ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.АКТУАЛЬНЫЕ БИЗНЕС-ЗАДАЧИ И IT-ТЕХНОЛОГИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

3. Клиринговая деятельность
Наряду с перечисленными задачами огромное поле для применения современных IT-решений на фондовом рынке — состояние расчетов между участниками рынка. В Законе «О рынке ценных бумаг» деятельность, связанная с определением обязательств участников рынка по отношению друг к другу, — клиринг— выделена в самостоятельное направление. Мой опыт общения с инвесторами и студентами показывает, что клиринговая деятельность — во многом terra incognitа для большинства из них. Между тем именно институты, осуществляющие клиринг, фокусируют на себе операционные риски участников рынка. В современной мировой финансовой индустрии проблемы, связанные с диверсификацией рисков клиринговой деятельности, решены путем ее централизации в мощных транснациональных институтах.
Международные клиринговые компании используют современные операционные технологии, аккумулируют потоки информации о состоянии ценных бумаг с ведущих торговых площадок мира. Кроме высокой технической оснащенности они обладают отлаженными в течение длительного периода времени процедурами проведения операций с ценными бумагами и системами обеспечения обязательств, гарантирующих владельцам ценных бумаг соблюдение их прав в полной мере. К сожалению, Россия не может пока предоставить услуги в сфере клиринга с адекватной стандартным европейским требованиям степенью надежности. Решение этой глобальной задачи без качественного изменения уровня применяемых на рынке IT-решений вряд ли возможно.
Позиционирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих клиринговые операции на рынке ценных бумаг, в качестве бизнес-единицы под силу только очень крупным операторам рынка, объединяющим свои усилия на этом направлении и заинтересованным в развитии клиринговых институтов. При этом клиринговая деятельность затратная даже в большей степени, чем депозитарная и регистраторская. О сосредоточении в этих видах деятельности операционных рисков мы уже писали выше. По существу, клиринговый институт, определяющий обязательства участников торгов, становится «последним бастионом», способным локализовать операционные риски, присущие операциям на фондовом рынке, и не дать перерасти им в системный кризис взаимных непоставок и неплатежей.
4. Автоматизация процедур, связанных с выписыванием и обращением векселей
Необходимость решения этой задачи неразрывно связана с автоматизацией бэк- и фронт-офисов. Однако ее возможно выделить в самостоятельную задачу исходя из особой природы векселя как долгового обязательства и ценной бумаги. Основные правила «жизни» векселей определены Конвенцией от 07.06.30, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях, Законом Российской Федерации от 11.03.97 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» и рядом других документов, регулирующих особенности обращения векселей. Подавляющее же число остальных видов ценных бумаг обращается в соответствии с нормами, установленными Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Проблемы, связанные с обращением векселей на российском рынке ценных бумаг, неоднократно обсуждались в различных печатных изданиях. Основные причины, порождающие эти проблемы, вызваны, во-первых, недостаточной гармонизацией принципов, которыми руководствуются российские регуляторы рынка ценных бумаг с международными законодательными актами (в соответствии с последними на территории любой страны организовано обращение векселей), и, во-вторых, с чрезмерным употреблением векселей в качестве финансового инструмента привлечения денежных ресурсов с рынка. В условиях неразвитости российского законодательства о ценных бумагах на рынке отсутствует целый класс бумаг, а именно, коммерческие бумаги. Как правило, эти бумаги относятся к числу краткосрочных и имеют облегченную процедуру выхода на рынок. В течение долгого времени векселя фактически выполняли функции, присущие коммерческим бумагам: компании, не желая тратить деньги и время на прохождение процедуры эмиссии, выписывали векселя. В качестве неэмиссионного инструмента вексель можно конструировать под определенные требования клиентов, что также делает его очень привлекательным. Одновременно векселя крупных корпораций (например, Газпрома или Сбербанка) ничуть не уступают по инвестиционным качествам эмиссионным ценным бумагам, имея ту же ликвидность. Кроме того, что векселя традиционно широко использовались внешнеторговыми организациями при расчетах в международной торговле, в России начала 90-х векселя очень часто применялись и в качестве расчетных инструментов, являя собой квазиденьги в условиях недостаточной монетизации экономики. Используя практику работы с векселями кредитных организаций, Банк России регулирует процедуры, связанные с применением векселей в деятельности кредитных организаций. Бывшая Федеральная комиссия по ценным бумагам предпринимала попытки регулировать и этот сегмент рынка, однако это не входило в ее компетенцию в соответствии с Законом « О рынке ценных бумаг», так как указанный Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, а вексель, как известно, к эмиссионным ценным бумагам не относится. Фактически до кризиса 1998 года векселя занимали часть облигационной рыночной ниши.
Не имея возможности регулировать вексельное обращение на российском рынке ценных бумаг непосредственно, ФКЦБ пыталась сделать это косвенными методами, ограничивая возможности применения векселей в деятельности участников фондового рынка, которых она лицензирует. На векселя были распространены требования по учету, не принимающие во внимание особенности их обращения, следующие из международных законодательных актов, которые являются превалирующими по отношению к внутренним в вопросах, касающихся обращения векселей. В итоге требования, выдвинутые ФКЦБ к организации внутреннего учета векселей, достаточно сложно реализовать на практике даже с учетом наличия автоматизированных систем.
Вексельный рынок не относится к категории организованных исходя из природы векселя, и вряд ли в ближайшее время эта ситуация значительно изменится. Таким образом, для обеспечения корректного сбора и дальнейшей обработки информации относительно векселей необходимо вести единый реестр выписанных векселей, что достаточно сложная задача, особенно для корпораций, имеющих широкую филиальную сеть. Решение этой задачи вне применения IT-решений, направленных на унификацию процедур выписывания векселей и учета их (принимая во внимание необходимость унифицированного учета и бланков векселей), представляется практически невозможным.
5. Совершенствование продуктового ряда участников рынка
В настоящее время практически все операторы рынка предлагают клиентам стандартный набор услуг. Ввиду ограниченной емкости рынка и сосредоточения основной массы инвесторов в нескольких крупных городах России конкуренция среди брокеров-дилеров за привлечение новых клиентов и удержание имеющихся принимает все более острый характер. При этом возможности демпинга в этом сегменте услуг весьма ограничены. Соответственно основная борьба, к счастью для клиентов, разворачивается на «фронте» качества основных услуг и сопутствующих сервисов. Так, мы уже отмечали обязательность наличия современных интернет-трейдинговых систем в арсенале компании, желающей успешно позиционироваться на рынке. В этот же «джентльменский» набор услуг входят и следующие опции:
• возможность получения отчетов по итогам торгов в день окончания торгов (в крайнем случае — до 10 ч утра следующего рабочего дня);
• возможность оперативной связи клиента с брокером независимо от места нахождения клиентов;
• возможность получения информации от брокера на мобильные телефоны практически в режиме онлайн и множество других услуг, предоставление которых невозможно без применения IT-решений не только в области обработки информации, но и передачи ее;
• возможность передачи поручений (в том числе депозитарных) на электронных носителях информации или по факсу с последующим подтверждением и т.д.
Современные технологии в сфере коммуникаций предоставляют очень широкий спектр технических решений, позволяющих поддерживать контакты и устраивать при необходимости конференцию (call-conferеnce) независимо от мест нахождения участников. В настоящее время потенциальные технические возможности по передаче информации значительно превосходят реальные потребности рынка ценных бумаг, особенно той части инвесторов, которую относят к категории мелких и средних. Идет процесс усложнения уже предоставляемых услуг. При этом предлагаемые новшества не всегда настолько необходимы, что клиенты согласны платить за них дополнительно. Поэтому некоторые из предлагаемых на рынке в последнее время дополнительных услуг следовало бы отнести к «антуражу» инвестиционно-банковского бизнеса, который не меняет сути предлагаемых услуг, но делает их более привлекательными за счет внешних атрибутов.
Серьезной проблемой в связи с широким применением современных телекоммуникационных технологий в отношениях между инвесторами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг становится состояние законодательной базы, регулирующей процесс передачи информации от брокера к инвестору. В ряде случаев законодательные и нормативные акты определяют содержание информации, предоставляемой брокером инвестору, в обязательном порядке и обязывают брокера к ее предоставлению в установленные ограниченные сроки, не предусматривая возможности использования электронных носителей информации в полной мере. Особенно это относится к бизнесу регистраторов и депозитариев.
Особое место в брокеридже занимают услуги, связанные с предоставлением клиенту аналитической информации в процессе торгов, возможностью проводить технический анализ в процессе торгов, выставлением различных видов заявок, стоп-лоссов. Этот перечень информационных услуг также можно отнести к необходимому набору услуг. Несмотря на то что реальными пользователями систем теханализа становятся далеко не все инвесторы, отсутствие потенциальных возможностей теханализа в предлагаемой инвестору услуге значительно понижает ее конкурентоспособность. Компании, не обеспечивающие клиенту комплексный сервис в части брокерских услуг, обречены на неудачу в сегменте услуг массовому клиенту.
6. Стандартизация и автоматизация процесса привлечения и обслуживания клиентов
В условиях жесткой конкурентной борьбы компании все большее внимание уделяют процессам привлечения новых клиентов и совершенствования обслуживания уже имеющихся. Инвесторы, работающие на российском рынке ценных бумаг, росли и изменялись одновременно с рынком, поэтому в настоящее время можно констатировать наличие достаточно широкого слоя мелких и средних инвесторов, относящихся к категории искушенных, то есть знакомых с основными принципами риск-менеджмента, диверсифицирующих операции не только между различными сегментами рынка ценных бумаг, но и работающих через различных брокеров, благо выбор более чем достаточен. В силу сложившихся обстоятельств они постоянно сравнивают качество услуг, предоставляемых на рынке. В этих условиях компании — профессиональные участники рынка стали больше внимания уделять совершенствованию взаимоотношений с клиентами, переходя от простого установления и поддержания этих взаимоотношений к процессу управления ими. Это наиболее сложная тематика для применения IT-решений.
Отношения с инвесторами очень часто при прочих равных условиях складываются под воздействием субъективных факторов, которые сложно, а в большинстве случаев просто невозможно описать с помощью традиционных алгоритмов. При этом между сотрудниками, осуществляющими продажи отдельным инвесторам, и руководством компании объективно существует конфликт интересов: сейлз-менеджер1 в силу понятных причин не хочет раскрывать руководителю всю информацию о системе своих взаимоотношений с клиентами, а руководитель, в свою очередь, хочет знать как можно больше в целях:
— сохранения и расширения клиентской базы;
— создания системы перекрестных продаж продуктов компании.
Обозначенный конфликт может дополняться и конфликтами, возникающими в результате внутренней конкуренции среди менеджеров компании, продающих разные продукты одной и той же категории клиентов. Особенно часто такие ситуации возникают в универсальных кредитных учреждениях, предлагающих на рынке весь спектр банковских услуг через основную структуру, и инвестиционно-банковских — через аффилированные компании. Наиболее типичная ситуация: предложение одновременно клиентам депозитов, паев паевых инвестиционных фондов, брокерского обслуживания. Крупные корпорации добавляют сюда же и страховые продукты, часть из которых также предназначена для привлечения временно свободных средств населения или корпораций (на этом принципе основаны все предлагаемые продукты в части накопительного страхования).
В сложившейся ситуации нет универсальных рецептов, и каждая компания решает задачу уникальными методами, определяя оптимальный для себя перечень реализуемых услуг, наиболее приоритетные из них и выстраивая в зависимости от этого эффективную (или неэффективную) систему бонусирования сотрудников. На наш взгляд, наиболее эффективно применение IT-технологий в процессе сбора и обработки информации, фиксирующей количественные характеристики работы менеджеров по продажам. Попытки администрирования процесса привлечения клиентов и формализации его посредством дробления на стадии и контроля менеджерами высшего звена выполнения сейлз-менеджерами выявленных стадий представляются весьма спорными. В частности, именно на таких принципах построены предлагаемые на рынке системы CRM.
Представляется высокая отдача от введения указанных систем, в случаях когда компания реализует структурированные однородные продукты массовому потребителю. Рынок инвестиционно-банковских услуг по природе иной. Он резко отличается даже от рынка традиционных банковских и страховых услуг хотя бы уровнем доверия, который складывается между менеджерами, контактирующими с клиентом, и клиентами, не говоря уже о таких характеристиках, как инерционность рынка, эластичность спроса на услуги и т.д. Он более персонифицирован в силу особенностей бизнеса: зачастую брокер «впускает» клиента в свой бизнес, например при интернет-трейдинге делится с ним частью своего дохода. Отсюда и иной характер возникающих отношений. Кроме того, установившиеся отношения продолжаются в течение достаточно длительного периода времени, даже если клиент активно не работает, определенную информацию о состоянии принадлежащих ему активов ему предоставляют в обязательном порядке. Представляется целесообразным о проблемах применения систем СRM в индустрии инвестиционно-банковских услуг поговорить подробнее, рассматривая эту проблему не как бизнес-задачу, а как управленческую.
Развитие рынка ценных бумаг в России не следует отделять от развития и совершенствования института частной собственности. К счастью, уже сегодня ясно, что этот процесс дает мощнейший стимул развитию технологий торговли все более сложными, агрегированными инструментами. Это повлечет за собой необходимость структурирования как процессов, связанных с обработкой информации, так и самих бизнес-процессов. Последнее же, в свою очередь, неразрывно связано с совершенствованием применяемых IT-решений во всех сферах финансового бизнеса.

Методический журнал «Расчеты и операционная работа в коммерческом банке» №7-8(49)/2004

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: , контакты