Перестройка российской экономики обозначила проблему подготовки специалистов, которые могли бы успешно трудиться на финансовом рынке. Такие кадры десять лет назад в нашем регионе ещё никто не готовил. Поэтому-то на межрегиональной научно-практической конференции для руководителей и специалистов коммерческих банков Сибири в апреле 1992 г. было принято решение о создании соответствующего вуза.
Решение активно поддержала Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение», НИИЖТ (ныне СГУПС), аудиторские фирмы «ЭкоН» и «ФИНЭКС» и др. И вот уже в августе 1992 г. был создан Сибирский институт финансов и банковского дела, зарегистрированный сначала как Сибирская международная высшая школа банковского дела.Сегодня мы полностью самостоятельны и не связаны ни в организационном, ни в материально-финансовом отношении с каким-либо государственным вузом. Но независимость и автономия нашего института – отнюдь не самоцель, а средство расширения инициативы в достижении высокого качества обучения и эффективности учебного процесса. Наш институт стал первым негосударственным вузом в Новосибирске, мы первые успешно прошли аттестацию и аккредитацию и в 1997 г. получили право выдавать дипломы государственного образца. В 2000 г. мы подтвердили государственный статус.
Наши выпускники(а их уже 1805) успешно работают в коммерческих банках, финансовых и страховых компаниях, на биржах, на предприятиях разного профиля по всей стране и даже за рубежом – они востребованы и могут гордиться своей Alma Mater. А мы гордимся ими и радуемся за них.
Мы верны своим принципам. Все, что мы замыслили, успешно реализуется. Наша цель – аккумулировать и поставить на службу российской экономике накопленные мировой наукой фундаментальные и прикладные знания, практический опыт в области финансов, денежного обращения и кредита, бухгалтерского учета и аудита, менеджмента и антикризисного управления.Подготовка специалистов высокого класса требует выполнения трех основных условий: высокого качества процесса обучения, оптимального сочетания теоретических знаний с практикой, высокого уровня научных исследований. Мы стараемся работать профессионально и ценим профессионализм наших партнеров и конкурентов.
Мы понимаем, что качество финансового образования во многом определяет перспективы развития любой отрасли. Поэтому мы постоянно совершенствуем учебный процесс, ежегодно корректируя учебные планы и рабочие программы в привязке к изменяющимся потребностям рынка, полагая, что качество образования оценивается по критерию пользы для общества.В органах власти в последние годы говорят о необходимости общественной поддержки системы образования (как государственного, так и негосударственного), о позитивном значении многоучредительства учебных заведений. При создании нашего института мы опирались на этот принцип, надеясь, что учредители станут на-шими заказчиками и им будет под силу оказывать нам серьезную финансовую и имущественную поддержку. Но экономический кризис в России пока не преодолен. Нашим учредителям, как и нам, нелегко, и легче нам будет тогда, когда в государстве будут созданы условия для свободного развития и стабильной работы реального сектора экономики. А решение этой задачи напрямую связано с повышением уровня образования специалистов.
«...Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путем возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить сильно пошатнувшееся значение нашей Родины. Каждый удар высшей школе, каждое стеснение ее автономии есть удар национальной силе. Ибо высшая школа совершает национальную работу первостепенной важности; в ней сосредотачивается и куется будущее великого народа».Это сказал В.И. Вернадский. Прекрасно сказано: мудро и справедливо на все времена.Наши студенты (сегодня их более 2000) – представители «среднего» сословия. Мы всегда стремились организовать работу так, чтобы оплата обучения соответствовала материальным возможностям большинства. Стоимость обучения в вузе определяется не только внутренними потребностями института – она зависит от реального состояния финансов в стране и регионе, от уровня экономического развития общества.
Все мы зависим от государственной политики. Если говорить об образовании, то можно констатировать, что страна получила концепцию и программу модернизации образования на десять лет вперед. Затянувшийся период неопределенности, сковавший творческую активность научно-педагогических кругов, завершился. Наступил новый этап развития образования – его модернизация.Заметим, что термин «модернизация» приобрел в последние годы богатое социально-экономической и философское содержание. Им принято обозначать особый способ общественного прогресса, который отличается не самопроизвольным, а целенаправленным, управляемым характером.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития государственного и негосударственного секторов системы образования.Именно наличие негосударственных вузов на образовательном рынке способствует формированию конкурентной среды. Функцио-нирование негосударственных вузов создает, с одной стороны, потенциальную угрозу нарушению status quo вследствие перераспределения ресурсов (денежных ресурсов населения, кадровых ресурсов и др.), традиционных академических территорий, власти и влияния, контингента студентов и политической поддержки, с другой стороны, обеспечивает интеграцию усилий преподавателей и научных сотрудников из государственных вузов, работающих в не-государственных по совместительству (причем, негосударственные вузы выбирают «лучших из лучших»), и штатных преподавателей и сотрудников негосударственных вузов с целью подготовки высокопрофессиональных специалистов, ориентированных на работу в конкретной области.
Наш вуз – негосударственный, и мы привлекаем преподавате-лей из других вузов. Но основной «костяк» института – штатные преподаватели, к которым руководство предъявляет подчас суровые требования. И это объяснимо – чтобы выжить и устойчиво развиваться, негосударственному вузу надо быть хотя бы в чем-то лучше. Негосударственный вуз не может работать с низким уровнем качества, без ориентации на конкретных потребителей образовательных услуг.В начале нашей деятельности потребители образовательных услуг – юридические лица (будущие заказчики) с большим интересом выясняли возможные инициативы и преимущества нового института. После проведения ряда межрегиональных научно-практических семинаров и конференций по банковскому делу, государственным и корпоративным финансам, бухгалтерскому учету и аудиту, осуществленных при поддержке Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», с нашим институтом начали заключать договоры не только на подготовку специалистов, но и на разработку научной продукции.
Все 10 лет в СИФБД упор делался на диверсификацию образовательных услуг, осуществляемых вузом по различным программам, направлениям и формам образования. Речь идет о внутренней диверсификации – то есть о дифференциации образовательных программ, форм и периодов обучения, дипломов (удостоверений, свидетельств и сертификатов), направлений и специальностей обучения и т.д.Мы постоянно расширяем сферы деятельности, номенклатуру образовательных и научных продуктов, превращая комплекс услуг, осуществляемых в СИФБД, в диверсифицированный комплекс с постоянным внедрением новых технологий, которые отрабатываются в практике аудиторских фирм, банков и других организаций.
Основная цель диверсификации – удовлетворение потребностей потребителей образовательных услуг, и, прежде всего, наших учредителей (участников) и партнеров по аудиторскому бизнесу.Аргументы в защиту диверсификации образовательных услуг просты. Но реализация ее сложна и требует использования новых образовательных технологий, качественного научно-методического обеспечения и высокопрофессиональных кадров. В целях углубления и расширения диверсификации образовательных услуг в нашем вузе:
- постоянно расширяется и обновляется сеть «выездных кафедр»;
- действительно реализуются принципы непрерывного образования;
- обеспечивается преемственность образовательных программ – от средней школы до аспирантуры;
- интегрируются направления и формы подготовки: наши сту-денты иногда защищают дипломы по двум специальностям, одновременно с получением диплома по специальности получают государственное удостоверение (свидетельство) по программам дополнительного образования и т.п.
Руководство вуза стремится к тому, чтобы диверсификация была строго координируемой, а деятельность института – открытой, прозрачной, подотчетной (Попечительскому совету), высокопрофессиональной и в плане организации, и в плане содержания учебного процесса и использования образовательных технологий, и в плане целевой ориентации и качества подготовки обучающихся.
Большие надежды мы связываем с нашими сегодняшними студентами и с нашими выпускниками. Мы стремимся к тому, чтобы наш выпускник был умелый, образованный, знающий и дисциплинированный.Выпускники должны быть носителями духовных ценностей и знаний, приобретенных в стенах нашего вуза.
Мы осознаем, что вариантов нашего развития множество. Это ставит нас и наших учредителей (участников) перед ответственностью за правильный выбор.
Прогнозы успешного развития мы связываем прежде всего с повышением потенциала профессорско-преподавательского состава, расширением сферы дополнительных образовательных услуг, внедрением нетрадиционных обучающих технологий, улучшением материально-технической базы, а также с увеличением объема научно-исследовательских работ по актуальным проблемам сегодняшнего дня.Мы постоянно расширяем спектр дополнительных образовательных программ и услуг, в том числе по управленческому консультированию, что повышает нашу конкурентоспособность.
Что мы понимаем под конкурентоспособностью вуза? Это умение динамично завоевывать рынок образовательных услуг, привлекая все больше талантливой и трудолюбивой молодежи, способность вуза подготовить из своих студентов и слушателей таких специалистов, заполучить которых сочтет удачей любая фирма, любое предприятие.Мы стремимся поддерживать свой имидж на рынке образова-тельных услуг.
Какие проблемы нам предстоит решить в новом десятилетии?Первая. Проблема с учебными помещениями – их нам уже не хватает. Мы надеемся на мудрость наших учредителей (особенно на мудрость и верность НАПО им. В.П. Чкалова) и ответственность органов власти и местного самоуправления в деле поддержки не только государственного, но и негосударственного профессионального образования.
Вторая. Укрепить прямые связи с «выездными» кафедрами, постоянными партнерами и выпускниками. Сегодня эффективно работают только четыре выездные кафедры: в Сибирском банке Сберегательного банка РФ, в аудиторских фирмах «ФИНЭКС» и «ЭкоН», в Новосибирском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова. Они помогают нашим преподавателям повышать свой профессиональный уровень, создают условия для применения в практической деятельности студентами и слушателями полученных в вузе знаний. Кроме того, они ставят перед коллективом института нелегкие задачи, связанные с реформированием, реорганизацией, повышением эффективности деятельности и т.п.; в результате формируется портфель заказов на создание научной продукции.
У нас сложились очень крепкие связи со многими коммерческими банками Сибирского региона. Ежегодно на летнюю технологическую практику в кредитные организации выходит более 500 студентов. Мы благодарны руководителям банков и наставникам за преданность образованию и верность нашему институту. Со своей стороны, мы готовы верой и правдой служить («не щадя живота своего») своим учредителям и партнерам – потребителям наших услуг.Чего ждет от нас потребитель наших образовательных услуг и чего ждет от нас учредитель? Правильно ли понимает учредитель (участник) свою выгоду и пользу? В чем она заключается? Желает ли он себе и СИФБД добра и процветания? Вот какие вопросы мы задаем себе и учредителям в преддверии нового десятилетия.
Хотелось бы отметить, что право решать, что для потребителя и учредителя хорошо, а что плохо, принадлежит каждому, кто сотрудничает с нашим вузом. При этом сотрудничество должно осуществляться на взаимовыгодной основе.Если разумно подходить к данным вопросам, то ясно, что каждый должен исходить из принципов рациональности и естественной свободы (почти по Адаму Смиту), которые лежат в основе философии рыночного хозяйства, в привязке к образованию – в основе философии рынка образовательных услуг.
Как мы понимаем рациональность? Рациональность состоит в том, что если я, например, занимаюсь всерьез финансами или аудиторскими технологиями, то связываю свою судьбу и научную карьеру с ведущим финансовым институтом страны.Иррациональность в данном случае может состоять в том, что свой интерес к финансам и теории финансового посредничества я не смогу удовлетворить, к примеру, в стенах консерватории. Рациональность в поведении учредителей и потребителей наших услуг – это такое поведение, которое приводит к наиболее полному удовлетворению или к максимуму полезности.
Наш вуз в сотрудничестве со своими учредителями и партнерами всегда пытается делать выбор с позиций естественной свободы и рациональности, но с учетом своей преданности и верности своему делу и учредителям.Хочется верить, что наши учредители действительно осознают и признают, что СИФБД – это серьезная и уже признанная в научном и финансовом сообществе организация, и что с нами можно работать как с серьезным, ответственным и высококвалифицированным партнером.
Ответственность учредителя образовательного учреждения многократно подчеркивается в концепции модернизации российского образования (* опубликована на официальном сайте Министра образования РФ, Владимира Михайловича Филлипова, см. ). Учредитель (участник), если он желает быть таковым, не может оставаться в стороне от деятельности Института в силу законодательства об образовании и в силу нашего Устава.Третья проблема связана с развитием НИР, расширением издательства и пересмотром подходов к распространению уже признанного в России журнала «Сибирская финансовая школа». Журнал должен приносить доход. С 1 января 2003 г. будет введен новый механизм самофинансирования журнала и издательства в целом.
Для любого вуза крайне важно иметь солидное, хорошо налаженное издательское дело. Сегодня издательство и редакция журнала работают качественно, оперативно, но… нерентабельно. Наш журнал получают все администрации субъектов РФ на безвозмездной основе (причем, в двух экземплярах). Мы ежегодно получаем благодарственные письма от своих читателей. Но все ли потребители услуг нашего издательства и редакции журнала осознают «цену» получения издательской продукции? Конечно же, нет. Сотни юридических и физических лиц, восхищаясь журналом, не задаются вопросом оплаты за его получение. Налицо – потребительское отношение к журналу и вузу в целом. Подобное отношение и к вузовской науке.Вопрос о развитии научных исследований в негосударственных вузах не часто попадает в поле зрения как министерств и ведомств, занимающихся в России наукой и образованием, так и широкой общественности. Объективная ситуация, как всегда, гораздо сложнее ее образа, сложившегося в общественном сознании.
В действительности, становление негосударственных вузов происходило в условиях исключительно благоприятных для успешного старта в развитии собственных научных исследований. В солидном негосударственном вузе сегодня преподают не только штатные преподаватели, но и наиболее авторитетные ученые и практики.
Наука без государства – не лозунг, это реальность для нашего института. И в этой реальности мы все время сталкиваемся с формальными «препонами». Досадно, но факт, что государство, органы власти и управления, да и общество в целом, не осознают выгодность осуществления независимых исследований в негосударственных вузах, где наука идет вперед за счет собственной энергии, не требуя бюджетных вливаний и организационных «подпорок» со стороны власти.
Почему же до сих пор негосударственные вузы (лучшие из них, по признанию аккредитационных представлений Минобразования) сталкиваются с проблемами при создании диссертационных советов (диссертационный совет создан см.: здесь), заключении договоров на выполнение НИР с органами государственной власти и местного самоуправления?Надеемся, что в будущем отношение к негосударственным вузам будет трансформироваться. Авторитет завоевывается делами и по прошествии определенного времени.
СИФБД 10 лет. Мы во многом преуспели, но могли бы достичь большего!
Развитие нашего вуза доказывает, что негосударственное среднее и высшее образование (особенно в области экономики и менеджмента) сегодня не только не погибает, оно развивается и, как любой молодой организм, является более живым и здоровым. Этот факт вузовский государственный корпус должен признать и принять. Судьба многих высших учебных заведений в значительной мере зависит от того, насколько эффективно они используют новации, насколько высокопрофессионален преподавательский коллектив, реализующий образовательные программы, пользующиеся спросом на рынке образовательных услуг.Наш вуз открыт к сотрудничеству с любыми (государственными и негосударственными) учебными заведениями. Специалисты института прекрасно понимают, что без тесных контактов и взаимного сотрудничества с государственными и негосударственными вузами, различными экономическими субъектами и государственными и муниципальными органами управлениями финансами, в том числе без тесных контактов и сотрудничества с иностранными партнерами вуз «потеряет свое лицо».
Поэтому четвертой проблемой нашего развития является реформирование наших отношений с иностранными партнерами. Сегодня мы активизировали деятельность с Казахским финансово-экономическим институтом (г. Семипалатинск). Наши «просто дружеские» отношения стали перерастать в партнерские, причем, договорные отношения развиваются и по образовательным и по научным программам. Крепнут наши связи с Германией и США. СИФБД заключил договоры с двумя учебными заведениями США: Калифорнийским университетом и Arapahoe Community College штата Колорадо.Мы стоим на пороге заключения широкомасштабных договоров с рядом немецких фирм и вузов. Иностранным партнерам интересен не только СИФБД, а вся наша аудиторско-консалтинговая группа «СЭФ» (СИФБД + «ЭкоН» + «ФИНЭКС»). Уже более года группа СЭФ реализует совместные проекты. Головной организацией является «ФИНЭКС» (учредитель СИФБД), именно на его площадях разместились сегодня заочный факультет вуза и тренинг-фирма, созданная по инициативе германской организации Mercurius Praxis-training GmbH (Бремен).
Мы перечислили лишь узловые проблемы. От эффективности решения этих проблем зависит будущее нашего института и реализация наших стратегических планов. А без стратегии нет дальнейшего роста.В стратегическом плане мы предусматриваем создание частной образовательной школы и финансово-экономического лицея, получение госзаказов на подготовку специалистов, в том числе по государственным и муниципальным финансам, расширение дистанционного образования с получением свидетельств по ряду образовательных программ (объемом до 500 часов), поиск новых ниш на рынке образовательных услуг, привлечение инвестиций для поддержки и продвижения нашего журнала «Сибирская финансовая школа» на российском и международном рынках.
Не секрет, что репутация и потенциал любого вуза определяются прежде всего качеством подготовки специалистов. Мы хотим создать не просто «предприятие по производству образовательных услуг», а совершенно особое образовательное учреждение, где каждый педагог – Учитель с большой буквы – сможет продолжить себя в своих учениках. «Образование – это искусство, а у каждого хорошего учителя имеются свои приемы, и этим каждый хороший учитель отличается от любого другого хорошего учителя» (Д. Пойа).Наши преподаватели – ученые-практики. При подборе кадров мы исходим из того, что научная степень и звание должны сочетаться с практической деятельностью. Мы создаем все условия для их профессионального роста. Преподаватели имеют возможность участвовать в реализации совместных с Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» и другими организациями научно-исследовательских программ, в научно-практических конференциях и семинарах.
Общий с государственными вузами рынок образовательных услуг предъявляет единые требования к качеству подготовки специалистов. Поэтому главным для учебного заведения является учебная и воспитательная работа.Студенты приходят в вузы с разным уровнем подготовки. Педагогический брак средней школы часто трудно исправить и восполнить в дальнейшем, особенно в больших вузах, где сложно реализовать индивидуальный подход в обучении. В небольшом вузе, таком, как наш институт, легче осуществить индивидуальный подход и создать условия для раскрытия и самореализации личности, формирования активной позиции и большой заинтересованности в получении знаний и практических навыков. Можно сказать, что у нас налажено «штучное производство» специалистов.
Наши студенты со всей ответственностью относятся к избран-ной профессии. Сегодняшние студенты основательно задумываются о будущей трудовой деятельности, для них это не только возможность обеспеченной жизни, личного успеха, но и удовлетворение потребности служения обществу.Наши студенты часто занимают призовые места на российских конкурсах и олимпиадах; активно занимаются научно-исследовательской работой. Лучшие работы наших студентов (как, впрочем, и работы студентов других вузов) публикуются в нашем журнале. Мы стараемся привить им вкус к науке, творческое отношение к делу, иначе, как говорил М. Монтень, «…мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью».
Мы надеемся, что к нам и далее будет приходить талантливая молодежь. Мы уверены, что можем гарантировать этой молодежи место в жизни, высокую квалификацию и профессионализм, и мы рассчитываем на то, что студенты будут беззаветно отдавать себя учебе и научной деятельности.Мы обеспечиваем разные уровни подготовки – на базе 9 и 11 классов образовательной школы, среднего специального и высшего образования.
Наши слушатели (а возраст у них разный, некоторым – за 40) осваивают сложные образовательные программы на факультете дополнительного образования. Это программы по подготовке арбитражных управляющих, профессиональных бухгалтеров (финансовых менеджеров), специалистов по инвестиционному проектированию, банковскому и страховому делу и т.д.Учение – это нелегкий труд, но самый благодарный и радостный, самый благословенный. Человек, умеющий учиться, может все, потому что лучше других видит цель. «Внутри всякой судьбы есть возможность иной судьбы. Каждый себе не равен, в каждом есть внутренняя подвижность, и можно развить ее во внутреннюю свободу – если только понять или почувствовать, чего ради» (Владимир Леви).
Тонкий и сложный механизм образования личности – в руках Учителя. Великий русский педагог Василий Александрович Сухо-млинский сказал: «Ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действенным служением Родине».Наш вуз готов верно служить отечеству и учредителям. В 10-летний юбилей мы ощущаем тепло и радость, признание и почет. СИФБД, хотя он и не государственный вуз, тоже согревается теплом «государственной ладони».
Доказательством тому являются государственные награды, полученные специалистами СИФБД в преддверии юбилейного торжества.Мы заинтересованы в том, чтобы и от «второй ладони» – наших учредителей (участников) – шло тепло и желание сотрудничать.
И власть, и учредители, и коллектив СИФБД понимают, что от качества финансового образования (а мы специализируемся именно на этом) зависит блеск или нищета будущей российской рыночной экономики.