Во условиях трудной финансовой ситуации необходимо упростить процесс и максимально уменьшить затраты. Объективный анализ бизнес процессов вашего предприятия поможет выделить области, которые могут быть реструктурированы.
- Проанализируйте бизнес процессы. Проследите движение некоторых документов через весь процесс. Задайтесь следующими вопросами:
- Кто что именно делает?
- Сколько времени занимает каждый этап?
- Где возникают проблемы и узкие места?
- Проанализируйте информацию, на которой построен Ваш бизнес. Задайте себе следующие вопросы:
- Функциональная роль каждого документа: какие документы необходимы?
- Дублирование: имеются ли одинаковые отчеты, подготовленные разными отделами/сотрудниками?
- Имеют ли отделы или сотрудники достаточный доступ к необходимой информации для обеспечения максимально эффективной работы?
- Обратите внимание на неэффективные элементы администрирования, такие как:
- Излишняя проверка документов.
- Функции, которые можно объединить: сколько печатей должно быть на документе?
- Обратите внимание на "неоптимальные" действия.
- Формируются ли на каком-либо этапе узкие места или скопления нерешенных проблем?
- Есть ли вероятность нарушений должностных инструкций? Например, лучше разделить функции, связанные с денежными платежами и поступлениями, и ограничить число людей, ответственных за закупки.
- Оптимизируйте организационную структуру. Объедините или наоборот расширьте процессы/должности/отделы. Пересмотрите должности для оптимизации процесса.
- Осуществите перестановку кадров по мере необходимости.
- Сократите/увеличьте по мере необходимости количество рабочих мест.
- Если необходим перевод персонала, рассмотрите возможности их обучения или переквалификации.
- Каковы в действительности обязанности каждого из сотрудников? Опишите функции каждого из сотрудников, но не только те, которые перечислены в договоре или должностной инструкции.
Материальные стимулы должны проводиться через четкую систему оплаты труда, жестко привязанную к индивидуальным результатам труда каждого работника. Такую систему целесообразнее всего можно внедрять через систему аттестации, при которой перед каждым работником ставятся определенные финансовые цели, круг производственных обязанностей и конкретные сроки, выполнение которых проверяется. Очень важно ввести такие критерии при аттестации, как привнесение в компанию нового бизнеса. Успехи в этом направлении должны отмечаться особо и вознаграждаться дополнительно. Система аттестации также очень полезна в случае необходимости сокращения штатов, так как она позволяет наиболее объективно обосновать критерии причин для увольнения. Мы считаем, что аттестацию следует проводить не реже, чем раз в шесть месяцев.