Интернет-банкинг для «физиков»
Геннадий Крюков Банковские технологии №02 (2004 г.)
В последнее время интерес российских коммерческих банков к обслуживанию физических лиц заметно вырос. Успешная деятельность на этом поприще банков — пионеров отечественного послекризисного ритейла заставила пристально взглянуть на российских «физиков» не только многие российские банки, но и ряд международных финансовых институтов. Разумеется, до насыщения российскому рынку банковской розницы еще далеко. После многочисленных банковских кризисов и крахов 1990-х гг. доверие населения к банковской системе лишь начинает восстанавливаться, и господство Сбербанка в области депозитных операций еще только предстоит преодолеть. Зато в потребительском кредитовании коммерческие банки уже захватили пальму первенства и продолжают наращивать портфели.
Автоматизация банковского обслуживания происходит параллельно изменениям интереса банков к той или иной категории клиентов. Так, на заре появления в России интернет-банкинга банки в основном интересовались корпоративными клиентами, на них же были ориентированы и соответствующие информационные системы, предлагаемые на рынке различными разработчиками.
Сейчас, когда банки стали активно развивать розничный бизнес, все больше разработчиков предлагают решения, ориентированные на работу с частными клиентами в данном направлении интернет-банкинга. В целом рынок систем интернет-банкинга, ориентированных на работу с частными лицами, значительно моложе рынка классических «Клиент—Банков», адресованных корпоративным клиентам, однако и на нем есть старожилы. Например, «Домашний банк» Автобанка имеет уже значительную историю. Сегодня, когда идея массового обслуживания стала ключевой для многих отечественных банков, решения для интернет-банкинга, ориентированные на частных клиентов, появляются в арсенале большинства производителей тиражируемых банковских систем. Одни разработчики строят системы для «физиков» на основе разработанных ранее решений для юридических лиц и адаптируют их к особенностям розничного обслуживания, другие вынужденно или осознанно идут другим путем, отстраивая решение с нуля и изначально ориентируясь на специфические особенности розничного обслуживания. Так или иначе, систем интернет-банкинга для частных лиц становится все больше. Выбор становится все богаче и одновременно сложнее.
В какой-то степени приведенная ниже таблица отражает разнообразие этого выбора, не претендуя в то же время на полноту информации. Мы исследовали множество используемых в России систем для обслуживания частных лиц через Интернет и обобщили в таблице данные по самым известным, распространенным и функционально полным из них.
Об авторе: Крюков Геннадий Николаевич — независимый эксперт.