Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования в России
Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" был принят Госдумой 11 октября и одобрен Советом Федерации 17 октября 2007 года.
Новая система образования, вводимая в РФ с 1 сентября 2009 года предусматривает переход на два уровня высшего профессионального образования.
Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Первым уровнем станет бакалавриат, после которого можно будет продолжить образование в магистратуре – второй уровень. Нормативный срок обучения в бакалавриате на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования составит 4 года, в магистратуре на базе бакалавриата - 2 года, а по программам подготовки специалистов - не менее 5 лет. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию.
Подготовка на первом уровне будет проходить по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет происходить в магистратуре. В магистратуре планируется готовить лиц, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, требующую аналитические и проектные навыки. В свою очередь, подготовка специалистов предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере.
Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании № 125-ФЗ от 22.08.1996 г. (с изм. от 24.10.2007 г.) предоставляет отсрочку от службы в армии студентам (обоих уровней) очной формы, обучающимся в вузах, имеющих государственную аккредитацию.
Происходящие изменения в системе высшего профессионального образования вызваны присоединением России к Болонскому процессу.
Болонская конвенция - соглашение, подписанное главами департаментов образования 29 европейских государств в 1999г. В настоящее время уже более 50 стран подписали Болонскую конвенцию. Цель соглашения - создание единого образовательного пространства, единой системы высшего образования в Европе. По мнению участников процесса, выравнивание образовательных моделей расширит практику студенческих обменов и сделает европейские университеты центром мировой интеллектуальной элиты. Россию приняли в Болонский процесс в 2003г.
C 16 по 29 октября 2007 г. на сайте "Большая перемена" (newseducation.ru) проведена Интернет пресс-конференция, посвященная переходу на двухуровневую систему высшего профессионального образования в России. На вопросы посетителей сайта отвечала зам. директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Н.М. Розина.
(из ответов Н.М. Розиной):
1.Какие ниши при трудоустройстве будут отводиться бакалаврам, специалистам и магистрам? Будет ли определена их квалификация при трудоустройстве?
Ответ: При трудоустройстве, как гарантирует закон о введении уровней высшего образования, они все будут рассматриваться как лица с высшим образованием и приниматься на те должности, по которым предусматривается высшее профессиональное образование. В дальнейшем, как и все работники, они будут проходить аттестацию, и тогда уже многое будет оцениваться не только по дипломам, но и по личным качествам специалиста. Есть законы, которые ограничивают по ряду областей трудоустройство бакалавров, например, судьей могут быть только специалисты, имеющие диплом второго уровня высшего образования. Но это очень редкие исключения.
2. Тот, кто сейчас учится на 4 курсе сможет закончить вуз специалистом или изменения коснутся и их?
Ответ: Я бы хотела отметить, что ответ на этот вопрос заложен в заявлении, который подавал 4 года назад человек в вуз. Если он подавал заявление, только на бакалавриат, то он бакалавром закончит обучение на 4 курсе. А если он подавал заявление на специальность, и сейчас учится на 4 курсе, он спокойно доучится по специальности, и получит диплом второго уровня.
3. Первые выпуски бакалавров и магистров будут с государственными дипломами?
Ответ: Дипломы государственного образца и сейчас существуют для бакалавров и магистров. В 1994 году постановлением федерального органа исполнительной власти, который зарегистрирован Минюстом, утверждены образцы этих дипломов. Они действуют и выдаются всеми высшими учебными заведениями, реализующими программы бакалавров и магистров. Мы полагаем, что мы видоизменим эти образцы дипломов с введением стандартов нового поколения. Мы их сделаем ярче, красочнее и приблизим к образцам документов Европейского Союза. Многие российские вузы уже выдают такие положения к диплому. Полагаю, что мы его сделаем общедоступным.
4. Бакалавр это уже полное высшее образование или неоконченное высшее или это еще как-нибудь будет называться?
Ответ: Бакалавр – это законченное высшее образование, четырехлетнее как правило. Магистр будет подготавливаться в более узком вопросе, в той же области. Например, бакалавры металлурги готовятся ко всем вопросам общим в металлургии. Они изучают и основы технологии, и оборудование, и физико-химические основы металлургии, и т.д. И только на последнем курсе бакалавр специализируется неглубоко в одном из процессов цветная, черная или литейное дело и т.д. А магистр будет уже специализироваться в этих направлениях еще 2 года. Чтобы стать высококлассным специалистом в очень узком вопросе.
5. Означает ли переход России на двухуровневую систему высшего профессионального образования, что диплом, полученный в российских вузах, будет приравниваться к подобным европейским?
Ответ: Ничего автоматического здесь не происходит. Давайте сравним, как это происходит в РФ. Мы никогда не приравниваем диплом инженеров Баумановки к дипломам инженера какого-нибудь другого провинциального вуза. Есть супер подготовка, есть рядовая подготовка. Все признания дипломов – это очень индивидуальный и тонкий вопрос. Другое дело, что выравнивая сроки обучения, выравнивая стандарты обучения, мы облегчаем признание наших дипломов за рубежом. Мы облегчаем их узнавание, расшифровку наших программ и т.д. Мы переходим как бы на общий язык общения. Это так же, как и с английским языком, который все более широко применяется в международной жизни. Но это не значит, что диплом какого-то вуза будет гарантировать что-либо его выпускнику на европейском пространстве.
6. Не будет ли выпускник, окончивший учреждение среднего профессионального образования, считаться более высоко подготовленным специалистом, чем выпускник бакалавриата вуза, в связи с тем, что он прошел ряд специализированных дисциплин, а бакалавр только общий курс?
Ответ: Будущее покажет. Высшее образование отличается от среднепрофессионального прежде всего своей фундаментальной подготовкой. В техникуме такой фундамент естественнонаучной, и общей подготовки не дают. За счет крепкого фундамента выпускник высшей школы, как правило, гораздо более легко переориентируется на рынке труда, чем выпускник среднего образования. Он достаточно прочно к какой-то конкретной профессиональной деятельности. А сейчас ранок труда требует постоянной мобильности, постоянного изменения профиля работы, постоянной адаптации к новым трудовым условиям. Поэтому мы предполагаем, что они будут соревноваться на рынке труда, но совершенно на разных основаниях.
7. А это правда, что магистратуру теперь можно выбрать в любом другом университете мира? То есть после третьего курса можно уехать в любую страну и там получить степень магистра? А это платно?
Ответ: И сейчас магистратуру можно выбрать в любом университете мира. У нас в магистратуре учатся французы, немцы, другие национальности из Европы, из Африки, из Азии. Так же как и наши ребята, очень многие уезжают в магистратуру в университеты других стран. Уровневое высшее образование резко усиливает возможность академической мобильности, особенно на втором уровне высшего образования.