Д.В. Куницын - начальник отдела информационно-аналитической работы Межрегиональной инспекции МНС России по Сибирскому федеральному округу
Е.С. Синицына - специалист I категории отдела информационно-аналитической работы Межрегиональной инспекции МНС России по Сибирскому федеральному округу
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ
Автомобильный транспорт для большинства развитых стран является основным способом внутренних сообщений и ключевым элементом транспортной системы. На этапе становления рыночных отношений в России сложились объективные предпосылки для ускоренного развития автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитие социально-экономической сферы страны. Ускоренное развитие автомобильного транспорта в России обусловлено следующими основными факторами:
– около 80 % производственных и транспортно-распределительных структур, а также большинство населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных, так что использование автотранспорта в этих условиях безальтернативно;
– обеспечение партионности, возможность организации работы «с колес», доставка «от двери до двери», скорость, гибкость, мобильность, надежность позволяют рассматривать автомобильный транспорт как наиболее рыночно ориентированный.
Автомобильному транспорту нет адекватной замены при перевозках дорогостоящих грузов на небольшие и средние расстояния, в транспортном обеспечении розничной торговли, производственной логистики, строительной индустрии, агрокомплекса, а также малого бизнеса, что подтверждается соответствующими объемами перевозок грузов (свыше 55 % объемов внутренних грузовых перевозок страны) и значительной автотранспортной составляющей в стоимости продукции отдельных секторов экономики: в промышленности доля автотранспортных издержек составляет не менее 15 %, в строительстве – до 30 %, в сельском хозяйстве и торговле – до 40 % и более. Суммарно эти издержки, с учетом выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ, составляют не менее 400 млрд руб. в год, или около 6 % от ВВП страны.
Важнейшая роль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности общества принадлежит автобусному транспорту, осуществляющему более половины пассажирских перевозок страны. Маршрутными автобусами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении обеспечивается основная часть поездок населения в 1313 городах и поселках городского типа, в 1200 из них автобусы являются единственным видом городского пассажирского транспорта. Междугородные перевозки пассажиров автобусами эффективно конкурируют с пригородными и, в отдельных случаях, дальними железнодорожными перевозками пассажиров. Общественный автобусный транспорт остается практически единственным видом пассажирского транспорта для большинства жителей села.
Важный фактор современного этапа развития пассажирского автотранспорта – значительный рост числа личных легковых автомобилей. За последние 10 лет их парк в стране более чем удвоился и составляет свыше 21 млн единиц. В приобретение пассажирских и грузовых автомобилей население и бизнес ежегодно вкладывают до 4 млрд дол. Уровень этих инвестиций определяется, прежде всего, объективным ростом мобильности населения и потребности в автомобильных перевозках и в минимальной степени зависит от регулирующих воздействий государства.
Коммерческий автомобильный транспорт обеспечивает более 10 % всех налоговых поступлений от транспорта. На автотранспорте, с учетом автомобильных дорог и инфраструктуры обслуживания, занято около 6 % работающего населения, а основные фонды оцениваются в размере не менее 11 % стоимости всех основных фондов страны.
Количество субъектов, занятых в автотранспортной деятельности, на несколько порядков выше, чем в видах транспорта. На начало 2002 г. число лицензированных перевозчиков превысило 505 тыс. единиц, или 97 % от всех субъектов транспортной системы страны.
Основную часть субъектов автотранспортной деятельности составляют малые предприятия и индивидуальные предприниматели, однако контроль и учет их деятельности налажены недостаточно. Таким образом, значительная часть рынка автомобильных перевозок находится в «теневом» секторе экономики, что создает предпосылки для криминального влияния на автотранспортный бизнес и приводит к существенным бюджетным потерям.
Рынок грузоперевозок.
В 2001 г. грузовыми автомобилями всех отраслей экономики с учетом оценки неформальной деятельности перевезено 6,2 млрд т грузов, или 104,4 % к уровню 2000 г. Для выполнения этого объема использован парк грузовых автомобилей в количестве 3,3 млн ед., который сосредоточен: в предприятиях отраслей экономики – 1,6 млн ед., в индивидуальной собственности – 1,57 млн ед. и в подотрасли автотранспорта общего пользования (далее – АТОП) – 0,13 млн ед. Объем перевозок грузов, выполненных АТОП, составил 562,8 млн т (9,1 %), в том числе коммерческими малыми предприятиями и предпринимателями – 73,5 млн т. По сравнению с 1990 г. доля АТОП в общем объеме автомобильных перевозок грузов, несмотря на его известные преимущества (обеспечение более высокого уровня организации транспортного процесса и производительности труда, сокращение транспортных издержек), сократилась в 2,5 раза.
За 2002 г. предприятиями АТОП Сибирского федерального округа перевезено 190,3 млн т грузов, грузооборот автомобильного транспорта общего пользования составил 2716,1 млн т/км. Среди регионов по перевозкам грузов лидируют Кемеровская область (162,4 млн т), что объясняется ее спецификой (добыча и транспортировка каменного угля). В целом за 2002 г. грузооборот предприятий АТОП Сибирского региона вырос на 0,7 %.
Международные автомобильные перевозки как наиболее прибыльные, представляют собой один из самых привлекательных для транспортных предпринимателей видов деятельности и неуклонно развиваются. В настоящее время эти перевозки осуществляются с 86 странами мира; 20 % всей внешней торговли России со странами СНГ обеспечивается перевозками автотранспортом.
По сравнению с 1990 г. объем перевозок внешнеторговых грузов автотранспортом в 2001 г. возрос почти в 12 раз и составил 19,2 млн т. За этот период объем перевозок, выполненный российскими перевозчиками, увеличился в 5 раз и составил около 7 млн т, однако их доля в общем объеме сократилась в 2 раза (с 75 % до 37 %).
По мере развития рыночных отношений автомобильный транспорт все успешнее конкурирует с железнодорожным в секторе перевозок на дальние и средние расстояния – сказывается влияние известных объективных преимуществ автомобильных перевозок. Грузовладельцам, использующих автомобильный транспорт, предлагаются такие дополнительные услуги как срочная доставка, промежуточное хранение грузов на складе экспедитора и их доставка по заказам потребителей, охрана грузов в пути и ряд других услуг.
Рынок перевозки пассажиров.
В 2001 г. автомобильным транспортом (преимущественно автобусами) во всех видах сообщения перевезено более 22,4 млрд пассажиров, или 52 % от всего объема пассажирских перевозок страны. Наибольшую долю в них составляют маршрутные автобусные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении. При этом выполняется свыше 480 регулярных автобусных рейсов в страны дальнего и ближнего зарубежья.
Междугородные перевозки пассажиров автобусами, в отличие от перевозок в городском и пригородном сообщении, представляют собой высокорентабельный вид деятельности. В стране действует более 6100 междугородных автобусных маршрутов общей протяженностью около 1,2 млн км, более 200 автовокзалов и 1200 автостанций. Маршрутными автобусами в междугородном сообщении обслуживается более 78 тыс. населенных пунктов. Однако количество пассажиров, перевезенных по междугородным маршрутам, за последние 10 лет сократилось в 4 раза – 175 млн чел.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Общая характеристика нормативно-правовых актов
Действующая в России сложная система транспортного законодательства, ощутимо влияющая на работу автотранспорта, базируется на нормативно-правовых актах, принятых еще во времена СССР.
Порядок перевозки грузов, пассажиров и багажа регламентируется главой 40 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В настоящее время действует Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 8.01.69 г. № 12 (далее – Устав автомобильного транспорта). На основании данного Устава разработаны и утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.71 г. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила перевозки грузов). Поскольку Устав автомобильного транспорта и Правила перевозки грузов были утверждены до вступления в силу ГК РФ, то они действуют в части, не противоречащей ему.
Устав автомобильного транспорта определяет обязанности, права и ответственность находящихся на территории России автотранспортных предприятий и организаций, других имеющих автомобили предприятий, организаций, учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся автомобильным транспортом.
Документальное оформление перевозок
В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Правила оформления перевозочных документов изложены в разделе 6 Правил перевозки грузов. В соответствии с п. 1 раздела 6 указанных Правил перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно-транспортными накладными. Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом взвешивания.
Использование автомобилей с оплатой по повременному тарифу оформляется записями в путевом листе с указанием пробега и времени нахождения автомобиля в распоряжении клиента за вычетом времени обеденного перерыва шофера.
Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.
В товарно-транспортной накладной грузоотправителем (грузополучателем) указываются виды услуг, выполняемых автотранспортным предприятием или организацией. Грузоотправитель не вправе требовать, чтобы шофер осуществлял прием груза по каким-либо другим документам, кроме товарно-транспортной накладной, в том числе по документам, определяющим взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификаты, удостоверения, свидетельства и т.д.).
Форма товарно-транспортной накладной и порядок ее заполнения определены в Постановлении Госкомстата № 78 от 28.11.1997 г. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
Согласно ст. 798 ГК РФ перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Так, порядок заключения годового договора изложен в п. 36 Устава автомобильного транспорта и в разделе I Правил перевозки грузов. Пунктом 3 раздела I указанных Правил установлено, что в годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом устанавливаются объемы перевозок по утвержденной номенклатуре, условия перевозок (режим работы по приему и выдаче грузов, обеспечение сохранности грузов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ в установ
ленное время и т.д.), порядок расчетов за перевозку, определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков.
В Правилах перевозки грузов предлагается форма типового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом.
Согласно п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа – также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. В соответствии с п. 166 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Минтрансом РФ 29.09.97 г. (далее – Временные правила перевозки пассажиров), билеты на проезд пассажиров в автобусах особо малой и малой вместимости городских и пригородных маршрутов продаются водителями, а в отдельных пунктах – через специально уполномоченных на то лиц. Пассажирам междугородных маршрутов продажу билетов производят на остановочных пунктах в кассах, а там, где кассовая продажа билетов не организована, – через водителей непосредственно при посадке пассажиров в автобус до отправления его от остановочного пункта. На начальных и конечных остановочных пунктах междугородных маршрутов производится предварительная продажа билетов на проезд в автобусах особо малой и малой вместимости.
Лицензирование и сертификация
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень видов деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии, установлен Федеральным законом от 8.08.01 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступил в силу с 11.02.02 г., далее – Закон № 128-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 17 указанного Закона лицензированию подлежат:
– перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
– перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
– перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
На основании ст. 5 Закона № 128-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.02 г. № 402 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. В настоящее время данный документ действует в редакции Постановления Правительства РФ от 03.10.02 г. № 731.
Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации. На каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется соответствующая лицензия.
Лицензия на осуществление любого вида деятельности предоставляется на пять лет. Одновременно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Законом № 128-ФЗ предусмотрена выдача лицензий на перевозки, осуществляемые только внутри страны. Иной порядок предусмотрен для международных перевозок пассажиров и грузов.
В соответствии с федеральными законами «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», а также международными договорами об автомобильном сообщении Постановлением Правительства РФ от 16.10.01 г. № 730 утверждено Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок.
Допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок осуществляют органы Российской транспортной инспекции Минтранса России. В указанном Положении перечислен ряд условий, выполнение которых обязательно для российских перевозчиков, осуществляющих международные перевозки.
Основные условия таковы:
1. Наличие лицензии на перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
2. Наличие транспортных средств, соответствующих международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
3. Соответствие квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;
4. Устойчивое финансовое положение российского перевозчика (наличие собственного имущества, стоимость которого в расчете на одно транспортное средство, осуществляющее международные автомобильные перевозки, составляет не менее 50 тыс. руб., или, в расчете на 1 т разрешенной максимальной массы указанного транспортного средства, – не менее 2,5 тыс. руб. Достаточным является соответствие одному из показателей);
5. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
В подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение допуска, а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки.
Удостоверение выдается:
На один год – российским перевозчикам, впервые подавшим заявление, не имеющим опыта осуществления международных автомобильных перевозок или имеющим такой опыт продолжительностью менее одного года;
На пять лет (если в заявлении не указан меньший срок) – российским перевозчикам, которые на протяжении последних четырех лет, предшествовавших подаче заявления, осуществляли международные автомобильные перевозки не менее одного года.
Система сертификации автотранспортных услуг охватывает практически все регионы Российской Федерации; в них в настоящее время функционируют более 100 органов по сертификации и задействовано значительное количество нормативных документов, подготовленных Госстандартом России и Минтрансом России; осуществляется сертификация в сфере пассажирских перевозок, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
В целях регулирования международных перевозок проводится освидетельствование автомобилей с выдачей их владельцам сертификатов пригодности к эксплуатации согласно условиям соответствующих директив ЕС и правил ЕЭК ООН.
В целях обеспечения безопасности движения с 1 октября 1998 г. введена обязательная сертификация легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, электромобилей, мотоциклов, мопедов, прицепов, предметов дополнительного оборудования, а также запасных частей и принадлежностей. Такая сертификация проводится на основании Постановления Госстандарта России от 1.04.98 г. № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов».
Документом, подтверждающим безопасность транспортного средства, является «одобрение типа транспортного средства». Этот же документ служит основанием для ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации. На запасные части выдается сертификат соответствия. Так как сертификация транспортных средств обязательна, расходы на ее проведение включаются в состав затрат предприятия. https://bezdepozitnye-bonusy-kazino.ru/
Регистрация автотранспортных средств
В соответствии с Постановлением Правительства от 12.08.94 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники должны зарегистрировать свои автотранспортные средства в течение пяти дней с момента их приобретения. Регистрация производится на основании справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли транспортными средствами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца транспортных средств и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Применение перевозчиками контрольно-кассовых машин
Одна из злободневных проблем в указанной отрасли связана с применением автотранспортными предприятиями в своей работе контрольно-кассовых машин (ККМ).
Основной объем выручки таких предприятий от реализации своих услуг приходится на услуги физическим лицам (перевозка пассажиров). Исходя из этого, главной их особенностью является получение выручки в виде наличных денежных средств.
В соответствии с п. 78 Устава автомобильного транспорта РСФСР, на проезд в автобусе и маршрутном таксомоторе каждый пассажир обязан иметь билет. Таким образом, маршрутные такси обязаны обеспечить продажу пассажиру проездного билета, что, в общем-то, и происходит на практике: пассажиры производят расчет наличными деньгами с водителем маршрутного такси, который взамен выдает им билет на проезд.
Такого порядка для обычных такси (не маршрутных) не установлено.
В данной ситуации следует учесть, что ст. 1 Закона РФ от 18.06.93 г. № 5215-I «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (с последующими изменениями) для всех предприятий предусматривается проведение всех денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).
При этом в Перечне отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут вести денежные расчеты с населением без применения ККМ, утвержденном Постановлением Совмина – Правительства РФ от 30.07.93 г. № 745 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2.12.00 г. № 917), для некоторых категорий организаций предусматривается возможность проведения таких расчетов без применения ККМ. В частности, организации могут не применять ККМ в расчетах с населением при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином РФ по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ. (Однако такси и маршрутные такси являются исключением из этого правила.)
Поэтому они в любом случае обязаны применять для расчетов с пассажирами ККМ (п. 1 вышеуказанного Перечня).
Таким образом, даже несмотря на то, что водители маршрутных такси обязаны выдавать пассажирам билеты на проезд, такие расчеты все равно должны фиксироваться на кассовых аппаратах. (В данном случае могут использоваться как ККМ на автономном питании, так и специальные модели (таксометры) – для таксомоторов и маршрутных такси.)
Аналогичное мнение высказано по данному вопросу в Решении Верховного Суда РФ от 1.08.01 г. № ГКПИ 01-1199.
К нарушителям действующего законодательства могут быть применены штрафные санкции за осуществление расчетов с населением (пассажирами) без применения кассовых аппаратов.
В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ (введенного в действие с 1.07.02 г.) продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях ККМ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время – от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб.). Кроме того, штраф может быть наложен на должностных лиц предприятия, ответственных за применение ККМ (директора и главного бухгалтера), в размере от 30 до 40 МРОТ (на сегодняшний день – от 3 тыс. руб. до 4 тыс. руб.).
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ
Постановка на учет в налоговом органе
Согласно п.1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств, подлежащих налогообложению. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения транспортного средства подается в налоговый орган в течение 30 дней со дня его регистрации.
В случае применения автотранспортными предприятиями обычной системы налогообложения исчисление и уплата налогов осуществляется с учетом особенностей, изложенных ниже.
Налог на добавленную стоимость
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации. Перевозки пассажиров и грузов являются услугами и, таким образом, облагаются налогом на добавленную стоимость.
При определении ставки НДС при обложении услуг по транспортным перевозкам следует исходить из того, что в общем случае применяется ставка 20 %, за исключением случаев, установленных ст. 164 НК РФ.
В частности, в соответствии с подп. 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ к налоговой базе применяется налоговая ставка 0 % при перевозке экспортируемых или импортируемых товаров, выполняемых российскими перевозчиками, либо товаров, помещенных под таможенный режим транзита через территорию Российской Федерации.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ та же налоговая ставка применяется при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ и оформление перевозки осуществляется на основании единых международных перевозочных документов (билетов, квитанций и т.п.). При этом согласно п. 6 ст. 164 НК РФ по операциям, предусмотренным вышеупомянутыми подпунктами п. 1 ст. 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы отдельную налоговую декларацию, утвержденную Приказом МНС России от 26.12.01 г. № БГ-3-03/572.
Согласно подп. 7 п. 2 ст. 149 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) оказание на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров:
- городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутных). В целях выполнения данной нормы к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров и по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
- автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутных) в пригородном сообщении – при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Согласно Уставу автомобильного транспорта, к пригородным относятся перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно.
Налоговая база по НДС при осуществлении транспортных перевозок определяется с учетом особенностей, указанных в ст. 157 НК РФ. Согласно данной статье, при осуществлении перевозок (за исключением перевозок в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 149) пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты автомобильным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога на добавленную стоимость и налога с продаж). При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов.
При возврате до начала поездки покупателям денег за неиспользованные проездные документы в подлежащую возврату сумму включается вся сумма налога. В случае возврата пассажирами проездных документов в пути следования в связи с прекращением поездки в подлежащую возврату сумму включается сумма налога в размере, соответствующем расстоянию, которое осталось проследовать пассажирам. В этом случае при определении налоговой базы не учитываются суммы, фактически возвращенные пассажирам.
Налог с продаж
В соответствии со ст. 348 НК РФ плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, работы, услуги на территории того субъекта Федерации, в котором установлен указанный налог.
Статья 349 НК РФ признает объектом налогообложения операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Согласно п. 1 ст. 350 не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении автомобильным транспортом.
Таким образом, для коммерческих перевозок в черте города льготы по налогу с продаж не предусмотрены.
Специальные налоговые режимы
Федеральным законом от 24.07.02 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. введены в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно, главы 26.2 и 26.3 НК РФ).
Автотранспортные предприятия вправе применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении следующих условий:
- если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация (индивидуальный предприниматель) подает заявление о переходе на упрощенную систему, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж);
- средняя численность работников организации (индивидуального предпринимателя) за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом РФ, не превышает 100 чел.;
- стоимость амортизируемого имущества организации, находящегося в ее собственности, не превышает 100 млн руб.
Применение организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими автотранспортные услуги, упрощенной системы налогообложения происходит в общеустановленном порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Однако это правило действует лишь в отношении тех организаций (индивидуальных предпринимателей), которые используют для перевозки пассажиров и грузов не более 20 автомобилей. Это возможно только в том случае, если данный вид деятельности упомянут в перечне в соответствии с законом того субъекта Федерации, где осуществляет свою деятельность автотранспортное предприятие.
Виды автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов обобщены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в группе 60 «Деятельность сухопутного транспорта», включая:
– деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, в том числе внутригородские, пригородные, междугородные, международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки;
– деятельность такси;
– деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта;
– деятельность автомобильного грузового транспорта, специализированного и неспециализированного.
Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные законом субъекта Федерации на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (гл. 26.3 НК), не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Транспортный налог
Переход на упрошенную или вмененную систему налогообложения не освобождает налогоплательщика (как физическое, так и юридическое лицо) от уплаты региональных и местных налогов и сборов. Несомненно, самым значимым в этой группе налогов является введенный в действие с 1 января 2003 г. транспортный налог (глава 28 НК РФ).
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Перечень объектов налогообложения и транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, содержится в ст. 358 НК РФ.
Налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах по каждому транспортному средству отдельно.
Налоговым периодом согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год.
В соответствии со ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Федерации в размерах, указанных в п. 1 данной статьи.
Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов, но не более чем в пять раз.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговые декларации в сроки, установленные законами субъектов Федерации.
Налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налоговым органом не позднее 1 июня налогового года.