Стратегический запас информации
Какие подводные камни поджидают банки при внедрении IT-технологий
В современном бизнесе выживают самые приспособленные и динамичные компании — чтобы оставаться на плаву, они вынуждены стремительно меняться. Меняется все, даже профиль бизнеса. По сути, неизменными в компании остаются лишь две вещи: ее название и накопленная информация. Но сохранить и эффективно использовать «информационный актив» непросто.
Зоопарк программ
Чем крупнее компания, тем значительнее генерируемые ей потоки дынных: например, клиентская база одного из крупнейших в мире производителей компьютеров — компании Dell — включает 200 млн записей. Чтобы получить всесторонний обзор каждого клиента, требуются мощнейшие IT-решения.
Впрочем, сколь бы сложной и дорогой ни была закупленная система управления информацией, она далеко не всегда гарантирует незыблемые конкурентные преимущества.
Крупные корпорации ежегодно тратят десятки и сотни миллионов долларов на IT. Тем не менее управляемость данными находится порой в неудовлетворительном состоянии. Однажды исполнительный директор такой крупной корпорации, как Cisco, не смог получить затребованный им отчет о ста наиболее прибыльных клиентах компании. Оказалось, что различные структуры Cisco используют разные информационные решения, в результате хранящиеся в них записи невозможно согласовать между собой.
Сходные проблемы, и даже в большей степени, испытывают российские компании: например, Вадим Карлинский, финансовый директор одной из крупнейших в мире электростанций — Пермской ГРЭС, рассказал нам, что до недавнего времени на станции использовался «настоящий зоопарк программ» — 40 различных систем. Помимо прочего, это «видовое разнообразие» заметно увеличивало расходы на информационную инфраструктуру: каждая из программ требовала отдельной поддержки, сопровождения и т.д. Не менее показательный пример осложнений в области внедрения IT-технологий привел заместитель генерального директора Банка Москвы Дмитрий Коротков: «Семь лет назад я запросил информацию об одном из наших основных клиентов. Из трех подразделений банка пришли три разные цифры: различия составляли сотни миллионов долларов…».
Все три упомянутые выше компании решили свои информационные проблемы, установив системы, способные концентрировать накопленные данные.
Однако проблема «зоопарка программ» в банках стоит остро. При довольно высоком общем уровне автоматизации производственных процессов в российских банках больше половины руководителей корпоративных IT-служб выражают недовольство тем, как именно они автоматизированы. В большинстве случаев IT-директора жалуются именно на отсутствие интеграции с другими IT-системами и отсталость используемых решений. И не удивительно: самые распространенные категории используемых решений — «самописные» (их использует 41% российских предприятий) и «прочие» (39%), которые в данном случае надлежит трактовать как «разномастные».
Учись или разоришься
Помимо проблемы «зоопарка программ», компании, которые собираются внедрять у себя современные IT-технологии, поджидают и другие подводные камни. Один из них можно назвать «синдром ITIL».
Считается, что основная польза от IT — значительный рост производительности труда. Однако это не всегда так. В начале 80-х годов Маргарет Тэтчер была очень обеспокоена докладом, согласно которому британские компании тратили на компьютеризацию десятки миллиардов долларов ежегодно, а национальный индекс производительности труда при этом продолжал снижаться. В чем дело? Тэтчер потребовала провести масштабное исследование, результатом которого стал 40-томный труд, известный под аббревиатурой ITIL.
Оказалось, что большинство компаний использовали IT неправильно. Они ожидали чудес, на которые IT не способны, зато в тех областях, где компьютеры действительно эффективны, их практически не применяли. В ITIL собраны рекомендации, описывающие наиболее успешный опыт (они считаются обязательными для изучения каждым — в том числе и российским — IT-специалистом). Григорий Попов, директор по маркетингу компании I-Teco, считает: «на Западе компании, работавшие «не так», все равно пришли к этому или разорились».
В каких программах нуждается современный бизнес? По мнению Дмитрия Хавина из холдинга РБК, важнее всего системы, управляющие взаимодействием с клиентами. Ведь многие классические рыночные правила сегодня уже не действуют. Так, сами по себе свойства какого-либо продукта уже не смогут удержать клиентов — ведь качество однотипного товара у всех крупных компаний практически одинаковое. Но именно клиенты и являются основным активом любого бизнеса. Известно, что привлечение нового покупателя обходится в 5—7 раз дороже, чем удержание старого, а увеличение «удержания» всего лишь на 5% обеспечивает рост прибыли на 50—125%.
Ценовой барьер
Потенциальных клиентов IT-технологий поджидает еще одна напасть — ценовой барьер. Например, программы двух мировых «IT-грандов»: Oracle и его основного конкурента — германской корпорации SAP, предназначены в первую очередь для очень крупного бизнеса и обходятся в 300 тыс. долларов и выше. Но руководителям компаний средней величины, желающим использовать наиболее «продвинутые» решения, но не готовым платить за них миллионы долларов, огорчаться не стоит.
Совсем недавно авторитетный журнал Harvard Business Review опубликовал статью «Информационные технологии и коррозия конкурентных преимуществ» известного на Западе аналитика Николаса Карра. В этом, вызвавшем немалый шум в бизнес-кругах, труде доказывается, что коль скоро новые технологии общедоступны, любые конкурентные преимущества, полученные за их счет громадными корпорациями крайне недолговечны.
В качестве примера г-н Карр приводит рынок компьютерных решений для управления бизнесом. До недавнего времени такие поставщики, как, например, Siebel Systems, специализировались лишь на сложных системах, которые были по карману только наиболее крупным компаниям. Однако появление на рынке новых игроков, предложивших более дешевые системы, обладающие при этом схожей функциональностью, заставило Siebel и других «грандов» принять ответные меры — выпустить «бюджетные версии» своих программ, которые стали вполне доступны даже малым и средним предприятиям. В результате, в современном бизнесе сложилась ситуация, когда информационные технологии стали необходимостью, но не дают долгосрочных конкурентных преимуществ. Те компании, которые раньше всех внедряют «все самое новое», платят очень дорого, но остальные догоняют их чрезвычайно быстро.
IT в российских банках
Первые IT-решения для автоматизации банков и других финансовых учреждений появились в России в начале 90-х вместе с первыми коммерческими банками. По оценкам Константина Маркелова, зам. гендиректора консультационной компании «СПЛАН-Холдинг», сегодня объем открытого рынка банковских информационных технологий составляет 50—60 млн долларов, что на 20—25% превышает прошлогодние показатели. Впрочем, эти цифры могут оказаться заниженными — в прошлом году все основные игроки этого сектора рынка информационных технологий объявили о росте своих доходов.
Несмотря на общий рост, на рынке IT-решений для финансового сектора по-прежнему царит затишье. Рынок поставщиков банковских информационных решений в России до последнего времени был довольно замкнутым — за последние 5—7 лет на нем не появилось ни одного нового игрока. Десяток известных фирм больше занимались выяснением влиятельности друг друга, чем серьезной борьбой за клиента. Их основными конкурентами были банковские программисты. Однако в следующем году на рынке может начаться серьезная борьба за клиентов и их деньги.
Недавно на рынке появились западные игроки, до сих пор не проявлявшие своей заинтересованности в российском финансовом секторе. Об активном продвижении в России заявила компания Misys — поставщик программных решений для банков и финансовых институтов. Продукты этой компании используют более 50% крупнейших банков мира.
О своем интересе к российскому финансовому сектору заявил и немецкий поставщик ERP-систем SAP AG. По словам гендиректора представительства SAP CIS Алексея Шлыкова, компания долгое время вела разведку и готовила кадры для работы на новых рынках. В качестве целевой группы для продукта mySAP Banking будут рассматриваться банки, занимающие с 1-й по 50-ю позицию в банковских рейтингах и нацеленные на ритейловый бизнес. Впрочем, пока это всего лишь декларация: показательной базы в финансовом секторе у SAP, как и у Misys, в России пока нет. К тому же иностранных поставщиков интересует в первую очередь Сбербанк или по крайней мере такие крупные банки, как Альфа-Банк.
Впрочем, активность западных поставщиков российских разработчиков не тревожит. Как полагает Константин Маркелов из компании «СПЛАН-Холдинг», «грядущее введение международных стандартов отчетности, конечно, повышает шансы западных разработчиков, но не настолько, чтобы говорить о заметном улучшении их позиций. Скорее всего, появятся лишь единичные контракты и будут завершены те несколько внедрений западных систем, которые российские банки начали несколько лет назад».
Экспертиза
Одним из важнейших аспектов управления информацией является передача данных между разными пользователями. По мнению специалистов компании «Такском», автоматизированный обмен информацией по банковским счетам с налоговыми органами с использованием телекоммуникационных каналов связи и ЭЦП (система «Банковские счета» МНС России) позволит кредитной организации отказаться от формирования и отправки документов вручную, минимизировать ошибки при формировании сообщения, оперативно получать ответы от налоговых органов.
Кредитным организациям для перехода на автоматизированный обмен информацией с налоговыми органами необходимо:
• подготовить (доработать) информационную систему банка в соответствии с утвержденными форматами МНС России, которые можно найти на сайте ;
• заключить договор с оператором связи на предоставление услуги по электронному документообороту (в Москве это ООО «Такском», );
• довести до налогового органа по месту учета банка информацию о своих намерениях для перехода на автоматизированное предоставление данных по счетам налогоплательщиков — клиентов банка.
Константин Гурдин , "Банковское обозрение", №8, август 2004 г.