Юдинцева Л.Н.
Доцент кафедры «Математика и информатика», зам. зав. кафедрой
Владыка наш – традиция.
А в ней – свои благословенья и препоны;
неписаные правила сильней,
чем самые свирепые законы.
Игорь Губерман
Образование всегда было и остается единственным надежным фундаментом для карьерного роста личности, а сегодня речь идет об образовании качественно нового уровня. В настоящее время предприятия и организации предъявляют повышенные требования к выпускникам при приеме на работу, обращая внимание не только на знания теории и существующей практики в определенной сфере деятельности, но и умение успешно применять новые технологии.
В условиях стремительной компьютеризации как деловой жизни, так и общества в целом, Высшая Школа не остается в стороне, так как призвана готовить выпускников к будущей жизни, а новые компьютерные технологии как раз являются неотъемлемой частью общей и профессиональной подготовки.
Поскольку наш институт готовит специалистов в области экономики, особую актуальность приобретает использование современных компьютерных технологий при изучении соответствующих дисциплин, в частности, бухгалтерского учета. Для современного бухгалтера уже недостаточно знание теории и практики бухгалтерского учета. Сегодняшний день предъявляет качественно новые требования к образовательному уровню бухгалтера, а именно:
- знание законодательной базы для принятия правильных решений;
- владение автоматизированными бухгалтерскими системами для более эффективной работы;
- владение элементами анализа для оценки финансового состояния своего предприятия.
Вот на эти три уровня подготовки специалиста и происходит постепенное погружение в рамках курса «Современные компьютерные технологии (СКТ)» – 3 и 4 семестры, параллельно с традиционным курсом «Бухгалтерский учет».
Инструментальной базой для развертывания курса является локальная вычислительная сеть (ЛВС) и компьютерные классы, подключенные к ЛВС, и оснащенные компьютерами типа Pentium I, II, III. В набор уже освоенных приемов использования компьютерных технологий для учебных целей в СИФБД прочно вошли следующие:
- использование справочных правовых систем (СПС);
- использование автоматизированных бухгалтерских систем.
- использование пакетов анализа финансового состояния предприятия.
В первой части курса студенты знакомятся с компьютерными справочными системами Консультант, Гарант, Кодекс. Каждая из этих систем включает в себя целые семейства информационных баз определенной направленности, в том числе и полную подборку нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению, а также консультации и разъяснения по практическому применению этих документов, авторами которых являются специалисты Минфина, Госналогслужбы, Центрального Банка и других министерств и ведомств.
Справочные правовые системы – это эффективный инструмент, предоставляющий пользователю современные программные средства для поиска и обработки информации. Наша задача – научить студентов пользоваться этим инструментом
На практических занятиях особый упор делается на то, чтобы студенты научились быстро ориентироваться в огромном массиве ведомственных документов, нашли ответы на вопросы: как найти документ, имея минимум информации о нем? как действует тот или иной документ? как его применить? чем руководствоваться в спорной ситуации?
Второй важный момент при работе с СПС – создание собственного информационного пространства, работа с тематическим рубрикатором, папками и закладками. Имея свободный доступ к справочным правовым системам, студенты могут создавать подборки документов по различным учебным дисциплинам.
Во второй части курса студенты изучают автоматизированные бухгалтерские системы 1С и БЭСТ4 – наиболее распространенные на рынке программных продуктов. В рамках своих бухгалтерских функций они обеспечивает автоматизацию деятельности бухгалтерии по всем аспектам бухгалтерского учета, начиная от ввода первичных документов и формирования книги учета операций, и кончая построением баланса предприятия, отчета о финансовых результатах, справок для налоговых инспекций и т.д. Освоение технологии работы производится на сквозном учебном примере с использованием пошаговой методики.
Основная цель лабораторных занятий - изучение возможностей перечисленных систем, приобретение навыков ведения бухгалтерского учета на компьютере.
В результате обучения студенты должны уметь:
- производить общую техническую и бухгалтерскую настройку систем,
- настраивать основные справочники, план счетов;
- открывать аналитические счета к синтетическим;
- освоить механизм работы с типовыми операциями, что значительно сокращает время на выполнение часто повторяемых операций, повышает уровень автоматизации решения задач, сокращает число ошибок.
- формировать первичные кассовые документы и соответствующие им проводки;
- формировать платежные документы, регистрировать выписки банка из расчетного счета с разноской сумм по счетам и занесением проводок в единую книгу хозяйственных операций
- заполнять карточки персонального учета, формировать и корректировать лицевые счета сотрудников,
- составлять всевозможные ведомости, осуществлять расчет заработной платы и отчислений в фонды,
- работать с книгой хозяйственных операций,
- получать оборотные ведомости по счетам, синтетические и аналитические отчеты, кассовую книгу, баланс, отчет о финансовых результатах и другие формы отчетности.
Завершающим этапом является анализ финансового состояния предприятия, оценка его платежеспособности и финансовой устойчивости на основании полученной бухгалтерской отчетности. Для этого используются встроенные пакеты анализа и разработанный сотрудниками СИФБД пакет прикладных программ «Анализ финансового состояния предприятия»
Анализ финансового состояния включает в себя следующие процедуры:
- расчет чистых активов.
- анализ структуры активов предприятия. Исследуются основные средства и прочие внеоборотные активы, структура оборотных средств предприятия с точки зрения их участия в производстве и оценки их ликвидности.
- анализ структуры пассивов предприятия. Исследуются источники собственных средств предприятия и структура краткосрочной кредиторской задолженности, что позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости предприятия, приведшей его к неплатежеспособности;
- расчет коэффициентов деловой активности и рентабельности.
- экспресс-анализ финансового состояния предприятия по перечисленным ниже методикам. Основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятие показаны в динамике. Все предприятия в зависимости от соотношения расчетных коэффициентов и критериальных подразделяются на группы.
- Поясняющие таблицы. Множество выходных форм, позволяющих детально проанализировать расчет основных показателей.
- Графическое отображение полученных коэффициентов.
При разработке пакета прикладных программ «Анализ финансового состояния предприятия» специалистами СИФБД были использованы 4 различные методики:
- методика анализа, разработанная профессором Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Г.Ф. Сысоевой;
- методические положения по оценке финансового состояния предприятия, утвержденные Федеральным Управлением по делам о несостоятельности (банкротстве);
- приказ Минэкономики № 118 от 01.10.97 г. «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»;
- методика предварительной оценки платежеспособности и финансовой устойчивости заемщика, разработанная аудиторами фирмы «Экон»
Каждая из перечисленных методик применима к предприятиям различных организационно-правовых форм, видов собственности и направлений деятельности.
Работая с этим пакетом, студенты вводят баланс и отчет о финансовых результатах своего предприятия, полученные на предыдущем этапе, и рассчитывают коэффициенты по различным методикам. Используя знания, полученные при изучении дисциплины «Финансовый анализ», составляют отчет о финансовом состоянии своего предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости, завершая тем самым курс СКТ.
Таким образом, выпускники нашего ВУЗа получают самый современный уровень знаний, что увеличивает шансы на получение интересной и высокооплачиваемой работы