Сегодняшнее собрание городского актива проходит в особой ситуации: несколько дней назад завершила работу научнопрактическая конференция по вопросам стратегического планирования, прошла выставка инвестиционных проектов, на которой был продемонстрирован потенциал Новосибирска. Мы подробно обсудили итоги работы районных администраций, департаментов мэрии за истекшие четыре года. Наконец, в решающую фазу вступает предвыборная борьба за пост главы государства и мэра города.
Подводя итоги нашей работы и определяя планы на будущее, мы, конечно же, обязаны учитывать особенность политической ситуации. Но сегодня у нас не предвыборная акция, а серьезный разговор о том, что сделано и как строить жизнь дальше.
Итак, подведем итоги нашей работы за четыре года.
Главный итог – власть, бизнес, социальная сфера, общественно-политические организации, практически все слои населения и социальные группы научились жить в новых экономических условиях, адаптировались к ним, стали понимать, что должна делать власть, чего можно добиваться с помощью общественных рычагов и что можно сделать самим. Но адаптация, осознание правил жизни в рыночных условиях, особенно для старшего поколения, идет сложно. Многие не видят перспективы из-за угнетающей бедности.
Люди не понимают: почему, живя в одной из самых богатых, обеспеченных природными ресурсами стран мира, имея хорошее образование, квалификацию, желание добросовестно трудиться, они не могут позволить себе очень многих благ. «Зачем же мы так стремились к свободе, демократии, рыночной экономике, смене образа жизни, если это ничего или почти ничего не дало простому человеку?» Такой вопрос, согласитесь, задают себе многие. Вокруг себя и с экрана телевизора человек видит, что результат реформ – бюрократизм власти, коррупция, терроризм, насилие, наркоторговля.
Да, все эти явления встречаются в повседневной жизни, мешают социальной стабильности и устойчивому развитию. Но есть и достижения: растет качество жизни, налицо демократизация общественных процессов, свобода творчества и профессиональной деятельности.
Но о позитивных изменениях практически ничего не говорится с экранов. Вероятно, это не рейтинговые темы. Как в этих условиях сделать общество добрее, милосерднее, разбудить жизненные силы и позитивные ожидания? Что на практике сделать для роста благосостояния людей, для укрепления доверия к власти, расширения сотрудничества с ней? На решение этих проблем были направлены наши усилия в отчетный период. Нам удалось добиться улучшения ситуации по многим важным вопросам.
В результате макроэкономической стабилизации, снижения инфляции в стране, за счет привлечения инвестиций и мобилизации собственных ресурсов удалось стабилизировать работу крупных и средних промышленных предприятий, обеспечить устойчивый рост промышленного производства в среднем на 5 % в год. За четыре года рост промышленного производства в Новосибирске составил более 20 %. Мы практически полностью освободили промышленные предприятия от необходимости содержать «ведомственный» жилищный фонд и социальную сферу, оказали существенную финансовую помощь при выкупе земельных участков, создали дополнительные возможности для работающих на них людей в части транспортных, бытовых, торговых и социальных услуг.
Все это сказалось и на дальнейшем развитии предприятий малого бизнеса и предпринимательства, давших городу более 17 тыс. рабочих мест. Многие предприятия расширили перспективы своей производственной и сбытовой политики, стали планировать, инвестировать себя на 10 – 15 лет вперед.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за четыре года увеличился (в сопоставимых ценах) почти в полтора раза. Наметились положительные тенденции в структуре инвестиций: увеличилась доля активной части основных фондов – машин и оборудования.
С успешной работой промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг связана устойчивая тенденция роста реальных доходов населения. С 2000 по 2003 г. средняя заработная плата увеличилась более чем в 2,5 раза и достигла уровня 6 тыс. руб. Величина прожиточного минимума составляет все меньшую долю в размере средней заработной платы, все больше средств горожане стали тратить на предметы длительного пользования. Сумма вкладов населения в банках города сегодня составляет около 16 млрд руб.
Именно рост доходности предприятий промышленности, строительства, связи, транспорта, потребительского рынка, других сфер и отраслей позволил за четыре года более чем в 2,6 раза увеличить доходную часть городского бюджета, сделать социально-экономические процессы более устойчивыми и предсказуемыми. Укрепление городского бюджета позволило муниципалитету стабилизировать работу городского хозяйства, навести порядок с выплатой заработной платы и всех видов социальных пособий, обеспечить качественный рост услуг бюджетной сферы.
Мы нашли механизм взаимодействия с энергетиками, позволяющий исключить угрозу отключения электроэнергии из-за долгов по оплате услуг, и пошли дальше, создав совместно с ОАО «Новосибирскэнерго» транспортную компанию. Сделав этот шаг, мы вплотную подошли к возможности снижения издержек на транспортировку энергии, а следовательно, и к возможности сдерживать тарифы.
Реально сдерживается рост тарифов и в результате реализации программы энергосбережения, значительное место в которой отводится внедрению современных энергосберегающих технологий.
Впервые мы вышли на нормативные сроки ремонта подъездов муниципального жилищного фонда, приступили к комплексному благоустройству дворовых территорий. Считаю, что только провалы в этой работе в прошлые годы не позволили полностью снять так раздражающую людей проблему протекающих крыш и сырых подвалов.
Проведенные технические мероприятия дают возможность почти в два раза сократить время отсутствия горячей воды в квартирах в период сезонных ремонтных работ. Уже в этом году мы поставили себе задачу полностью уйти от практики отключения горячей воды в летний период.
Приняты серьезные меры для закрепления кадров в системе ЖКХ, повышения престижа профессий: в 2,4 раза увеличена зарплата, впервые за многие годы мы обеспечили работников спецодеждой, инструментами, инвентарем, средствами индивидуальной защиты, малой механизации. Все эти позитивные изменения – результат целенаправленной работы по реализации постановления «О совершенствовании и модернизации жилищно-коммунального комплекса г. Новосибирска в 2002 – 2003 годах».
Несмотря на очевидный недостаток бюджетных средств, мы никогда не прекращали работу по укреплению материальной базы городского образования, прекрасно понимая, что в образовании и воспитании детей не может быть «звонка на перемену». Дети – наше будущее. Это не лозунг, а наша политика, и потому, ремонтируя школы, мы решали и проблемы оснащения классов компьютерами, современными учебными пособиями, не забывая о школьных медицинских кабинетах, о питании школьников. В числе главных, приоритетных проблем остается стимулирование труда учителя.
Разрабатывая концепцию модернизации муниципальной системы образования, мы стремились определить направления развития отрасли с тем, чтобы обеспечить доступность качественного образования, обновить его содержание. Наша задача – создать нормальную схему спонсорства, заинтересованно работающих попечительских советов.
Нас должны радовать качественные результаты работы отрасли: 74 % выпускников новосибирских школ в прошлом году поступили в вузы. Значительно увеличилось количество медалистов. Если в 2000 г. их было 660, то в 2003 – уже 838. Тридцать три школьника стали победителями российских олимпиад. Наши дети хотят учиться, с удовольствием познают мир, осваивают современные науки. И наша цель – обеспечить для них необходимые условия, лучше подготовить их к жизни.
Детские приоритеты были главными и в работе учреждений культуры, физической культуры и спорта. Основное направление, выбранное здесь нами, – укрепление материальной базы муниципальных детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, расширение возможностей для занятия детей спортом.
Много споров вызывает изменение наших подходов к системе здравоохранения, концепции оказания различных видов медицинской помощи. Предоставляя право пациентам выбирать лечебное учреждение, вводя систему «семейных врачей», перепрофилируя некоторые учреждения здравоохранения, мы не всегда встречали понимание. Но при этом мы всегда исходили из задачи: сделать медицинские услуги более эффективными и удобными для наших жителей.
За последние годы мы серьезно укрепили материальную базу муниципального здравоохранения – оснастили больницы новым диагностическим и лечебным оборудованием, построили новые корпуса. Мы прекрасно понимаем, что и здания, и технические возможности многих лечебных учреждений не соответствуют сегодняшнему дню. Мы видим эту проблему и готовим специальную программу по реконструкции и укреплению материальной базы больниц и поликлиник. Для реализации этой программы мы готовы привлекать целевые заемные средства.
Наведен порядок в системе льготного лекарственного обеспечения, совместно с ФОМС ведется работа над стандартами гарантированной бесплатной медицинской помощи. И, знаете, дискуссии и споры затихают. А жизнь доказывает правильность выбранного пути. Люди начинают понимать и оценивать здравоохранение не по числу пресловутых «койко-мест», которые вместо эффективного лечения гарантировали, по сути, лишь место в больнице. Один факт: при уменьшении количества этих самых больничных коек на 600, о чем так много шумели, пролечено в городских больницах в прошлом году на 19 тыс. чел. больше, чем в 2002 г. Более качественной и доступной стала медицинская помощь для людей преклонного возраста.
Новосибирск всегда отличался эффективной системой адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения, ее в нашем городе получают более 185 тыс. чел. Мы учимся работать на опережение, ищем возможности компенсаций в случае ухудшения условий жизни человека. В первую очередь речь идет о субсидиях для смягчения последствий роста тарифов ЖКХ. Ими пользуются почти 83 тыс. семей, или каждая пятая семья в Новосибирске. Средний размер субсидии превышает 400 руб. в месяц.
Мы начали реализацию проекта по введению более совершенных систем оказания адресной помощи с применением муниципальных дисконтных карт. Пока эта система используется в оказании торговых услуг. Уже выдано 26 тыс. карт, готовится второй транш еще на 25 тыс. Сейчас мы распространяем действие дисконтных карт на аптеки. Но наша цель масштабнее – мы ставим задачу выйти на проект единой социальной карты с очень широким спектром распространения ее действия на товары и услуги. Эта работа ориентирована на оказание адресной социальной помощи тем, кто в ней более всего нуждается. Ведь люди, отдав силы и здоровье стране, области, городу, вправе рассчитывать на заботу и внимание власти, вправе надеяться именно на власть.
В прошедшие годы мы провели большую работу по оказанию всесторонней поддержки инвалидам, решению проблем их социальной адаптации. В городе принята специальная программа по обеспечению доступной для инвалидов среды. В соответствии с этой программой в требования к проектно-строительной документации внесены условия доступности зданий для инвалидов. Это значительно расширяет их возможности активно участвовать в общественной и культурной жизни города, да и просто по-человечески снимает их серьезные проблемы.
В городской структуре социальной защиты начали функционировать новые учреждения: центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, центр реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов «Лунный камень», центр реабилитации несовершеннолетних «Берегиня» и другие.
К сожалению, в социальной поддержке нуждаются сегодня не только пенсионеры и инвалиды, но и молодежь. За последние годы мы серьезно усилили работу по обеспечению занятости, трудоустройства, адаптации молодежи к условиям современной жизни. Возобновлена деятельность студенческих строительных отрядов. Создан городской молодежный совет.
Мэрия осваивает такой важнейший рычаг управления как тарифная политика. Мы понимаем эффективность этого рычага для увеличения неналоговых доходов бюджета. Но знаем также, что постоянно дергать его до отказа в сторону роста – опасно и неправильно.
Считаем, мы верно поступали, выравнивая наши тарифы до уровня среднерыночных в таких сферах как размещение рекламы, аренда движимого и недвижимого имущества, нежилых помещений, земельных участков. Таким образом, мы поставили всех субъектов предпринимательства в равные экономические условия. Вместе с тем, мы всегда следили, чтобы эти условия не приводили к сдерживанию развития бизнеса, а стимулировали бизнес к оказанию социальной поддержки населению. Для этого разработаны и применяются специальные методики и понижающие коэффициенты.
Даже когда мы вынужденно принимали решения о повышении тарифов ЖКХ, стоимости проезда в муниципальном транспорте, услуг бытовых, лечебных учреждений, мы руководствовались не только себестоимостью услуги, но и ее качеством. Идя на повышение тарифов, мы всегда стремились объяснить людям, за что они платят дополнительные деньги и за что должен быть дополнительный спрос с организации, предоставляющей эти подорожавшие услуги.
Не случайно мы ввели практику перерасчетов населению оплаты за жилищно-коммунальные услуги при снижении их качества. И этот механизм сегодня работает: только за 9 месяцев 2003 г. новосибирцам по данному решению возвращено более 53 млн руб.
Наша политика открытости и доверия позволяет постепенно преодолевать былое равнодушие горожан ко всему происходящему в подъезде, в доме, во дворе, на улице, в городе. Администрации районов города провели громадную организационную работу по формированию органов территориального общественного самоуправления (ТОС), выборам уличных комитетов, старших по дому, по подъезду. Это было необходимо, чтобы изменить отношение людей к Дому, в котором мы живем.
Сегодня в городе более 13,5 тыс. активистов органов ТОС – людей, не желающих равнодушно созерцать и ждать. Соединив усилия активистов ТОС с «жэками», участковой службой, мы не только получили реальную возможность навести и поддерживать санитарный порядок, улучшить содержание жилищного фонда, ликвидировать подпольные «точки» по торговле сурро-гатными спиртными напитками, наркотиками. Мы получили реально работающий механизм – тот результат, что способствует повышению доверия горожан к власти.
Большое значение для укрепления этого доверия сыграло празднование 110-й годовщины со дня основания нашего города. Люди увидели и оценили совместную работу власти, учреждений и коммерческих организаций по благоустройству города. Нет, это была не «показуха», как бы ни хотелось кому-то так представить. Это делалось для удобства новосибирцев, для их хорошего настроения, для воспитания гордости за свой город.
Развивается и укрепляется диалог с общественными и политическими организациями, депутатами всех уровней, представителями бизнеса. Мы наладили конструктивное сотрудничество с депутатами областного и городского Cоветов, своевременно принимаем необходимые правовые акты, которые позволяют решать и застарелые, и новые городские проблемы. Такие, например, как наведение порядка на городских вещевых рынках, ликвидация несанкционированных свалок, что особенно важно для частного сектора.
Надо ли говорить о том, что отсутствие противостояния между руководством города и области – благо для всех? Очевидный эффект от нормальной совместной работы виден в совместном финансировании ряда городских программ: строительства дорог и метро, благоустройства, реконструкции объектов образования и здравоохранения. Другой пример – согласованная промышленная политика, связанная, в том числе, и с переработкой сельхозпродукции. Сотрудничество по производству сельхозтехники и запасных частей, восстановление взаимовыгодных связей предприятий города и села привели к росту производства продовольствия, созданию в городе новых мощностей и увеличению рабочих мест. Мы полностью покрываем свои потребности по хлебу, молочной, мясной и птицеводческой продукции и заинтересованы в ее продаже за пределы области. Значительный стимул к укреплению связей в сфере торговли придают зональные и сезонные продовольственные ярмарки. Благодаря ежегодным специальным осенним ярмаркам жители нашего города могут делать заготовки картофеля, овощей, другой продукции по ценам на 15 – 20 % ниже обычных.
Все это обеспечивает стабильную жизнь в городе и области, позволяет решать задачу устойчивого развития Новосибирска.
Наша совместная, всем городским сообществом, работа по достоинству оценена. Осенью прошлого года Новосибирск был удостоен высокой общественной награды – Всероссийской премии «Российский национальный Олимп». Новосибирску присвоен высший общественный титул «Город России 2002 – 2003 года». Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить и поздравить всех горожан с этим признанием нашего общего труда на благо города.
Но надо сознавать: стабильность, которая достигнута, – это стабильность при достаточно низком жизненном уровне граждан. Люди закономерно хотят большего и вправе ставить перед властью более сложные и ответственные задачи. Люди хотят жить в комфортной среде, с лучшими экологическими условиями, с наличием доступного социального жилья, без потрясений и угроз насилия; в условиях, благоприятных для развития производства и бизнеса; иметь достойную зарплату, когда доходы позволяют воспитывать и обучать детей, полноценно, интересно жить и отдыхать; когда все равны перед законом, платят налоги, а бюрократизму, коррупции и преступности поставлен надежный заслон; когда определены и гарантированы социальные стандарты в медицине, образовательных и других услугах; когда обеспечиваются ценности гражданского общества, гарантированные Конституцией.
Задачи этого уровня нельзя решить простым увеличением расходов по какой-то статье бюджета. Они требуют изменения подходов власти к выполнению ее функций, повышения ответственности за результаты принимаемых решений. Что мы планируем делать для этого?
Прежде всего, необходимо, изменить приоритеты и саму систему нашей работы, структуру аппарата и квалификационные требования к специалистам. Без этого невозможно обеспечить долгосрочный подход в планировании и принимать эффективные управленческие решения.
Мы рассматриваем наш стратегический план, одобренный на конференции, как своеобразный договор общественного согласия по выбору приоритетов развития города, как инструмент взаимодействия и партнерства власти, бизнеса и горожан.
Годы борьбы за выживание как-то придавили нас к земле. Но сегодня ситуация изменилась – город готов развиваться. И нам нужны амбициозные проекты, вызывающие чувство гордости, сбрасывающие налет провинциальности. Нам нужны самый современный, лучший за Уралом аэропорт, самый крупный, современный оптово-распределительный центр, сеть крупноформатных предприятий торговли, первоклассные отели, комфортные микрорайоны и отличные дороги. Мы должны, мы просто обязаны выравнивать инфраструктуру районов города.
Окраина города должна стать географическим, а не социальным понятием. Мы должны создавать в Новосибирске лучшие условия для жизни, учебы, занятий производственной, научной, культурной и творческой деятельностью, для развития туризма, отдыха и развлечений.
На реализацию этой сверхзадачи должна быть ориентирована разработка генерального плана города, которая активно ведется сегодня.
Говоря о приоритетах, в первую очередь мы ведем речь об обеспечении инновационного цикла в развитии нашей экономики. Совершенствование технологии управления инновационным процессом, создание дополнительных условий для диверсификации экономики – это, без преувеличения, миссия нашего города, нашей науки. Необходимо преодолеть сырьевую зависимость экономики страны. При правильной организации работ мы можем говорить об удвоении валового внутрен-него продукта уже через восемь лет, что выше темпов, предложенных президентом России. А в наукоемких, высокотехнологичных отраслях, от которых и зависит перспектива развития экономики нашего города, требуются еще более высокие темпы роста.
Стратегический подход предполагает также разработку технологий обеспечения качества людских ресурсов и формирование социального капитала. Речь идет не только о снижении или увеличении социальных обязательств, но и о разработке новой социальной политики.
Задача этой социальной политики – обеспечить всем гражданам минимально необходимый потребительский стандарт, соответствующий среднеевропейскому. Для молодежи – равные условия жизненного старта. Каждый должен иметь возможность получить образование, найти работу с достойной оплатой, стать хорошим специалистом, при желании – создать свое дело.
Реализация стратегического подхода будет осуществляться через комплексные целевые программы, утвержденные городским Советом. Для этого понадобится изменение структуры мэрии.
Реализация целевых программ во многих случаях предполагает создание специальных дирекций и общественных советов, мониторинг исполнения программ. Нам предстоит продолжить работу по выделению функций, связанных с управлением хозяйственными процессами, и ликвидировать излишние и дублирующие звенья.
Необходимо овладевать современными технологиями управления, более эффективно использовать рычаги бюджетной, тарифной и фискальной политики, повышать мотивацию в работе сотрудников органов управления.
Другая важнейшая наша задача – ликвидация бедности. Борьба с бедностью сегодня становится основой государственной политики. Но реформа доходов – это не только изменение доли оплаты труда в структуре валового внутреннего продукта с 47,3 %, как сегодня, до, предположим, 60 %, как во многих развитых странах. Это еще и комплекс конкретных шагов власти на всех уровнях. Пойти учиться на этот вуз, что бы получить потом диплом финансиста, это здорово, надо - купить диплом и на Астане нужно стать хорошим банкиром, а с дипломом будешь главным банкиром!
Основная часть населения боится потерять работу, а вместе с ней и основной источник доходов. Ведь доля зарплаты в структуре доходов составляет около двух третей. Люди боятся потерять свои сбережения, почувствовать себя обделенными при расчете пенсий. И в связи с этим важно добиться, чтобы труд был легально оплачиваемым. Мы планируем усилить контроль за регистрацией трудовых договоров с людьми, работающими у работодателей – физических лиц. Это позволит повысить социальную защищенность граждан, приблизит их заработную плату к бюджету прожиточного минимума. В 2002 г. зарегистрировано 9 тыс. договоров, средняя зарплата по ним составляла 1400 руб. В 2003 г. зарегистрированных договоров было уже более 17 тыс., а средняя зарплата – 1880 руб. Еще четыре года назад официальная зарплата в малом бизнесе была 300 руб.
Помимо законодательных мер мы в своей деятельности должны активно использовать и экономические методы. В частности, путем закупки продукции для государственных и муниципальных нужд, стимулирования государственных инвестиций и обеспечения государственной поддержки социально значимых проектов.
Считаю, что в ближайшие 4 – 5 лет в Новосибирске должно в больших масштабах строиться социальное жилье. Речь идет, в первую очередь, о жилмассиве «Береговой» и Ключ-Камышенском плато.
Нашу задачу я вижу в том, чтобы окончательно снять административные барьеры при отводе земельных участков под строительство, получении технических условий.
Поставив перед собой задачу – стать самым благоустроенным городом России, мы должны активно решать наболевшие проблемы, в том числе сноса ветхого и аварийного жилья.
Проблема очень непростая, но ее решение крайне необходимо. В благоустроенном городе не должно быть трущоб.
Сегодня по самым общим оценкам необходимо снести около 1400 домов, или 450 тыс.м2 жилья. То есть его нужно построить в новом качестве, и это будет значительной составляющей программы строительства социального жилья в Новосибирске.
Помимо сноса ветхого фонда планируется и реконструкция существующих кварталов. В частности, квартала № 50 в Ленинском районе, ограниченного улицами Станиславского, Титова и Тихвинской, жилого квартала в Дзержинском районе, ограниченного улицами Дениса Давыдова, Учительской, Авиастроителей. Ведется застройка в районе улицы Выборной в Октябрьском районе. Начинается освоение площадки в Ленинском районе – квартал «Д» Горского жилмассива. Сегодня важно при проведении комплексной реконструкции или при строительстве формировать иной стандарт уровня социального и сервисного обслуживания и благоустройства, предусматривающий весь набор сетевой торговли необходимого формата, сферу услуг, общественного питания, а также гаражи, парковочные зоны и детские площадки.
Для решения этих задач нами будут использоваться все возможные схемы финансирования: ипотека, частные и государственные инвестиции, средства дорожного фонда. Нужно продумать и шире использовать систему ссуд и льгот при строительстве и продаже жилья работникам бюджетной сферы (возможность компенсации ставок банковского процента при ипотеке, списании части ссуды при рождении детей и прочее).
Не нужно бояться иностранных инвестиций. Компании, которые привлекают инвестиции из-за рубежа, вместе с капиталом привлекают технологии, ноу-хау и новые подходы к менеджменту. Стимулирование спроса на эти объекты позволит активизировать работу всех смежных отраслей, привлечь дополнительную рабочую силу, увеличить уровень оплаты труда. Одна из отраслей, также способных оказать кумулятивный эффект, – дорожное строительство. Нам нужно отучить людей от мысли, что из областных центров Сибирского федерального округа в нашем городе самые плохие дороги. Сделать это можно только одним способом – строить много, быстро и качественно. Мы два последних года собирали лучший опыт, проводили эксперименты, осваивали передовые технологии и теперь должны включить накопленные ресурсы в полную силу.
Городу необходимы двухуровневые развязки на пересечении основных магистралей, новая схема движения пассажирского транспорта. Поэтому мы ставим задачу строительства дорог и развития транспортной сети, включая метро и железнодорожный транспорт. Ближайшие цели – Ипподромская магистраль, Северный объезд, третий мост через Обь, станции метро «Березовая роща», «Гусинобродская», «Площадь Станиславского», остановка электропоездов на Плехановском жилмассиве.
Горожан справедливо возмущала практика ликвидации зеленых зон при точечной застройке. Мы переломили эту тенденцию – высаживаем деревьев больше, чем вырубаем. В городе появились новые парки, фонтаны, значительно больше цветов. Хочется отметить возникновение нового парка «Городское начало» на набережной Оби, который должен стать любимым местом отдыха горожан.
Уже давно не секрет, что перспективы развития в городе ЖКХ, образовательного комплекса, здравоохранения, услуг, развлечений и др. прямо связаны с развитием малого бизнеса и предпринимательства. Многие говорят: не мешайте малому бизнесу, и он будет развиваться сам. К сожалению, этот рецепт не подтверждается практикой. Бизнес не может развиваться в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры.
Создать ее, а точнее, помочь самому бизнесу построить полноценную инфраструктуру – серьезная задача власти. Понимают это и сами бизнесмены. Именно поэтому был учрежден городской фонд поддержки предпринимательства, именно в этом заинтересованы практически все общественные объединения и ассоциации предпринимателей. Создавая инженерные сети, транспортные, информационные, инвестиционные, нормативные, финансовые, страховые и прочие необходимые условия, мы будем не просто открывать к ним доступ, а интегрировать с ними наши муниципальные имущественные ресурсы, в том числе и земельные.
Земля – не только ресурс для бюджетных доходов от продажи, но и рычаг регулирования целевого освоения городского пространства. Здесь требуются четкое экономическое зонирование, конкурсы, гибкие арендные ставки. Для этого необходимо ускорить инвентаризацию, разделение земель, создание государственного земельного кадастра в Новосибирске.
Конечно, главный вопрос не в том, сколько тратит государство, а в том, как оно расходует средства налогоплательщиков, с какой эффективностью и на базе каких приоритетов. Проблема эффективности государственных и муниципальных расходов прямо связана с проблемой коррупции.
Имеются факты, когда чиновники стараются закрыть информацию о распределении заказов и ресурсов, а наше гражданское общество еще слишком слабо, чтобы заставить власть работать прозрачно. Усилить общественный контроль за деятельностью аппарата чиновников, за лоббистскими действиями бизнеса – тоже наша задача.
Власть все больше должна уходить от прямого регулирования хозяйственной деятельности. А ее управленческие решения все чаще должны носить экономико-нормативный, регулирующий характер.
И наконец, необходимо продолжить совершенствование системы муниципальной власти и местного самоуправления в соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Мы уже приняли решение о разделении постов мэра города и председателя городского Совета.
Совместно с органами государственной власти Новосибирской области, городским Советом нам необходимо уточнить полномочия, объемы и источники финансирования.
Далее всерьез займемся проблемами качественного укрепления системы ТОС, в первую очередь, материальным обеспечением их деятельности, определением степени участия в принятии и согласовании тех или иных решений в сфере обустройства дворовых территорий, размещения автостоянок, объектов мелкой розницы. Вся эта работа должна проводиться в тесном взаимодействии с администрациями районов.
Требует существенного усиления работа милиции по всем направлениям: от организации безопасности на дорогах, улицах и во дворах до профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Все большее значение в нашей жизни приобретает развитие общественных организаций, партий и движений, профессиональных союзов и ассоциаций, творческих союзов, объединений ветеранов, садоводов и других общественных институтов. Мы крайне заинтересованы в активизации их участия в жизни города. Эти организации, выражая консолидированное мнение своих членов, должны прямо участвовать в разработке и исполнении городских программ и нормативно-правовых актов.
Информирование жителей города о работе органов местного самоуправления требует коренного совершенствования. Мы уже ввели в практику единые информационные дни в трудовых коллективах. Депутаты отчитываются в своих округах.
Проходят встречи представителей департаментов с руководителями отраслевых предприятий. Но сегодня мы начинаем осознавать и необходимость для такого города как Новосибирск собственных электронных СМИ, носящих и по содержанию, и по правовой и организационной форме общественный характер. Это – одно из условий подлинно демократического общества.
Развитие структур гражданского общества позволит сделать деятельность власти более открытой, подконтрольной обществу и более эффективной.
И в заключение.
Основная задача 2004 г. – обеспечить стабильность и преемственность власти и продолжить начатые преобразования, осуществить переход от стабильности к развитию на новой качественной основе.
Все, что мы делали, делаем и будем делать, направлено на то, чтобы Новосибирск стал городом с развитой рыночной экономикой и технологической инфраструктурой. Городом, в котором удобно и безопасно жить, рожать, воспитывать и учить детей. Городом, где люди окружены заботой и вниманием, где эффективно работают все структуры гражданского общества, где ответственная, доступная, прозрачная и демократичная власть. Городом, которым можно гордиться.