Ю.Ю. Жучков - аспирант кафедры экономики и предпринимательства Нижегородского государственного технического университета
Российская экономика вошла в полосу роста, при этом управленческая мысль столкнулась с новыми проблемами, связанными с – реструктуризацией выживших во время переходного периода предприятий, созданием новых производств, горизонтальной и вертикальной диверсификацией бизнеса, выстраиванием заново технологических и территориальных целей единого производственного цикла, разрушенных при акционировании и дроблении советских промышленных комплексов.
Ожидаемое вступление России во ВТО выдвигает на первый план задачу сертификации предприятий по ISO 9000 – не только системы управления качеством продукции, но и всех процессов, что должно явиться базой для ускоренного развития отечественных организаций в целях полноценного удовлетворения потребностей российского общества и конкурентоспособного выхода на мировой рынок.
Динамичная рыночная среда требует от предприятий постоянного совершенствования систем управления и информационных систем их поддержки. Одним из основных направлений создания эффективной системы управления предприятием является применение процессного подхода.
Коммерческое предприятие является сложной системой, в рамках которой реализуется законченное множество динамических процессов. В теории и практике организационного управления для обозначения основного класса этих процессов принято использовать обобщенное понятие «бизнес-процесс».
Существует множество определений понятия «бизнес-процесс», зачастую противоречащих друг другу и отражающих различные подходы. В рамках данной статьи под бизнес-процессом будем понимать повторяющийся упорядоченный стандартизированный набор процедур, составляющих экономическую жизнь предприятия и приводящих к созданию ценности для потребителя.
В отличие от стандарта СМК ISO 9000, акцентирующего внимание на процессах производства ценности для потребителя и качественного удовлетворения его потребностей, и ISO 9002, распространяющего сферу внимания на все процессы компании, мы, исходя из интересов потребителя, выделяем бизнес-процессы высшего уровня. Наилучшей представляется классификация по принципу «один контрагент (партнер) – один бизнес-процесс высшего уровня» (возможно определение «стратегический бизнес-процесс»). Таким образом, предлагается новая парадигма бизнеса, где предприятие строит свою работу прежде всего по принципам партнерства со своими контрагентами, обществом, персоналом, учитывает их требования при построении своих стратегий и структур.
Предлагаем выделить шесть универсальных стратегических процессов:
– создания ценности для потребителя;
– создания ценности для поставщика;
– создания ценности для инвестора;
– создания ценности для персонала;
– создания ценности для общества;
– существования, самоорганизации и развития организации.
Отметим, что два последних процесса здесь впервые выделяются как отдельные и равноправные с остальными бизнес-процессами.
Все типовые партнеры и сам процесс существования организации равнозначны для системы управления, хотя в зависимости от конкретной задачи проблема выбора приоритетов может решаться по-разному.
При этом необходимо разделять процессы разных уровней: шесть универсальных стратегических процессов; множество специфичных рабочих (деловых) процессов среднего уровня; огромное количество элементарных процессов на рабочих местах и/или же технологических процессов, полностью определяемых спецификой оборудования и рабочего места.
Скачать всю статью(zip, 44 Kb)