Поточный принцип
[10.01] Завод им. Чкалова готовится каждый год удваивать объем производства самолетов
Последний рабочий день 2007 года объединил в один праздник два повода — Новый год и окончание первого этапа ремонта и модернизации цеха № 9 и цеха № 65 НАПО им. Чкалова. Рядом с рабочими над крылом фронтового бомбардировщика Су–24М2 постоял и корреспондент НГС.НОВОСТИ, осознавший, что на пороге нового года завод им. Чкалова сделал, возможно, один из первых серьезных шагов в попытке догнать технический прогресс и, как и прежде, моделировать много современных самолетов. Впрочем, пока руководство завода ищет возможности для выполнения плана производства и продаж в 2008 году, рабочие мечтают о повышении зарплаты.
Проведенные в цехах работы можно разделить на две части: это сугубо бытовые улучшения условий труда и изменения, касающиеся непосредственно производства. Если в первом случае это новая спецодежда, душевые и личные кабинки, то во втором — новые рабочие месса с компьютерами для инженерного персонала и внедрение поточной сборки самолетов в цехе № 9. Пока систему будут «откатывать» на модернизации самолетов Су–24М, которые также производили в Новосибирске.
Андрей Калиновский поставил модернизацию Су–24М на поток
Однако генеральный директор НАПО им. Чкалова Андрей Калиновский специально отметил, что система поточной сборки нужна заводу именно для Су–34, которые должны встать «на конвейер» в 2009 году.
Суть поточного производства проста. Она призвана максимально автоматизировать рабочие места, эффективнее использовать время каждого рабочего, специализировав труд бригад для работы над каждой машиной. Видимых изменений немного — разве что новая разметка на полу цеха. Но и она, как уверяет Андрей Калиновский, говорит о многом. Он вообще ориентируется на мировой опыт самолетостроения и хочет привлечь на завод им. Чкалова молодых людей, предложив им современные условия труда.
В 2008 году на завод должны прийти до 300 основных рабочих, не считая программистов, специалистов по компьютерному моделированию и других.
Господин Калиновский, назначенный на должность гендиректора НАПО в начале июля 2007 года, излучает сдержанный оптимизм и производит впечатление прагматичного менеджера. В ответ на вопрос корреспондента НГС.НОВОСТИ он отметил, что НАПО удалось сохранить коллектив и потенциал: «Это была стартовая площадка, которая не совсем отвечала современным требованиям, но тогда была одна задача — сохранить завод. Сейчас другая — развивать завод под пятилетний оборонный заказ, который у нас есть, и под гражданский самолет RRJ (Sukhoi Super Jet). Надо перестраивать свои ряды и от обороны переходить в атаку. У нас нет времени на раскачку и раздумье, поскольку практически каждый год у нас будет удваиваться объем производства». Калиновский намерен также реструктуризировать бизнес завода, специализировав его именно на производстве самолетов. Непрофильные активы предприятия пока имеют свои бюджеты, а в будущем должны выйти в отдельный бизнес.
В конце 2007 года средний уровень зарплаты на НАПО им. Чкалова составлял 11 385 рублей. В 2008 году директор планирует в три этапа довести ее до 17 тыс. рублей, существенно расширив соцпакет. Он, по словам Калиновского, будет одним из лучших в Новосибирске.
В 2008 году средний рабочий НАПО должен получать 17 тыс. рублей
Экономический эффект должны дать и нововведения в области систем вентиляции 9-го цеха. ООО «СовПлим-Холдинг» поставило заводу им. Чкалова три вытяжные катушки для удаления паров топлива из баков самолетов и два стационарных фильтра с угольными кассетами для очистки воздуха в помещениях, где идет пайка. Зимой такой вид фильтра позволяет экономить на отоплении по сравнению с обычной системой вытяжной и приточной вентиляции. Как сообщил НГС.НОВОСТИ директор по продажам «СовПлим-Холдинг» Кирилл Бендерский, в 2008 году его предприятие поставит Чкаловскому заводу еще около 60 таких систем для цеха электромонтажа № 10.
Модернизация касается не только чисто производственных мощностей. Новые станки завода им. Чкалова работают на основе современных компьютерных технологий, а большая часть сборочных чертежей — по-прежнему на бумаге. Одна из главных задач инженеров на втором этапе развития — оцифровать чертежи самолета, чтобы производить детали для него на современном оборудовании. Параллельно на цифровые рельсы переведут базы данных складов комплектующих и элементов — они до сих пор существуют на бумаге и в голове складского работника.
Пока же во вспомогательных помещениях цеха № 9 пахнет свежей краской, повсюду новые пластиковые окна и аккуратный, но недорогой ремонт. И начальник цеха Владимир Вторушин, и директор завода не стали распространяться, сколько средств было потрачено на первый этап модернизации и сколько будет потрачено в 2008 году на последующий.
Однако господин Калиновский сказал, что вложенный в модернизацию рубль вернется заводу через год и один месяц, а господин Вторушин озвучил цель создания поточной системы производства: новый боевой самолет на Чкаловском заводе должны собирать за 10 дней.
На модернизацию самолета из ВВС будет уходить до 4 месяцев: его необходимо сначала испытать и выявить проблемные места конкретной машины, а потом частично разобрать, доработать и снова собрать.
Справка: Су–24М2 — дальнейшая модернизация самолета Су–24М. Новая модификация оснащается новейшим радиоэлектронным оборудованием и может применять весь комплекс управляемого вооружения, разработанного для Су–34. От Су–24М самолет отличается повышением точностных характеристик навигационного комплекса. Все имеющиеся у ВВС России бомбардировщики Су–24М будут модернизированы до стандарта Су–24М2 и останутся в строю в течение 10–15 лет — до их полной замены на Су–34. (РИА Новости)
Константин Пономарев
Фото автора
Источник: