I
Основные шаги, необходимые для построения прогноза движения денежных средств:
a) Подготовьте отчеты за прошлые периоды на основе имеющихся в компании данных и проанализируйте определяющие тенденции и закономерности;
b) Используйте для подготовки отчетов надежную и полную информацию; они будут использоваться для внутренних целей и качество управленческих решений будет зависеть от качества использованной информации;
c) Определите критические статьи или параметры, которые вы хотели бы отслеживать регулярно (остаток денежных средств, продажи в единицах продукции, цены, себестоимость, затраты на зарплату, налоговые и внебюджетные обязательства);
d) Изучите прилагаемую примерную финансовую модель
(смотри Примерную электронную таблицу движения денежных средств);
e) Определите подходящую периодичность ваших прогнозов, принимая во внимание непостоянность и колебания вашего бизнеса, например, недельную, двухнедельную, месячную и т.д.;
f) Проанализируйте цены и объемы продаваемой продукции для того, чтобы определить вновь возникающие тенденции и закономерности;
g) Выведите предположения для ваших прогнозов, основываясь на результатах анализа финансовой отчетности за прошлые периоды;
h) Разделите ваш прогноз продаж на доли продаж, осуществляемую на условиях предоплаты и в кредит. Бартерные операции могут рассматриваться формой продаж в кредит с более длительным сроком взыскания задолженности;
i) Оцените прогнозируемую валовую прибыль по группам товаров для того, чтобы оптимизировать ваш ассортимент предлагаемой продукции;
j) Регулярно рассматривайте актуальность допущений и предположений, на которых построена ваша модель. Основывайте изменения в них на анализе расхождений между спрогнозированными и фактическими результатами, а также на вновь возникающих рыночных тенденциях;
k) Рассчитайте резервы на сомнительные долги и принимайте их в расчет при прогнозировании притока денежных средств. Ускорьте списание сомнительных долгов по давно просроченной задолженности с баланса, который вы ведете для управления финансами и внутреннего пользования;
l) Рассматривайте различные сценарии, однако используйте пессимистический подход к определению уровня ваших денежных резервов;
m) Постройте прогнозируемые балансы и отчеты о прибылях и убытках на основе предположений и допущений, которые вы разработали;
n) Дополнительно, оцените необходимость использования простой краткосрочной модели движения денежных средств, построенной прямым методом. Она будет состоять из ожидаемых денежных поступлений и конкретных платежей, которые необходимо сделать в течение рассматриваемого периода.
II
Механизмы оценки предполагаемых объемов ваших продаж по группам товаров:
a) Проанализируйте цены и объемы продаж по группам товаров путем проведения статистического анализа. Экстраполируйте тенденции на последующие периоды; принимайте в расчет сезонные факторы;
b) Тщательно оцените прогнозируемую валовую прибыль по группам товаров путем определения факторов потребительского спроса и наиболее важных из статей операционных расходов, отнесения их правильно на группы товаров и оценки динамики их изменения;
c) Оцените соответствующие уровни инфляции по основным статьям вашего прогноза, принимая в расчет определяющие валютные деноминации, регулирующие нормативные акты и государственную поддержку, возможности замещения данного товара потребителем и каналы дистрибуции.
III
Критические аспекты правильной оценки ваших будущих расходов:
a) Определите носители затрат, такие как прямые затраты на сырье и материалы, прямые и непрямые затраты на персонал, и коммунальные платежи;
b) Основывайте ваши допущения и предположения относительно затрат на финансовых данных за прошедшие периоды, поскольку они являются наилучшей отправной точкой для анализа/прогнозирования деятельности именно вашей компании;
c) Будьте консервативны при прогнозировании уровней инфляции для ваших основных статей затрат с тем, чтобы обеспечить некоторый запас при прогнозировании движения денежных средств;
d) Интегрируйте результаты анализа отклонений в вашу прогнозную модель денежных средств для избежания их повторного появления;
e) Будьте консервативны при разработке графика осуществления платежей, поскольку задержки платежей со стороны ваших дебиторов становятся более вероятными, а своевременность ваших платежей, с другой стороны, может стать в кризисное время еще более критически важным фактором в построении и поддержании доверия к вам.