Г.А. Сапожников - доктор физ.-мат. наук
М.И. Ананич - кандидат техн. наук
В развитии профессионального образования можно выделить три направления инновационной деятельности:
1. Системная подготовка кадров для инновационной экономики, начиная от стратегического планирования до сопровождения инновационного продукта или услуг.
2. Развитие образовательных инновационных подходов, методик и приемов, а также методов контроля знаний и формирования компетенций.
3. Разработка, создание и коммерциализация инновационного продукта, востребованного рынком.
В настоящее время, понятие «инновационная деятельность» имеет часто поверхностное понимание, тем более что в современной нормативно-правовой базе отсутствуют четкие определения в сфере инноваций. Например, в [1] представлено более 15 определений. Поэтому важно определить понятийный аппарат, что и отмечено в документе «Основы инновационной политики Российской Федерации для 2010 года и дальнейшую перспективу». В дальнейшем под инновационной деятельностью будем понимать деятельность, связанную с трансформацией научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, потенциально востребованный рынком.
Существенные изменения тенденций мирового рынка, связанные с ценовой и неценовой конкуренцией и процессом глобализации, оказывают решающее влияние на современную экономику государств, регионов и предприятий, как в промышленности, так и в сфере услуг. В результате в промышленно-развитых странах (США, Япония, Германия, и др.) актуализировалась новая экономика, основанная на знаниях (новая или инновационная). Новая экономика – это развитие сетей и технологических кластеров, объединяющих различных экономических агентов, экономическая среда, базирующаяся на наукоемких, в том числе, информационно-телекоммуникационных технологиях.
Новый путь развития России связан с развитием экономики знаний, эффективным использованием интеллектуальных ресурсов, формированием инновационной среды. В условиях усиливающейся конкуренции выигрывают те, кто обеспечивает благоприятные условия для инновационной деятельности, при этом инновационное развитие страны это не только экономическая, но и социально-политическая задача. Для Новосибирской области и Сибири в целом, эта задача наиболее обострена, так как климатические и транспортные условия существенно увеличивают затраты на производство продукции [2]. Наличие крупных научных центров, научных школ, развитой системы образования, конкурентоспособных научно-инновационных результатов требует более активных мер по развитию в регионе инновационной экономики. Например, научно-образовательный комплекс Новосибирской области включает в себя институты трех академий наук (СО РАН, СО РАМН, СО РАСХН), наукоград п. Кольцово с градообразующим предприятием Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», технопарк «Новосибирск», десятки отраслевых НИИ более 100 учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, в которых обучается более 200,0 тысяч студентов, а общая численность профессорско-преподавательского состава приближается к 10 000 человек. Этот потенциал несомненно позволяет реализовать инновационные и инвестиционные проекты национального масштаба.
Основными принципами государственной региональной инновационной политики и экономики является: а) инновации управления, науки, образования, экологии, культуры и социума; б) реализация инновационной готовности субъектов экономики создавать, производить, применять продукт, а также перейти на путь инновационной экономики, то есть формирования инновационной культуры; в) трансферт инноваций, инновационной культуры и организация производства; г) разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности и определение ответственности за результаты внедрения нововведений; д) определение механизмов финансирования и стимулирования инновационных проектов; е) развитие научно-исследовательских, образовательных, экономических и инженерных школ, обеспечивающих инновационные аспекты развития профессионального образования.
Рис. Жизненный цикл продукта
Известно, что инновационный продукт проходит цикл от научного результата, формирование на него спроса у потенциальных потребителей, до спада объемов продаж в результате изменения конъюнктуры рынка (жизненный цикл продукта) (см. рис.).
Успешная реализация каждой стадии жизненного цикла инновационного продукта зависит не только от нормативно-правового, материально-технического и финансового обеспечения, а в первую очередь, от наличия высокопрофессиональных специалистов, компетентно обеспечивающих все стадии инновационной деятельности.
Любой инновационный процесс начинается с научного результата. Экспериментальные оценки показывают, что из всех успешных инноваций лишь 20 % реализованы на основе научного прорыва в сферу производства, а появление остальных продиктовано рынком. Это необходимо учитывать уже на стадии постановки задач курсовых и дипломных работ студентов.
Подготовка специалистов в классических университетах (наиболее ярким примером является Новосибирский государственный университет), ориентированных на элитное образование, не редко строится на непрерывном внедрении научных открытий и разработок в образовательный процесс, что позволяет избежать устаревания знаний, обусловленного быстрым научно-техническим прогрессом. Такая система подготовки научных кадров позволяет дать глубокие фундаментальные знания, способность получать новые результаты или делать открытия. Здесь оправдано укрепление двухуровневой системы образования: бакалавр-магистр, причем навыки инновационной деятельности в части осознания готовности рынка принять новый продукт в большей степени необходимо формировать на уровне магистерской подготовки. На этом этапе способности обучающегося могут быть выявлены и развиты через изучение дисциплин, связанных с рыночной деятельностью, например, «маркетинг», «менеджмент малого бизнеса». «продвижение наукоемких технологий» и т.д. в рамках как федерального так и регионального компонентов. При этом важнейшим аспектом является переход от контроля знаний и умений к оценке ключевых компетенций, связанных с готовностью к инновационной деятельности, коммерциализации.
Этап НИОКР сопровождается разработкой экспериментальных образцов и переходом на пробный маркетинг продукта. При этом основной движущей силой инноваций становятся инженеры-конструкторы, технологи и дизайнеры. Что касается специалистов технологического (промышленного дизайна), то их подготовка в соответствии с государственными образовательными стандартами начата совсем недавно, например, произведен первый выпуск специалистов в 2004 г. в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Учитывая зарубежный опыт в подготовке таких специалистов, следует отметить, что требования к обеспечению качества образования очень высоки, так как конкурентоспособность продукта во многом зависит от его внешнего вида, удобства пользования, стиля.
Усиление социальной значимости инженерного труда в производстве, сопровождении инновационных проектов и реализации сервисной поддержки трансформирует требования к профессиональным характеристикам их деятельности и личностным качествам. Деятельность современного инженерного работника должна иметь многофункциональный характер. Это проектирование технологических процессов, выбор технологического оборудования, контроль эксплуатации (техники, организация процесса рационального взаимодействия людей и техники, повышение эффективности деятельности. Одной из главных функций в современных условиях становится соединение практической и научной сфер деятельности, что изменяет требования к способности быстрого реагирования на экономические, технологические и прочие изменения в обществе. Следовательно, в процессе обучения большое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творчества, инициативности и разносторонности личности.
Профессиональное и личностное развитие будущего инженера должно строиться на принципах адаптации к условиям профессиональной среды и условиям рыночной экономики. С одной стороны, обязательными в учебном плане (возможно в рамках региональной компоненты государственного образовательного стандарта) технического вуза должны стать дисциплины: «Маркетинг (в сфере деятельности)», «Основы менеджмента», «Экономика фирмы», «Предпринимательская деятельность». Такое сочетание дисциплин позволит студенту осознать и оценить возможности создания и развития собственного дела, что значительно повысит мотивацию к образованию и инновационной деятельности. С другой - важнейшая роль должна отводиться профессионально-ориентированной технологии обучения, предполагающей учет межпредметных связей, тесную связь теории и практики, ориентации на результат, создание высокой мотивации к изучению предмета, а также на личность обучающегося, развитие креативных и личностных компетенции. Следовательно, для студентов технических специальностей особую роль в формировании успешной личности могут сыграть такие дисциплины, как «Имиджелогия», «Самопрезентация», «Корпоративная культура» и др.
Оптимизация сочетания в педагогическом процессе технического вуза общеобразовательных, специальных и/или технологических, социально-экономических и общекультурных компонентов обеспечит содействие развитию зрелой личности, способной решать профессиональные задачи, брать на себя ответственность за результат.
В таком случае преподавателю необходимо обладать не только знанием предмета, методикой подачи материала, но и технологиями моделирования учебного процесса, механизмов профессионального развития личности студента. Кроме освоения стандартных профессиональных навыков, внедрения в образовательный процесс передовых информационных технологий и форм обучения (электронные учебники и тесты, виртуальные конференции), эффективно широкое использование игровых и имитационных форм преподавания, обучение работе в команде, мотивация к повышению уровня знаний, осознания иерархии целей деятельности и собственной роли в процессе и результате работы, коммуникативную компетентность.
Следует подчеркнуть также современную потребность в решении комплексных задач, объединяющих управленческие, социальные и технологические вопросы, готовность студента к которым может развить специально подготовленный преподаватель, способный к проектированию образовательной деятельности, преподаватель-новатор. При этом проектирование образовательной деятельности – это тоже инновационная деятельность вуза, призванная внедрить новейшие технологии в российское образование.
Стадия внедрения продукта на рынок и обеспечение значительного роста объема продаж могут быть успешно реализованы при сопровождении и продвижении инновационных продуктов менеджерами инновационного бизнеса, предпринимателями, специалистами-маркетологами и рекламистами, владеющими навыками оценки емкости рынка, выбора стратегии охвата рынка, определения целевой аудитории и позиционирования продукта в сознании потенциальных потребителей. Подготовка специалистов в области менеджмента ведется в настоящее время практически в каждом вузе, но специализация в инновационном бизнесе, к сожалению, слабо практикуется. Возможным решением в создавшейся ситуации может стать организация совместной межфакультетской деятельности в процессе выполнения курсовых или дипломных работ студентов инженерных специальностей и менеджеров или маркетологов с целью формирования навыков продвижения новых технологий.
В Новосибирской области в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации (Президентская программа) с 1998 г. реализуется обучение по направлениям «Маркетинг», «Менеджмент», «Финансы и кредит» (уже подготовлено около 700 специалистов), а с 2003 г. одной из первых в России на базе Новосибирского государственного университета открыта программа «Менеджер инновационного бизнеса». В программу входят такие курсы как, маркетинг, производство инноваций, защита авторских прав, экономика малого бизнеса и т.д. За два года реализации программы прошли подготовку и обучаются более 45 менеджеров. Заинтересованность в обучении специалистов инновационного бизнеса привела к увеличению до 14 % доли предприятий научно-производственной сферы в числе участников Президентской программы.
В качестве положительных результатов развития дополнительного образования для инновационной деятельности можно отметить программы «Института интеллектуальной собственности» (открытого при поддержке администрации области), подготовку экспертов по технологическому аудиту инновационных проектов, страхованию рисков. Однако по-прежнему не решены вопросы по обучению риск-менеджеров.
Инновационные аспекты развития профессионального образования в регионе обеспечиваются следующими направлениями деятельности.
1. Подготовка полного спектра специалистов инновационной деятельности:
а) научных кадров, способных создавать научные знания, инновации и доводить их до востребованного рынком продукта;
б) инженеров-конструкторов, технологов, дизайнеров, разрабатывающих продукцию, удовлетворяющую новые потребности сегментов рынка, адаптированную к требованиям рынка;
в) менеджеров – управляющих проектами;
г) менеджеров для сопровождения, продвижения на рынок и организации сервисного обслуживания инноваций;
д) педагогов-новаторов, способных развивать творческое мышление студентов, стремление к самореализации, а также профессиональные и коммуникационные компетенции.
2. Разработка и реализация программ подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности (например, обучение специалистов, принимающих решение о развитии инновационных проектов, методам технологического аудита, защите интеллектуальной собственности и т.д.); государственных образовательных стандартов, научно-методическому и учебному обеспечению образовательного процесса.
3. Использование интеллектуального, научно-технического и производственного потенциала высшей, средней и начальной профессиональной школы в формировании инновационной инфраструктуры в регионе, включающей в себя систему инновационных, научно-исследовательских комплексов, научно-производственных центров и лабораторий, студенческих бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д.
Деятельность элементов инфраструктуры осуществляется через реальные и виртуальные офисы, нередко с участием администрации области и представителями производства и бизнеса и направлена на оказание услуг в инновационной деятельности, обучения методам продвижения, сопровождения инноваций на рынок.
Конкурентоспособность российских и региональных инноваций часто оказывается слабой из-за отсутствия единой политики инновационной деятельности. Особую роль при этом играет региональная инновационная инфраструктура, создаваемая при поддержке исполнительной власти региона и интегрирующая интеллектуальный потенциал научно-образовательного комплекса и бизнеса. Практика создания инновационных центров в Новосибирской области реализуется на протяжении нескольких лет. За этот период при поддержке администрации области организовано более 10 центров, в том числе в технопарке «Новосибирск», наукограде Кольцово, Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете и др.
На современном этапе развития профессионального образования большое распространение получило создание научно-производственных лабораторий и центров, объединяющих два инновационных аспекта: 1) разработку, создание и коммерциализацию инновационного продукта; 2) внедрение в образовательный процесс новых технологий, использование в процессе подготовки кадров новейших достижений науки и техники. Например, в Сибирской государственной геодезической академии при поддержке администрации области таких центров и лабораторий с 2002 г. открыто четыре: лаборатория лазерного сканирования, межвузовские научно-производственные лаборатории компьютерных технологий в био- и геоэкологических исследованиях, геоинформационных технологий, компьютерного моделирования устойчивости ландшафтов. Созданы учебно-научные лаборатории в Новосибирском государственном университете, Новосибирском химико-технологическом колледже. Системная работа администрации области по созданию инновационной инфраструктуры в настоящее время развивается. Планируется организация на базе высших учебных заведений студенческого бизнес-инкубатора, для формирования навыков работы с новым продуктом в процессе получения образования.
Литература
1. Зинов В. Менеджмент инноваций: кадровое обеспечение. М.: Дело, 2005. 496 с.
2. Сапожников Г. Приоритеты партнерства: наука-власть-бизнес. Технополис XXI. 2005. № 1. С. 14–17