, а в регулярном городе это всегда единственный главный (он же уличный) фасад, использовались элементы не одного, а двух уровней, соразмерные двум основным составляющим архитектурного пространства города. Шланги и трубки для кальяна здесь. Элементы первого уровня соразмерны фасаду отдельного здания, второго — пространству улицы и оформленного фасадами близлежащих сооружений, как более крупному элементу архитектурно организованного городского пространства.
Наряду с равномерно-ритмическим принципом организации уличного пространства, вязанного с композицией отдельного здания и соразмерного ему, с упадком классицизма, особенно во второй половине XIX века, входит в употребление еще один прием взаимодействия одноуровневых элементов. Это разного рода венчающие здание вертикальные акценты. В их число попадают впервые начавшие употребляться в строительной практике Петербурга второй половины 1820-1830-х годов эркеры, а также угловые башни и купола на срезанных или скругленных углах — довольно широко бытовавший в московском классицизме и переосмысленный во второй половине XIX столетия прием. Кроме того, башнеобразные элементы, купола и фронтоны и аттики на протяженных зданиях помещаются не только на углах и в центре, как было в эпоху классицизма, но и вдоль всего фасада.