В.Л. Максимова - аспирант СИФБД
Предоставление кредитов, в частности – физическим лицам, относится к наиболее важным операциям большинства банков; объемы кредитования составляют существенную часть активов банковской системы и отдельных банков, а доходы от кредитования – значительную долю их общих доходов.
До недавнего времени банки достаточно настороженно подходили к выбору клиентов, требовали документального подтверждения платежеспособности и т.д. При этом риски невозврата кредитов значительно снижались за счет оформления залога банку или подтверждения платежеспособности его заемщика поручителями. С некоторых пор все изменилось.
Снижение доходности операций банков на финансовых рынках, а соответственно, и общее снижение прибыли заставило банки искать новые источники прибыли и обратить внимание на индивидуальных заемщиков; другими словами, банки стали развивать потребительское кредитование (иногда его называют экспресс-кредитованием).
Потребительские кредиты бывают, как правило, двух видов – целевые и нецелевые. К целевым относятся кредиты, предоставляемые на приобретение конкретного потребительского товара. Банки заключают договоры с магазинами, покупатель-заемщик вносит часть денег за товар, остальную сумму (70 – 80 %) банк перечисляет на счет продавца. Затем заемщик рассчитывается с банком, возвращая сумму кредита и проценты. Нецелевое кредитование подразумевает, что заемщик распоряжается кредитом, не сообщая банку о цели кредитования (сумма ограничена и сама по себе предполагает приобретение потребительских товаров).
У истоков кредитования в России стоит банк «Русский стандарт», предложивший в 2001 г. свою программу кредитования частных лиц. В ходе реализации данной программы клиентами банка стали более 800 тыс. чел., а объем выданных кредитов превысил 10 млрд руб.
Сегодня помимо «Русского стандарта» на рынке потребительского кредитования работают как московские (Сбербанк, Раффайзенбанк, Альфа-банк), так и региональные банки. За 2002 г. объем кредитов, выданных банками физическим лицам, вырос в 1,5 раза – до 142 млрд руб.
Банки сейчас достаточно активно занимаются потребительскими кредитами, и можно отметить, что именно этот вид кредитования стал наиболее популярным как среди потенциальных заемщиков – физических лиц, так и среди банков.
Клиентов устраивает, что:
– кредит можно получить в течение одного дня (в некоторых банках эта процедура занимает до 1 часа, в других – более 4 – 5 дней);
– необходим минимум документов (как правило, это справка о заработной плате заемщика, копия паспорта заемщика с местной пропиской или водительского удостоверения, иногда – копия пенсионного страхового удостоверения);
– кредит можно получить даже лицам с маленьким доходом – пенсионерам, малообеспеченным гражданам и др.
Банки устраивает, что:
– кредит предоставляет на срок от полугода до года, то есть это краткосрочное кредитование;
– расчет суммы кредита производится от заработной платы заемщика, но установлены ограничения на минимальную и максимальную суммы (как правило, от 10 тыс. руб. до 40 – 50 тыс. руб. в региональных банках и до 100 – 200 тыс. – в московских);
– доходность данного вида кредитов довольно высока, так как при ставке рефинансирования в 16 % банки выдают потребительские кредиты под 25 – 29 % годовых и др.
Более наглядно информация по условиям предоставления потребительских кредитов лана в таблице [4, с. 52].
Условия потребительского кредитования в наиболее активных банках
Банк | Сумма кредита | Срок кредита | Ставка, % годовых | Срок рассмотрения заявки |
Русский стандарт | 5 тыс. – 100 тыс. руб. | 6, 12 месяцев | От 29 +1,9 в месяц | 15 минут |
1 О.В.К. | 3 тыс. – 200 тыс. руб. | 6, 12 месяцев | 29 – 33 | 30 – 45 минут |
Сбербанк | До 80 % залога мерных золотых слитков | До 6 месяцев | 17 | 4 – 5 рабочих дней |
Хоум кредит | От 3 тыс. руб. | 4 – 24 месяца | 19 – 20 | 1 – 7 дней |
Развивая потребительское кредитование, банки значительно расширяют свою клиентскую базу, увеличивают прибыль. Однако данный вид кредитования при всей его привлекательности достаточно опасен для банков ввиду возможности невозврата кредитов. Предъявляя минимальные требования к заемщикам, кредитные организации ощутимо увеличивают кредитный риск и пытаются его компенсировать за счет высоких процентных ставок.
Устанавливая процентные ставки по потребительским кредитам, банки, в первую очередь, считают доходность кредитов, а также процент невозвратов, что, несомненно, является одним из главных факторов, влияющих на потери банка и, соответственно, снижение прибыли.
Банки рассчитывают процент невозврата потребительских кредитов, исходя из необходимости превышения прибыли над потерями. В этой связи можно предложить следующий вариант расчета.
Принимаются следующие обозначения:
S – установленная сумма потребительского кредита;
Xi – установленное число заемщиков в определенном временном интервале;
Ti – число заемщиков, вышедших на просрочку в конкретном временном периоде;
P – установленный процент в месяц по потребительским кредитам;
N – срок потребительского кредита в месяцах.
Допускается, что в отчетном месяце выдано кредитов Х1 заемщикам в сумме S каждому. Тогда поток платежей начиная со следующего месяца за весь срок кредита составит (в разбивке по месяцам):
(S/N + SP/100)X1,
при этом учитывается сразу, что не все заемщики начнут гасить кредит строго по графику, то есть Т1 заемщиков не погасят обязательный платеж в первом месяце после получения кредита, тогда реальный поток платежей в первом месяце составит:
(S/N + S P/100) (X1 – T1);
(S/N + (S – S/N) P/100)(X1 – T1) + (S/N + SP/100)(X2 – T2).
При определении потока платежей во втором месяце учитываются кредиты, выданные Х2 количеству заемщиков в первом (то есть в предыдущем) месяце, при этом число невозвратов составит Т2
(S/N + (S – 2S/N)P/100)(X1 – T1) + (S/N + (S – S/N) P/100)(X2 – T2) +
+ (S/N + SP/100)(X3 – T3).
При определении потока платежей в третьем месяце учитываются кредиты, выданные Х3 количеству заемщиков во втором (то есть в предыдущем) месяце, при этом число невозвратов составит Т3.
Продолжая данный процесс, можно вывести общую формулу потока платежей, которые должны поступать от заемщиков Х1, то есть в N-ом месяце получится следующий поток по ссудам данных заемщиков:
S/N + (S – (N – 1) S/N) P/100.
И за весь срок кредитов (N месяцев), выданных заемщикам Х1, получится такой поток платежей:
N (S/N){основной кредит} + [S+ (S – S/N) + (S – 2 S/N) + (S – 3 S/N) + (S – 4 S/N) + …
+ (S – (N – 1) S/N)]{сумма процентов} = S + (S N – S/N (1 + 2 + 3 + 4 + … + (N – 1)))
P/100 = S + (S N – S/N [(1 + (N – 1)) (N – 1)/2]) P/100 = S + S/2 (N + 1) P/100,
тогда сам поток ожидаемых платежей составит:
[S + S/2 (N + 1) P/100] X1,
А учитывая невозвраты Т1, фактический поток составит:
[S + S/2 (N + 1) P/100] (X1 – Т1).
По аналогии в (N + 1)-м месяце определяется поток по заемщикам Х2 и т.д.
Продолжая рассуждения, можно по каждой группе заемщиков, ранжированных по месяцам выдачи кредитов, определить предельный процент невозвратов, то есть проверяется следующий критерий:
[S + S/2 (N + 1) P/100] (X1 – Т1) > S X1 (1)
то есть ставится необходимое условие того, что потоки платежей должны как минимум перекрывать выданные денежные средства. Тогда получаем:
[S/2 (N + 1) P/100] X1 > (S + S/2 (N + 1) P/100) Т1;
[(S/2 (N + 1) P/100) : (S + S/2 (N + 1) P/100)] X1 > T1. (2)
Полученное условие (2) доходности потребительских кредитов, выданных заемщикам Х1, для банка является достаточно строгим, так как учитывает потери не только основного долга по кредитам, но и процентов.
Упростим (2), то есть
Х1/Т1 > (S + S/2 (N + 1) P/100) : (S/2 (N + 1) P/100) =
= 1 + S/(S/2 (N + 1) P/100) = 1+ 200 / [(N + 1) P].
Таким образом, фактически отношение количества выданных кредитов к числу невозвратов не зависит от денежного выражения кредитов и суммы должно составить как минимум:
1 + 200 / [(N + 1) P], (3)
отсюда
Х1 / (1 + 200 / [(N + 1) P]) > T1. (4)
Конечно, в рамках произведенных расчетов сделан ряд допущений, в частности:
– предполагается, что потребительские кредиты дифференцируются по суммам, то есть в приведенном расчете количества невозвратов взяты к расчету кредиты с одинаковыми суммами основного долга, что на практике вполне реально;
– групп с разными суммами основного долга по кредитам может быть несколько, расчет приведен для одной из таких групп;
– данная модель подразумевает ранжирование и по срокам кредитов (как правило, 6 и 12 месяцев);
– предполагается, что известны (или прогнозируемы по базе) потоки платежей, прирост клиентской базы, возможное количество невозвратов кредитов и др.
Показатели можно рассчитать по статистическим данным на реально наработанной базе (как минимум, 1 – 2 года, для увеличения достоверности прогнозов).
Произведем некоторые расчеты за несколько месяцев. Допускается следующий кредитный портфель по потребительским кредитам:
Х1 = 100;
N = 6;
P = 2,3;
Т1 – ?
Тогда процент невозвратов по данной группе кредитов должен составить максимум:
Х1 / (1 + 200 / [(N + 1) P]) > T1,
то есть
100 / (1 + 200 / ((6 + 1) 2,3)) > Т1,
Т1 < 100/13,42 = 7,45, Т1 < 7,
то есть число невозвратов кредитов по данной группе должно быть меньше 7.
Увеличим процент, например, Р = 2,5, тогда:
100 / (1 + 200 / ((6 + 1) 2,5)) > Т1,
Т1 < 100 / 12,43 = 8,04,
то есть число невозвратов кредитов по данной группе должно быть меньше 8.
Результат вполне объясним, так как с увеличением процента растет и доходность данных операций и, соответственно, полученные доходы перекроют большее количество невозвратов.
Уменьшая процент, скажем до 2,0 в месяц, получаем обратный результат:
100 / (1 + 200 / ((6 + 1) 2,)) > Т1, Т1 < 100 / 15,3 = 6,54,
то есть число невозвратов должно составить максимум 6.
Представим рассмотренные ситуации графически.
Рисунок 1.
Динамика максимального количества невозвратов кредитов в зависимости
от процентной месячной ставки P
Можно рассчитывать именно число невозвратов в общем портфеле, можно их долю. В рамках рассмотренной ситуации невозврат составит:
6/100 х100 = 6 %,
8/100 х100 = 8 %,
7/100 х100 = 7 %.
Универсальность формулы по расчету процента невозврата кредитов (формула (4)) заключается в том, что помимо установленного процента банк может рассматривать вероятные невозвраты в зависимости от срока кредита.
Произведем аналогичные расчеты для срока кредитов в 9 и 12 месяцев. Получим:
Х1 = 100;
N = 9;
P = 2,3;
Т1 – ?
Тогда процент невозврата по данной группе кредитов должен составить максимум:
Х1 / (1 + 200 / [(N + 1) P]) > T1,
то есть
100 / (1 + 200 / ((9 + 1) 2,3)) > Т1,
Т1 < 100 / 9,7 = 10,3,
Т1 < 10,
то есть число невозвратов кредитов по данной группе должно быть меньше 10.
Увеличим срок кредитов, например, N = 12, тогда:
100 / (1 + 200 / ((12 + 1) 2,3)) > Т1,
Т1 < 100 / 7,69 = 13,00,
то есть число невозвратов кредитов по данной группе должно быть меньше 13.
Таким образом, расчетная величина процента невозвратов увеличивается. Объясняется это тем, что с увеличением сроков увеличиваются потоки платежей, возрастает прибыль, которая сможет перекрыть большее число невозвратов.
Представим рассмотренные ситуации графически (рис. 2).
Рисунок 2.
Динамика максимального количества невозврата кредитов в зависимости
от срока кредитования N (мес.)
Предлагаемые расчеты необходимы для определения доходности кредитного портфеля по потребительскому кредитованию; кроме того, банк может оценить, насколько прогнозируемы невозвраты по кредитам. Это вопросы очень актуальны, так как рынок потребительских кредитов развивается достаточно широко и, по-видимому, еще не достиг своего предела. go to Dumps shop
Предлагаемые расчеты банки могут использовать и при формировании резервов. Сейчас у банков возникают сложности в оценке кредитного риска по потребительским кредитам, и они не всегда правильно могут сформировать резерв на возможные потери именно по потребительским кредитам, так как трудно оценить кредитоспособность заемщиков.
Наращивая базу, отслеживая невозвраты, рассчитывая максимальную их долю в зависимости от конкретных параметров (процентная ставка, срок кредита), банки могут создавать оптимальные резервы и четко представлять возможную величину потерь.
Литература
1. Банковское дело / Под ред. В.И. Колесникова. М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Королев О.Г. Анализ и управление рисками в деятельности малых и средних кредитных организаций // Деньги и кредит. 2002. № 2. С. 43–46.
3. Кузин А. Бесплатный шопинг // Финанс. 2003. № 11. C. 50–52.
4. Паперная И. Потребительское кредитование: в бой рвутся все // Финанс. 2003. № 19. С. 52–53.