ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Куницын Д В Иванова Н Г Никулина М М 
Об основных изменениях в законодательстве о несостоятельности (банкротстве)
Статья опубликована в: 2003г.N2, c.104; 
Рубрика: Налоги

Д.В. Куницын - советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
Н.Г. Иванова - советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
М.М. Никулина - советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

Версия для печати (формат .doc, 67 Kb) - скачать

Банкротство (от ит. banco скамья; банк и rotto сломанный) – несостоятельность, признанная судом, или объявленная самим должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Процедура банкротства может быть либо ликвидационной, либо реорганизационной (при наличии возможности поправить положение дел, рассчитаться с долгами и продолжить деятельность предприятия).

Вообще в мировой практике судебных разбирательств в делах о банкротстве принято два основных принципа реорганизации: английский, когда управление предприятием должника переходит к внешнему управляющему, и американский, когда органы управления должника продолжают исполнять свои обязанности под контролем кредиторов. Новый закон о банкротстве в России представляет собой третий путь. До введения внешнего управления должник может попытаться провести финансовое оздоровление своими силами, но под контролем кредиторов.

Первый закон о банкротстве – Закон Российской Федерации от 19.11.92 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» – был принят в России после начала экономических реформ. В соответствии с названным законом в отношении должника применялись реорганизационные процедуры (внешнее управление имуществом должника и санация, то есть оказание финансовой помощи должнику), ликвидационные (принудительная ликвидация по решению суда и добровольная ликвидация), а также мировое соглашение. Это был, по сути, «закон защиты должника» – по нему довольно трудно было кого-либо обанкротить. В то время предприятий, ликвидированных путем банкротства, было крайне мало. В основном дела о банкротстве в суде рассматривались по искам налоговой инспекции к предприятиям-недоимщикам и решения о ликвидации принимались, как правило, по безвестно отсутствующим должникам.

Второй закон о банкротстве – Федеральный закон от 8.01.98 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ) – многие считали «прокредиторским», так как он предусматривал довольно простое инициирование процедуры банкротства и устанавливал необходимую для ее открытия сумму задолженности для организаций всего 500 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 86 Федерального закона № 6-ФЗ план внешнего управления, который утверждался собранием кредиторов, мог предусматривать продажу предприятия (бизнеса) должника. При этом ни собственник имущества должника, ни органы управления должника не имели права голоса при принятии решения о продаже предприятия и при определении продажной цены предприятия.

Судебная практика показала, что этим законом пользовались не столько для оздоровления, сколько для уничтожения либо захвата предприятий-должников. По данным Комитета Государственной Думы по собственности, из всех предприятий, прошедших процедуру банкротства, только 1 % пережил эту процедуру. Активное использование законодательства о банкротстве для хищения, захвата и передела собственности обусловило необходимость разработки и принятия нового законодательства о банкротстве, что и было сделано.

26 октября 2002 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон 127-ФЗ), принятый Государственной Думой России 27.09.02 г. и одобренный Советом Федерации Российской Федерации 16.10.02 г.

Законодательство о банкротстве включает также законы о банкротстве отдельных категорий организаций:

– Федеральный закон от 24.06.99 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», который применяется в части, не противоречащей Федеральному закону №127-ФЗ, и полностью утрачивает силу с 01.01.05 г.;

– Федеральный закон от 25.02.99 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Структура Федерального закона № 127-ФЗ в основном осталась прежней, кроме того, что была введена глава V «Финансовое оздоровление», которой не было в предыдущем законе. В части же постатейного состава новый закон стал гораздо более подробным, он включает в себя 233 статьи (в старом законе было 189 статей).

Как и ранее, признаком банкротства гражданина или юридического лица считается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда такие обязательства должны были быть исполнены (ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ).

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Изменен срок рассмотрения дела о банкротстве. Согласно ст. 51 нового закона дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (против трех месяцев по существовавшему ранее законодательству).

Изменился перечень признаков банкротства, при наличии которых дело рассматривается арбитражным судом. Например, для юридических лиц сумма требований к должнику должна составлять в совокупности не менее 100 тыс. руб., для граждан – не менее 10 тыс. руб.

Кроме того, в законодательстве конкретизирована норма, определяющая, в каких случаях обязательства должника считаются установленными. Теперь таковыми признаются только те обязательства, которые определены судом в порядке, предусмотренном законом о банкротстве.

Так, для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда (арбитражного, третейского), а требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Необходимо отметить, что право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора только по истечении тридцати дней с даты направления исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, а у уполномоченного органа по обязательным платежам – по истечении тридцати дней с даты принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Итак, массовому банкротству поставлен заслон. Прежний закон позволял, даже при минимальном долге, запустить «принцип домино», то есть потенциальный банкрот, узнав о начале конкурсного производства, успевал подать встречные иски к своим дебиторам.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 127-ФЗ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.11.02 г. № 855 и от 14.02.03 г. № 100 исполнение функций уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, возложено на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству.

То есть после вступления в силу нового закона налоговые органы лишены самостоятельного права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом и должны направлять материалы по должникам в уполномоченный орган.

Следует отметить, что органы исполнительной власти и организации, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации правом взыскания задолженности по обязательным платежам, вправе участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по этим платежам и оснований для включения своих требований в реестр требований кредиторов.

Кроме этого, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных Федеральным законом № 127-ФЗ пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц (ст. 15 Федерального закона № 127-ФЗ).

Статьями 8 – 10 Федерального закона № 127-ФЗ установлены случаи, когда должник имеет право и когда обязан сам подать заявление в арбитражный суд, а также ответственность гражданина-должника и органов управления должника за неподачу заявления в арбитражный суд в случаях и в сроки, установленные законодательством, а также в случаях, если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя. В случаях, установленных федеральным законом, руководитель должника – физическое лицо, члены органов управления должника – физические лица, а также должник-гражданин могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица к применяемым ранее процедурам (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение) добавилась такая процедура как финансовое оздоровление.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Указанная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В ходе финансового оздоровления управление предприятием-должником осуществляется его органами управления с определенными ограничениями, установленными законом о банкротстве, и административным управляющим.

Если введено наблюдение, то в срок до семи месяцев суд рассматривает дело о банкротстве и либо сразу признает должника банкротом и открывает конкурсное производство, либо выносит определение о введении внешнего управления, либо прекращает производство по делу о банкротстве. Должник вправе потребовать у суда введения процедуры финансового оздоровления (на срок не более двух лет). По окончании периода финансового оздоровления опять-таки применяются либо конкурсное производство, либо внешнее управление, либо отказ в признании должника банкротом. В случае введения внешнего управления (на срок 18 месяцев + 6 месяцев) по окончании этой процедуры суд выносит либо определение о переходе к расчетам с кредиторами в связи с восстановлением платежеспособности, либо решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Кроме того, по окончании любой из указанных процедур суд может вынести определение о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с заключением мирового соглашения. По завершении процедуры конкурсного производства (срок 1 год + 6 месяцев) арбитражным судом выносится определение о завершении конкурсного производства и ликвидации должника либо (в случае погашения требований кредиторов) – определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Принципиальное отличие нового порядка состоит в том, что должник становится участником процесса, может отстаивать свои права в суде, и суд не имеет права его не услышать. Должник может в любой момент заплатить долги и выйти из процедуры банкротства.

В соответствии со ст. 110 Федерального закона № 127-ФЗ продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника. В таком решении должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия.

Кроме этого, добавлены положения о том, что начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, и не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия. (Как уже говорилось выше, ранее начальная цена продажи предприятия устанавливалась только решением собрания кредиторов и условие о минимальной цене отсутствовало.)

Внесены уточнения в ст. 103 «Недействительность сделки, совершенной должником». В частности, сделка, совершенная должником – юридическим лицом в течение шести предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом месяцев и связанная с выплатой доли в имуществе должника учредителю должника в связи с его выходом из состава учредителей должника, по заявлению внешнего управляющего или кредитора может быть признана недействительной судом, арбитражным судом в случае, если исполнение такой сделки нарушает права и законные интересы кредиторов. В случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства этот учредитель должника признается кредитором третьей очереди. Если же указанная сделка совершена после принятия заявления о признании должника банкротом, то она является ничтожной. В случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства требование такого учредителя (участника) должника погашается из имущества должника в последнюю очередь.

Принципиально изменился предел суммы возникших после введения внешнего управления денежных обязательств должника, по достижении которого сделки могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов (ст. 104 «Денежные обязательства должника в ходе внешнего управления»). Теперь указанная сумма должна превышать на двадцать процентов размер требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Добавлено положение о порядке признания указанных сделок недействительными в случае нарушений законодательства о банкротстве.

Внесены изменения в порядок оценки имущества должника. Если на основании Федерального закона № 6-ФЗ независимый оценщик требовался только для оценки недвижимого имущества, то в соответствии с Федеральным законом №127-ФЗ он привлекается для оценки любого имущества стоимостью свыше 100 тыс. руб. (ст. 130 Федерального закона № 127-ФЗ).

Новый закон о банкротстве в большей степени защищает интересы бюджета. В частности, теперь уполномоченные органы стали полноправными участниками собрания кредиторов. В соответствии со ст. 12, 17 Федерального закона № 127-ФЗ участниками собрания кредиторов с правом голоса на равных основаниях являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, а комитет кредиторов представляет законные интересы как конкурсных кредиторов, так и уполномоченных органов. По старому закону о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являлись конкурсные кредиторы, а налоговые и иные уполномоченные органы были наделены правом голоса лишь по вопросам, относящимся к компетенции первого собрания кредиторов, по другим же вопросам контроль за действиями внешнего управляющего и конкурсного управляющего осуществлял комитет кредиторов, представляющий интересы только конкурсных кредиторов.

Изменились требования, которые предъявляет закон о банкротстве к арбитражным управляющим.

Наиболее существенными изменениями являются следующие.

Федеральным законом от 13.03.02 г. № 28-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.01 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и с 1 июля 2002 г. отменена такая форма государственного регулирования деятельности арбитражных управляющих как их обязательное лицензирование.

Федеральным законом № 127-ФЗ установлены требования обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего и членства его в одной из саморегулируемых организаций.

Статьями 21, 22 Федерального закона № 127-ФЗ определены статус, функции, а также права и обязанности саморегулируемых организаций. Саморегулируемые организации – это некоммерческие организации, основанные на членстве, созданные гражданами Российской Федерации, включенные в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, основными функциями которых являются регулирование, контроль и обеспечение деятельности арбитражных управляющих. (Распоряжением ФСФО РФ от 21.11.02 г. № 150-р утверждено Временное положение о порядке ведения Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.)

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.02 г. № 855 исполнение функций регулирующего органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, было возложено на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Однако с 3 марта 2003 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.03 г. № 100 регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Министерство юстиции Российской Федерации. Для вас дорогие мои Москвичи предлагается покупка диплома о высшем образовании на уникальном портале - http://diplomskiy.com/ вам предложат дипломы любых учебных заведений, диплом за любой год!

В новом законе расширен перечень реализуемых в ходе внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности должника. В частности, добавлены три новые меры: увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц, размещение обыкновенных дополнительных акций должника и замещение активов должника в виде создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. То есть ликвидные активы компании-должника будут теперь выводиться в специально созданное для этих целей акционерное общество, а акции – включаться в состав ее имущества. Согласие должника, вернее, собственника этих активов, будет требоваться лишь в случае, когда имущество выводится в одно юридическое лицо. Если же таких юридических лиц будет несколько, то у должника права голоса не будет. При таком подходе кредиторы впоследствии смогут купить акции компании на стадии конкурсного производства.

Увеличено число категорий юридических лиц, банкротство которых проводится с определенными особенностями. Помимо градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, особая процедура банкротства теперь также предусмотрена для стратегических (оборонных) предприятий и субъектов естественных монополий.

В отношении банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса в настоящее время действует отдельный закон. Раздел нового закона о банкротстве, посвященный банкротству субъектов естественных монополий, вступает в силу с 1 января 2005 г.

Новым законом были внесены изменения в порядок банкротства отсутствующего должника.

Так, в соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ, действовавшим ранее, в случаях, когда должник-гражданин либо руководитель должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом могло быть подано налоговым органом самостоятельно или путем направления соответствующих документов в уполномоченный орган, который в дальнейшем направлял документы в суд.

В течение 2002 г. налоговыми органами Сибирского федерального округа были направлены материалы в ФСФО России для решения вопроса об инициировании процедур банкротства по 3758 должникам, в том числе после вступления в силу Федерального закона № 127-ФЗ – по 419 должникам. Инициировано ФСФО России процедур банкротства по материалам, направленным налоговыми органами, по 545 должникам, в том числе после вступления в силу нового закона – по 13.

Необходимо отметить, что в 2002 г. налоговыми органами использовалось право обращения в арбитражный суд и были инициированы процедуры банкротства без вынесения вопроса на рассмотрение коллегии уполномоченных государственных представителей по 20,8 тыс. должников, в том числе по 19,8 тыс. отсутствующих.

Согласно положениям нового закона соответствующее заявление может быть подано только конкурсным кредитором или уполномоченными органами. Таким образом, налоговые органы не могут сами подавать заявление о признании отсутствующего должника банкротом, а только направляют необходимые документы в уполномоченный орган, представляющий в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, каковым сейчас является ФСФО России.

В настоящее время сложилась ситуация, когда материалы, направленные налоговыми органами для решения вопроса об инициировании процедуры банкротства в отношении отсутствующих должников, возвращаются территориальными органами ФСФО России обратно.

Основной причиной возврата материалов ФСФО России является отсутствие денежных средств для проведения этим уполномоченным органом процедуры банкротства.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 227 Федерального закона № 127-ФЗ заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством РФ. Однако порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников Правительством РФ до сих пор не определены и эта проблема требует скорейшего законодательного урегулирования.

В целом же новый закон делает более цивилизованной всю процедуру банкротства, предусматривает больший баланс прав участников процесса: должника и кредитора. Все принимаемые в рамках банкротства меры становятся публичными, и вряд ли при открытых торгах кому-нибудь удастся продать предприятие за гроши самому себе. Банкротство занимает свое место в экономической жизни как специальная процедура по предприятию, оказавшемуся в тяжелой ситуации. Причем, процедура, которая направлена скорее на оздоровление, чем на ликвидацию. В новом законе процедура банкротства – это, прежде всего, возможность для предприятия получить передышку и выйти из кризиса.

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты