Д.В. Куницын - начальник отдела информационно-аналитической работы Межрегиональной инспекции МНС России по Сибирскому федеральному округу
Е.С. Синицына - специалист I категории отдела информационно-аналитической работы
Р.Г. Афанасиев - главный госналогинспектор отдела организации проверок юридических лиц
О.В. Захарова - главный госналогинспектор отдела организации проверок юридических лиц
В.Б. Лаппо - главный госналогинспектор отдела организации контроля налоговых органов
На протяжении вот уже нескольких лет Президент Российской Федерации в конце года подписывает целый пакет законов, вносящих изменения и дополнения в акты законодательства о налогах и сборах. По этой традиции 31 декабря 2002 г. было подписано несколько Федеральных законов (от 31.12.02 г. №№ 196-ФЗ, 195-ФЗ, 191-ФЗ, 187-ФЗ), затрагивающих вопросы исчисления и уплаты НДС, ЕСН, НДФЛ, акцизов, налога на прибыль организаций, специальных налоговых режимов и вносящих иные изменения в Налоговый кодекс (НК РФ).
Налогоплательщики весьма скептически относятся к подобной практике, что связано с введением некоторых норм «задним числом», то есть с обратной силой налоговых законов. Какие-то изменения, внесенные законами от 31.12.02 г., носят исключительно технический характер, однако большинство норм принятых законов касается уточнения порядка исчисления и уплаты конкретных налогов.
Поскольку в ряде случаев изменения предоставляют отдельным категориям налогоплательщиков льготы, то и нельзя сказать, что все они ухудшают положение налогоплательщиков. Но некоторые нормы могут ущемить права и законные интересы организаций и физических лиц, в связи с чем, возможно появление споров, касающихся их введения, – ведь подобные нормы законодательства не должны иметь обратной силы.
Рассмотрим по существу те изменения, которые произошли в действующем налоговом законодательстве.
Принятие главы 29 «Налог на игорный бизнес» части второй НК РФ
Федеральным законом от 27.12.02 г. № 182-ФЗ часть вторая НК РФ была дополнена новой главой 29 «Налог на игорный бизнес». Согласно ст. 5 указанного Закона данная глава вводится в действие с 1 января 2004 г.
В отличие от действующего порядка, регулируемого Федеральным законом от 31.07.98 г. № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес», новая глава Кодекса устанавливает ставки налога в рублях, а не в кратности к МРОТ. Кроме того, новой главой определен интервал налоговых ставок в зависимости от объекта налогообложения. Конкретные размеры ставок налога устанавливаются законами субъектов Федерации. Так, например, согласно главе 29 ставки налога за один игровой стол могут быть установлены в пределах от 25 тыс. до 125 тыс. руб. вместо нынешних от 200 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Отмена налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
Согласно Федеральному закону от 31.12.02 г. № 193-ФЗ с 1 января 2003 г. перестал существовать налог на покупку иностранных денежных знаков, действовавший с середины 1997 г., поскольку он не оказал сколько-нибудь существенного влияния на формирование доходов бюджетов разных уровней. Так, по итогам 2002 г. в бюджетную систему России поступило немногим более 37 млрд руб. данного налога (в том числе на территории Сибирского федерального округа – 347,8 млн руб., или 9,4 % от поступлений по России), что составило 0,16 % от поступлений налоговых платежей в бюджетную систему России. Однако данный налог оказывал определенное положительное влияние на стабилизацию валютного курса рубля, стимулируя переход граждан на сбережения в отечественной валюте.
Изменения, внесенные в главу 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость»
С принятием Федерального закона от 31.12.02 г. № 195-ФЗ до 1 января 2005 г. продлено действие пониженной ставки НДС в размере 10 % в отношении услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции (указанных в абзацах первом и втором подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ); редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством периодических печатных изданий и книжной продукции (указанных в абзацах первом и втором подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ), услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях (указанных в абзаце первом подп. 3. п. 2 ст. 164 НК РФ), а также услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания (указанных в абзаце первом подп. 3. п. 2 ст. 164 НК РФ), в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.
31 мая 2002 г. принят Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Пунктом 5 ст. 45 этого Закона, регламентирующим вступление его в силу, было предложено Президенту Российской Федерации и поручено Правительству привести нормативные правовые акты в соответствии с ним. Во исполнение данного положения принят Федеральный закон от 31.12.02 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».
Так, теперь не подлежит налогообложению НДС передача имущества (в том числе имущественных прав) коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, распределяемого между адвокатами при реорганизации коллегий адвокатов и иных адвокатских образований в процессе приведения их организационно-правовых форм в соответствие с требованиями Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Кроме того, с 1 февраля 2003 г. (даты вступления в силу Закона № 187-ФЗ) не подлежит налогообложению НДС оказание услуг адвокатами, а также оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности.
Изменения, внесенные в главу 22 НК РФ «Акцизы»
Федеральным законом от 31.12.02 г. № 191-ФЗ внесены изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты.
Так, изменен порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (ст. 179.1 Кодекса): в случае осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем операций по оптовой или оптово-розничной реализации нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья (в том числе из подакцизных нефтепродуктов), свидетельство выдается на оптовую или оптово-розничную реализацию. При этом свидетельство на производство не выдается.
Смягчены требования для выдачи свидетельств. Теперь свидетельство выдается предприятиям или индивидуальным предпринимателям, имеющим мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов не только в собственности, но и на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, а также и при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50 %).
Свидетельства могут получить также организации или индивидуальные предприниматели, обратившиеся с соответствующим заявлением, при наличии мощностей, необходимых для получения свидетельства, в собственности организации, в которой организация, обратившаяся с заявлением, владеет более 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества.
И еще одно новшество: приостановить действие свидетельства по заявлению плательщика теперь нельзя. Действие свидетельства приостанавливается только в случаях, указанных в п. 5 ст. 179.1 НК РФ.
Добавился объект налогообложения: получение нефтепродуктов собственником сырья и материалов, произведенных из этого сырья и материалов, на основе договора переработки.
В п. 5 ст. 198 разъяснен порядок отражения суммы акциза при совершении операций с нефтепродуктами. Так, сумма акциза в расчетных документах и счетах-фактурах выделяется отдельной строкой только при передаче нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов, собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства.
При реализации нефтепродуктов сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком при получении нефтепродуктов в соответствии с подп. 2, 3 п. 1 ст. 182 НК РФ, в расчетных документах и счетах-фактурах не выделяется.
В соответствии с новым п. 4 ст. 199 НК РФ при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами сумма акциза учитывается в следующем порядке:
1) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 182 НК РФ, включается в стоимость подакцизных нефтепродуктов;
2) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по указанным в подп. 4 п. 1 ст. 182 НК РФ операциям, включается собственником нефтепродуктов в стоимость подакцизных нефтепродуктов;
3) сумма акциза, исчисленная по операциям, указанным в подп. 3 п.1 ст. 182 НК РФ:
– в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается;
– в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов.
Сумма акциза, подлежащая уплате всеми налогоплательщиками, исчисленная в соответствии со ст. 202 НК РФ, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Сумма акциза, отнесенная на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, при представлении документов в соответствии с п. 8 ст. 201 НК РФ и п. 7 ст. 198 НК РФ, подлежит корректировке в целях налогообложения по налогу на прибыль.
Кроме того, согласно п. 8 ст. 200 НК РФ вычетам подлежат также суммы акциза, начисленные в соответствии с подп. 2 – 4 п. 1 ст. 182 НК РФ, при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении (при представлении соответствующих документов).
Согласно ст. 204 налогоплательщики, совершающие операции с нефтепродуктами, уплачивают сумму налога по месту нахождения налогоплательщика и каждого из его обособленных подразделений, исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанных обособленных подразделений в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.
Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения на территории одного субъекта РФ и на одной территории с головным подразделением, сумму акциза могут определять и уплачивать централизованно по месту нахождения головного подразделения.
Изменения, внесенные в главу 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц»
Законом № 187-ФЗ внесены изменения в ст. 9.3 Федерального закона от 05.08.00 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах». Согласно новой редакции стоимость имущества (в том числе имущественных прав) коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, распределяемого между адвокатами при реорганизации адвокатских образований в процессе приведения их организационно-правовых форм в соответствие с требованиями Закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», не включается в налоговую базу при исчислении суммы налога на доходы физических лиц при условии, что в течение шести месяцев со дня получения указанного имущества (в том числе имущественных прав) оно было передано налогоплательщиком во вновь создаваемую коллегию адвокатов или адвокатское бюро.
Изменения, внесенные в главу 23 НК «Налог на доходы физических лиц», также касаются исключительно технических вопросов приведения ее в соответствие с Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». А именно, в ст. 226 уточнены субъекты – не «коллегии адвокатов (их учреждения)», а «коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации».
Изменения, внесенные в главу 24 НК РФ «Единый социальный налог (взнос)»
Федеральным законом от 24.12.02 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» приостановлено с 01.01.03 г. по 31.12.03 г. действие п. 4 ст. 245 НК «Особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков», в соответствии с которым из налоговой базы для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, исключаются суммы денежного содержания и вещевого обеспечения сотрудников органов налоговой полиции и таможенных органов.
Законом № 187-ФЗ нормы главы приведены в соответствие с Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а именно, произведена замена слов «коллегии адвокатов (их учреждения)» на слова «коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации».
Федеральным законом от 31.12.02 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3, и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» исключены: абзац 2 п. 2 ст. 236 «Объект налогообложения» и абзац 2 п. 3 ст. 237 «Налоговая база» НК, определяющие объект налогообложения и налоговую базу для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Федеральным законом от 31.12.02 г. № 196-ФЗ «О внесении изменения в ст. 243 Налогового кодекса» в четвертом абзаце п. 3 ст. 243 «Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями» изменены сроки возникновения заниженной суммы налога в случае, когда примененный налоговый вычет превышает фактически уплаченный страховой взнос. Теперь разница признается занижением суммы налога с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу (ранее – с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение).
Изменения, внесенные в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»
Федеральным законом от 21.12.02 г. № 191-ФЗ внесены незначительные уточнения в нормы главы 25 НК РФ.
Произошла, например, достаточно формальная замена в подп. 11 п. 1 ст. 251: теперь у бюджетных организаций подлежит амортизации на общих основаниях имущество, созданное за счет средств, полученных бюджетной организацией безвозмездно от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада (доли) передающей организации; или от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада (доли) получающей организации (в предыдущей редакции – не менее чем на 50 %).
Уточнен порядок признания доходов и расходов при использовании метода начисления в случае, если сделки длятся более одного года.
Основные средства, введенные в эксплуатацию налогоплательщиком в период до 31 января 1998 г., права на которые подлежат обязательной государственной регистрации, начиная с 1 января 2004 г. могут быть включены в соответствующую амортизационную группу для начисления амортизации только после документального подтверждения факта подачи документов на такую регистрацию (ранее планировалось, что амортизацию на эти основные средства без подачи документов на регистрацию нельзя будет начислять уже с 1 января 2003 г.).
Снова уточнена налогооблагаемая база «переходного периода» (по состоянию на 1 января 2002 г.). В составе внереализационных расходов по состоянию на 1 января 2002 г. не отражаются внереализационные расходы в виде отрицательных курсовых разниц по обязательствам, возникшим из договоров, заключенных до 17 августа 1998 г. и предусматривающих погашение данных обязательств после 1 января 2002 г. Данные курсовые разницы подлежат учету в составе внереализационных расходов на дату погашения указанных обязательств.
Подпункт 8 п. 2 ст. 251 приведен в соответствие с требованиями Федерального закона от 21.05.02 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Теперь при определении налоговой базы не учитываются отчисления адвокатских палат субъектов Федерации на общие нужды Федеральной палаты адвокатов в размерах и порядке, которые определяются Всероссийским съездом адвокатов; отчисления адвокатов на общие нужды адвокатской палаты соответствующего субъекта Федерации – в размерах и порядке, которые определяются ежегодным собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты этого субъекта Российской Федерации, а также на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро.
Изменения, внесенные в главу 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения»
С принятием Федерального закона от 31.12.02 г. № 191-ФЗ решены некоторые проблемы, связанные с применением упрощенной системы налогообложения.
В частности, плательщики единого налога по упрощенной системе налогообложения уплачивают налог на добавленную стоимость в случае ввоза товаров на таможенную территорию России. Они освобождаются от НДС только в том случае, если операции осуществляются на территории РФ и не связаны с импортом.
С двух лет до одного года сокращен срок, в течение которого налогоплательщики, отказавшиеся от применения упрощенной системы налогообложения или перешедшие установленные законом границы ее применения, могут снова вернуться к ее применению. Skubus naudotų automobilių supirkimas Vilniuje - atsiskaitome iš karto ir mokame brangiai - automobiliu-supirkimas-1.lt
Расширен состав расходов, которые можно учесть для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения. Так, налогоплательщики могут уменьшить свои доходы на стоимость покупных товаров, импортных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, а также на суммы налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством.
Виды доходов, не являющихся доходами согласно ст. 251 НК РФ, также не признаются доходами при расчете налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения. Таким образом, нормы главы 26.2 в части расчетов доходов и расходов максимально приближены к главе 25 НК РФ, что, конечно же, облегчает ведение учета.
Расширен перечень статей главы 25 НК РФ, аналогично которым осуществляется исчисление расходов для целей налогообложения по упрощенной системе.
Внесены изменения в Закон РФ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»: организации, перешедшие на упрощенную систему, освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет в полном объеме. Такие организации обязаны вести бухгалтерский учет только в отношении основных средств и нематериальных активов (их остаточная стоимость является критерием для правомерности применения упрощенной системы налогообложения).
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Уточнен подп. 16 п. 3 ст. 246.12, согласно которому не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.
Кроме того, налогоплательщикам предоставлено право изменить избранный объект налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, однако установлено, что уведомление налогового органа об изменении объекта должно быть произведено не позднее 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Следовательно, налогоплательщики, переходящие на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г., таким правом воспользоваться уже не смогут.
Изменения, внесенные в главу 26.3 НК РФ «Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности»
В связи с принятием Закона № 191-ФЗ расширился потенциальный состав налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, осуществляющих розничную торговлю и оказывающих услуги общественного питания, в связи с увеличением размера физического показателя – площади торгового зала (зала обслуживания посетителей) – с 70 м2 до 150 м2.
Не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю подакцизными товарами, указанными в подп. 6 – 10 п. 1 ст. 181 НК РФ (автомобили легковые и мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла и др.), и подакцизным минеральным сырьем.
Следует иметь в виду, что ст. 46.27 НК РФ дополнена нормой, определяющей понятие такого физического показателя как количество работников. Теперь под ним понимается среднесписочная численность работающих за налоговый период с учетом всех работников, в том числе совместителей.
Устранен пробел в законодательстве по сроку представления налоговой декларации и определено, что налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Существенные изменения коснулись корректирующих коэффициентов К1, К2 и К3. Законом № 191-ФЗ установлено, что коэффициент К1 в 2003 г. не применяется, коэффициент-дефлятор К3 в 2003 г. равен 1, а коэффициент К2 может корректировать базовую доходность в зависимости от особенностей места ведения предпринимательской деятельности и устанавливается в пределах от 0,01 до 1.
Ниже приводится сравнительная таблица введенных в действие с 31 декабря 2002 г. законодательных норм, где все эти изменения даны подробно. Цифры в колонках соответствуют статейным пунктам и подпунктам.
Глава 21. Налог на добавленную стоимость
(Таблица 1)
Как было | Как стало |
1 | 2 |
Налоговые ставки (ст. 164 НК – Закон от 31.12.02 г. № 195-ФЗ) | |
Установить, что абзацы третий – шестой подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ утрачивают силу с 1 января 2003 г. | Установить, что абзацы 3 – 6 подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ утрачивают силу с 1 января 2005 г. |
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (ст. 149 НК – Закон от 31.12.02 г. № 195-ФЗ) | |
Оказание услуг членами коллегий адвокатов, а также оказание услуг коллегиями адвокатов (их учреждениями) членам этих коллегий в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности | Оказание услуг адвокатами, а также оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности |
Глава 22. Акцизы
(Таблица 2)
Глава 23 «Налог на доходы физических лиц»
(Таблица 3)
Как было | Как стало |
Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами (ст. 226 НК – Закон от 31.12.02 г. № 187-ФЗ) | |
Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов (их учреждениями) | Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями |
Глава 24. Единый социальный налог
(Таблица 4)
Глава 25. Налог на прибыль организаций
(Таблица 5)
Глава 26.2. «Упрощенная система налогообложения»
(Таблица 6)
Глава 26.3. «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
(Таблица 7)