Аналитический отдел Межрегиональной инспекции МНС России по Сибирскому федеральному округу
ОБЩИЕ ИТОГИ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГА
С 01.01.03 г. на всей территории Российской Федерации был введен транспортный налог. За первый год его действия налоговыми органами проведена большая работа по учету транспортных средств и их владельцев, исчислению транспортного налога физическим лицам, а также по контролю за полным поступлением этого налога в региональные бюджеты.
В 2003 г. поступления транспортного налога составили 14,0 млрд руб. Доля поступлений транспортного налога в общих налоговых доходах составляет 0,6 %, а в поступлениях в бюджеты субъектов Федерации – 1,2 %.
Поступления транспортного налога в разрезе федеральных округов в 2003 г. показаны в табл. 1.
Таблица 1
Поступления транспортного налога в 2003 г. по федеральным округам
Как видно из табл. 1, максимальное поступление транспортного налога зафиксировано в Приволжском федеральном округе – 3,3 млрд руб., или 23,4 % от общих поступлений по России. На долю Сибирского федерального округа пришлось 11,8 % от всех поступлений (1,65 млрд руб.). Заметим, что по количеству налогоплательщиков Сибирский федеральный округ занимает четвертое место после Центрального, Приволжского и Южного округов.
Среди регионов Сибирского федерального округа наибольший объем поступлений транспортного налога отмечается в Красноярском и Алтайском краях, а также в Кемеровской и Иркутской областях. Эти четыре субъекта обеспечили 65,6 % общего объема поступлений транспортного налога в Сибирском федеральном округе.
В целом по России поступления транспортного налога в 2003 г. на 5,2 млрд руб. (на 59,1 %) превысили поступления налога с владельцев автотранспортных средств за 2002 г., что обеспечило рост налоговых поступлений в территориальные дорожные фонды. А именно, если в 2002 г. платежи налога с владельцев транспортных средств составили 8,8 млрд руб., или 6,0 % от общих поступлений в дорожные фонды, то в 2003 г. суммы транспортного налога в общих платежах в дорожные фонды составили 9,2 % (табл. 2). Таким образом, удельный вес поступлений транспортного налога в общих поступлениях в дорожные фонды возрос на 3,2 %.
Таблица 2
Поступления транспортного налога по субъектам Федерации, входящим в Сибирский федеральный округ, в 2003 г.
Субъекты Федерации | Поступления транспортного налога,тыс. руб. | Доля в поступлениях по округу, % |
Красноярский край | 324 462 | 19,6 |
Алтайский край | 315 780 | 19,1 |
Кемеровская область | 250 630 | 15,1 |
Иркутская область | 196 064 | 11,8 |
Омская область | 163 511 | 9,9 |
Томская область | 122 307 | 7,4 |
Новосибирская область | 90 160 | 5,4 |
Читинская область | 63 319 | 3,8 |
Республика Бурятия | 54 040 | 3,3 |
Республика Хакасия | 32 279 | 1,9 |
Республика Алтай | 16 598 | 1,0 |
Таймырский АО | 10 198 | 0,6 |
Республика Тыва | 9 294 | 0,6 |
Агинский Бурятский АО | 4 332 | 0,3 |
Усть-Ордынский Бурятский АО | 2 545 | 0,2 |
Эвенкийский АО | 854 | 0,1 |
ИТОГИ СОЗДАНИЯ БАЗЫ ДАННЫХ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ
С целью эффективного администрирования транспортного налога налоговыми органами субъектов Российской Федерации заключены соглашения о взаимодействии с органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств и их владельцев, по представлению в налоговые органы информации, необходимой для исчисления транспортного налога.
По состоянию на 01.10.03 г. налоговые органы России получили от регистрирующих органов 37,6 млн сведений о транспортных средствах и их владельцах. Более 88 % сведений было получено на магнитных носителях.
На 01.10.03 г. введено в базу данных 26,1 млн сведений о транспортных средствах и учтено 19,4 млн налогоплательщиков, в том числе 18,3 млн физических лиц. Из них 16,3 млн физических лиц получили уведомления на уплату транспортного налога.
Налоговыми органами субъектов Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, получено свыше 4 млн сведений от регистрирующих органов о транспортных средствах. Учтено по месту нахождения транспортных средств 2,5 млн налогоплательщиков, в том числе 2,2 млн физических лиц. По итогам года направлено 2157 тыс. уведомлений на уплату налога. Больше всего налогоплательщиков зарегистрировано управлением МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому автономным округам (433,5 тыс.), затем идут Алтайский край и Новосибирская область (369,3 и 353,9 тыс. соответственно). Результаты регистрационной работы налоговых органов Сибирского федерального округа отражены в табл. 3.
Таблица 3
Учет налогоплательщиков управлениями МНС России
Административные образования | Количество сведений, представленных регистрирующими органами, ед. | Количество налогоплательщиков, учтенных налоговым органом по месту нахождения транспортного средства | Количество налоговых уведомлений на уплату транспортного налога, направленных физическим лицам, тыс. шт. | |
Всего | В том числе физических лиц | |||
Российская Федерация | 37 588 443 | 19 410 401 | 18 347 004 | 16 316 |
Сибирский федеральный округ | 4 419 727 | 2 471 705 | 2 244 346 | 2 157 |
Республика Алтай | 32 533 | 20 542 | 19 016 | 21 |
Республика Бурятия | 167 043 | 92 191 | 88 470 | 77 |
Республика Тыва | 16 670 | 16 470 | 16 470 | 16 |
Республика Хакасия | 136 063 | 86 482 | 76 653 | 89 |
Алтайский край | 588 464 | 369 336 | 358 030 | 350 |
Красноярский край, Таймырский и Эвенкийский автономные округа | 735 781 | 433 482 | 422 814 | 380 |
Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО | 460 870 | 242 524 | 222 919 | 220 |
Кемеровская область | 659 900 | 307 334 | 299 039 | 268 |
Новосибирская область | 699 083 | 353 950 | 201 442 | 251 |
Омская область | 468 183 | 270 672 | 264 425 | 264 |
Томская область | 278 869 | 145 154 | 145 154 | 86 |
Читинская область и Агинский Бурятский АО | 176 268 | 133 568 | 129 914 | 135 |
Обработку полученных сведений и исчисление транспортного налога физическим лицам практически во всех регионах налоговые органы осуществили в сроки, установленные главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами ее субъектов.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
Год работы налоговых органов после введения транспортного налога выявил ряд проблем, без решения которых систему администрирования транспортного налога нельзя считать эффективной и успешно функционирующей. Управления МНС России, входящие в Сибирский федеральный округ, в частности, отмечают:
1. Отсутствие в регистрирующих органах полной и достоверной базы данных, в том числе по переданным на основании доверенности транспортным средствам (наименование организации порой не соответствует действительности, не всегда проставляется ИНН, не указывается мощность двигателя и т.д.).
Решить данную проблему возможно посредством заключения на федеральном уровне соглашения с регистрирующими органами, в том числе с МВД России, и внесения изменений в Приказ МНС России от 10.11.02 г. № БГ-3-04/614 в части представления имеющихся сведений.
2. Несоответствие структуры баз данных регистрирующих органов требованиям Приказа МНС России от 10.11.02 г. № БГ-3-04/641.
Необходимо унифицировать структуру баз данных регистрирующих органов в целях возможности отражения в них информации, необходимой для исчисления транспортного налога территориальными органами МНС России. Кроме того, необходимо установить единые требования к электронному формату передаваемых в налоговые органы данных, а также обязать регистрирующие органы вести соответствующие базы данных транспортных средств.
3. Отсутствие в существующей версии программы «Налог» возможности сложения сумм налога по транспортным средствам, «проданным» по доверенности, а также начисления сумм налога гражданам, распоряжающимся транспортом по доверенности.
Поэтому необходимо разработать версию программы «Налог», позволяющую складывать суммы налога по транспортным средствам, «проданным» по доверенности, а также производить начисления сумм налога гражданам, распоряжающимся транспортом по доверенности.
4. Отсутствие единого справочника транспортных средств налоговых и регистрирующих органов.
Необходимо разработать совместно с регистрирующими органами справочник (классификатор) транспортных средств для целей налогообложения.
5. Неисполнение обязанности по уплате транспортного налога не ограничивает возможность использования транспортного средства.
В целях улучшения процедуры взыскания сумм транспортного налога необходимо внести в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» положения, исключающие использование транспортных средств в дорожном движении при неисполненной обязанности по уплате транспортного налога.
6. В связи с отсутствием в налоговой декларации по транспортному налогу граф «Начислено авансовых платежей по расчетам за истекший налоговый период» и «Исчисленная сумма транспортного налога по налоговой декларации за минусом авансовых платежей за налоговый период» возникают сложности в правильном определении сумм и сроков уплаты транспортного налога в бюджет в тех субъектах Российской Федерации, где установлена обязанность уплаты авансовых платежей.
Следует внести изменения и дополнения в лист 2 налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной МНС России (форма КНД 1152004).
7. Форма расчета по транспортному налогу не предусматривает заполнение налогоплательщиком сведений об использовании налоговой льготы.
Необходимо внести изменения в форму расчета по транспортному налогу для отражения сведений об использовании налоговой льготы.
8. Отсутствие в большинстве случаев информации об ИНН в данных регистрирующих органов приводит к невозможности автоматизированной сверки их со сведениями, отраженными в базе данных налоговых органов.
Необходимо предусмотреть отражение ИНН в документах, подаваемых физическими лицами и организациями в регистрирующие органы, а также предусмотреть ИНН в базе данных регистрирующих органов. Для этого нужно внести соответствующие изменения в Приказ МВД России от 27.01.03 г. «О порядке регистрации транспортных средств».
9. Отсутствие законодательного определения понятия «срок полезного использования транспортного средства для целей исчисления транспортного налога» не позволяет однозначно исчислять размеры налога в тех регионах, где размеры налоговых ставок дифференцированы в зависимости от срока полезного использования транспортного налога.
Необходимо дополнить главу 28 Налогового кодекса Российской Федерации статьей, в соответствии с которой определяется срок полезного использования транспортного налога. Например, возможно следующее определение данного понятия: «Под сроком полезного использования транспортного средства понимается количество лет в календарных годах, считая год выпуска и год снятия с регистрации за полный год».
10. Отсутствие в подп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ в составе не являющихся объектом налогообложения транспортных средств используемых при сельскохозяйственных работах грузовых автомобилей приводит к различному порядку налогообложения транспортных средств, используемых на сельскохозяйственных работах.
Необходимо дополнить подп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ словами «грузовые автомобили».
Решение указанных проблем облегчит работу налоговых органов по администрированию транспортного налога, позволит привести ее в соответствие с современными российскими условиями и избежать спорных ситуаций во взаимоотношениях с налогоплательщиками.