В.А. Прокопов - соискатель НГАЭиУ
Новый налог на имущество организаций
Федеральным законом от 11.11.03 г. № 139-ФЗ с 1 января 2004 г. введена в действие новая глава Налогового кодекса «Налог на имущество организаций». Этим же Законом был признан утратившим силу с 1 января 2004 г. действовавший более 12 лет Закон РФ от 13.12.91 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий».
Названная новая глава была разработана Минфином России, одобрена Правительством Российской Федерации, рассмотрена Государственной Думой и Федеральным Собранием и с поправками принята 29 октября 2003 г.
Налог на имущество организаций – один из основных имущественных налогов. Помимо этого налога в прошлом году специалисты Министерства по налогам и сборам активно работали над законопроектами по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и налогу на дарение. Таким образом, текущий 2004 г. должен стать «знаковым» в сфере имущественных налогов.
Реформирование сферы имущественных налогов, конечным этапом предусматривает создание учетных регистров объектов налогообложения, в том числе государственного земельного кадастра и единой системы учета недвижимости.
Рассмотрим основные отличия ранее действующего налога на имущество предприятий от нового. По словам начальника отдела методологии имущественных налогов МНС Н. Гавриловой, «изменилось не только название, но и вся концепций налогового администрирования». Отметим, что впервые в истории российского налогообложения налогоплательщиками признаны практически все организации независимо от формы образования: коммерческие, некоммерческие, бюджетные учреждения, внебюджетные фонды, органы исполнительной и законодательной власти.
Первым важным моментом нововведений является перенос акцента в принятии решений по налогу на имущество организаций с федерального центра на субъекты федерации. Отчасти это должно компенсировать потери бюджетов после отмены налога с продаж. Власти на местах смогут определять не только налоговую ставку, но и порядок и сроки уплаты налога, а также вводить свою форму отчетности. Налог на имущество организаций должен вводиться в соответствующем субъекте Российской Федерации законом о налоге, в отличие от действовавшего налога на имущество предприятий. Законы, принятые на региональном уровне, могут регламентировать значительные налоговые льготы – вводить пониженные и дифференцированные налоговые ставки, отменять авансовые платежи для отдельных категорий плательщиков и даже исключать часть организаций из состава налогоплательщиков (ст. 56 Налогового кодекса РФ).
Так, дифференцированные ставки можно устанавливать, например, для организаций, оказывающих почтовые услуги, образовательные услуги, для некоммерческих организаций, научных организаций, внебюджетных фондов и др. Ставки могут быть дифференцированы и по видам имущества. Например, из состава имущества научных организаций может быть выделено лабораторное имущество, предназначенное для проведения НИОКР, и установлена отдельная ставка для этого вида имущества. Дифференцированные ставки могут устанавливаться в отношении любого имущества, признаваемого объектом налогообложения, например имущества, используемого для охраны природы, для гражданских воздушных судов, наземного транспорта, памятников истории и культуры и иных объектов основных средств, находящихся на балансе налогоплательщиков.
Для того чтобы налог на имущество организаций начал взиматься с 1 января 2004 г., Закон о налоге на имущество организаций должен быть опубликован не позднее 30 ноября.
Второе отличие связано с изменением объекта налогообложения – здесь перечень значительно сузился. Пункт 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ определяет объект налогообложения как «движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета», то есть с 1 января 2004 г. такие виды имущества как нематериальные активы, запасы (включая товары) и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика, выведены из-под налогообложения.
На наш взгляд, изменение объекта налогообложения является важным шагом на пути реформирования имущественных налогов, так как делает процесс начисления налога более прозрачным и простым. Нормы «старого» закона в этом смысле следует признать не совсем удачными. Например, в соответствии с действовавшим до 2004 г. законодательством объектом налогообложения становились расходы будущих периодов, что неизменно вызывало споры с налогоплательщиками. С 1 января 2004 г. подобные вопросы сняты.
Сужение перечня объектов налогообложения до основных средств позволит снизить налоговую нагрузку для некоторых предприятий в части исследуемого налога в 1,5 – 2 раза. Чтобы частично компенсировать налоговые поступления в региональный бюджет от налога на имущество организаций, законодателем предусмотрены изменения в двух направлениях.
Во-первых, на 10 % увеличена предельная налоговая ставка – с 2 % до 2,2 % (ст. 380 Налогового кодекса РФ). Повышение вроде и несущественно, однако многие субъекты Федерации уже воспользовались этим и установили максимальную ставку налога на территории своих регионов.
Во-вторых, значительно сужен список льгот как по плательщикам налога, так и по имуществу, которое подпадает под налогообложение. В частности, отменены льготы по налогу на имущество организаций в отношении государственных учреждений и организаций, органов исполнительной и законодательной власти, бюджетных учреждений, внебюджетных фондов, организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, отдельных научных организаций, а также льготы, предусмотренные ранее ст. 5 Закона № 2030-1 в отношении отдельных объектов имущества.
На данный момент льготирование отдельных видов имущества на федеральном уровне имеет в основном социальную направленность или стратегическое значение для страны. Льготы предусмотрены, например, для организаций уголовно-исполнительной системы, религиозных организаций, общероссийских организаций инвалидов и организаций, учредителями которых они являются. Освобождены от уплаты налога организации в отношении имущества для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, в отношении объектов – памятников истории и культуры федерального значения.
На два года сохранена льгота по налогу на имущество организаций в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Также на два года сохранена льгота по налогу в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
На один год сохранена льгота в отношении стратегических объектов, в том числе мобилизационного имущества в части объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве, испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения. Сохранены льготы для специальных объектов, в том числе ледоколов, судов с ядерными установками, судов атомно-технологического обслуживания, хранилищ ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, ядерные установки, используемые для научных целей, железнодорожные пути общего пользования, федеральные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии электропередачи, космические объекты. Также будет действовать льгота для специализированных протезно-ортопедических предприятий, государственных научных центров и государственных академий наук.
Новое законодательство приводит к единому толкованию момент включения в налоговую базу объектов основных средств, подлежащих государственной регистрации. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются объектом налогообложения с месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав.
Изменения коснулись также порядка определения налоговой базы и авансовых платежей. В соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ определение налоговой базы, исчисление и уплата налога на имущество организаций осуществляются отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. То есть по местонахождению обособленного подразделения организации, не имеющего отдельного баланса, налоговая база будет исчисляться только в отношении основных средств, относящихся к недвижимому имуществу. Другие основные средства, находящиеся в обособленном подразделении, будут включаться в налоговую базу для целей налогообложения по местонахождению организации.
Кроме того, для объектов недвижимого имущества, которые находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, в частности, для таких объектов как железная дорога, магистральный трубопровод и др., установлен специальный порядок определения налоговой базы. Например, если здание находится на территории двух субъектов Российской Федерации (Москва и Московская область) то налоговая база по этому объекту будет определяться отдельно и приниматься при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части пропорционально доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта.
Необходимо отметить, что налоговая база и, следовательно, сумма налога в целом по организации, имеющей вне места своего нахождения имущество (в обособленных подразделениях или ином месте), определяться не будет, как это предусмотрено действующим законодательством (ст. 7 Закона № 2030-1). Однако это не означает, что правильность исчисления и уплата в бюджет налога на имущество в целом по организации контролироваться налоговыми органами не будут.
Новым моментом в принятом законодательстве является исчисление налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества по данным органов технической инвентаризации, установленной в отношении иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории России, но при этом не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.
Если иностранная организация осуществляет деятельность на территории России, тогда она будет уплачивать налог как с движимого, так и с недвижимого имущества, учет которых производится в соответствии с требованиями бухгалтерского учета в Российской Федерации.
В отношении авансовых платежей предусмотрена возможность их уплаты ежеквартально по окончании отчетного периода как 1/4 суммы налога, исчисленной по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом.
Кроме того, изменился расчет среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. Пункт 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ указывает, что среднегодовая стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. facts about money
В Новосибирской области закон, регулирующий налог на имущество организаций, был принят 13.11.03 г. Постановлением 23-й сессии Новосибирского областного Совета депутатов № 159-ОЗ. Закон подписан в областной администрации 24.11.03 г.
Это не самостоятельный нормативный документ по налогу на имущество. Новый областной закон вносит изменения в ранее принятый Закон № 142-ОЗ от 16.10.03 г. «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области», а конкретно, в гл. 4 Закона № 142-ОЗ, которая в редакции от 16 октября называлась «Ставка налога на имущество предприятий». Теперь эта же глава называется «Налог на имущество организаций».
В Новосибирской области, как и многих других регионах России, принята максимальная ставка налога – 2,2 %.
Определение налогооблагаемой стоимости в целях исчисления налога на имущество организаций
Попытаемся оценить фискальный эффект от введения гл. 30 Налогового кодекса. Как указано выше, в этом плане законодатель предусмотрел две разнонаправленные нормы – увеличил налоговую ставку и на федеральном уровне существенно сузил список льгот как по имуществу, так и по плательщикам, но при этом значительно сузил объект налогообложения и упростил расчеты по налогу на имущество организаций.
На наш взгляд, в долгосрочном периоде это должно дать положительный эффект в силу уменьшения возможности ухода от уплаты данного налога с помощью «черных» и «серых» схем. Кроме того, повышению фискального эффекта может способствовать использование иных принципов определения налогооблагаемой стоимости имущества.
Согласно Международным стандартам оценки, налогооблагаемая стоимость – это стоимость, рассчитываемая на базе определений, содержащихся в соответствующих нормативных документах, относящихся к налогообложению собственности.
Налогооблагаемая стоимость имущества определяется пока на основании той стоимости, которая указана в балансе организации. Общеизвестно, что в большинстве случаев балансовая оценка имущества по многим причинам занижена. К объективным причинам такого занижения относятся инфляционные процессы. Субъективные причин связаны с тем, что организации заинтересованы в снижении имущественных налогов. При этом дилемма между уплатой повышенного налога на прибыль (за счет меньшей амортизации) или повышенного налога на имущество обычно разрешается не в пользу последнего. Поэтому в перспективе налоговые органы с учетом опыта зарубежных стран могут перейти на исчисление налогооблагаемой базы не на основе балансовой оценки, а на основе рыночной стоимости имущества.
Под рыночной стоимостью в Международных стандартах оценки понимается расчетная величина, за которую предполагается переход имущества из рук в руки на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга; при этом предполагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.
Рыночная стоимость рассчитывается исходя из текущей ситуации на рынке на конкретную дату, поэтому при изменении рыночных условий она будет меняться.
Определение рыночной стоимости объектов – отдельная сложная задача, которую налоговым органам самостоятельно решить не под силу. Для этого существует самостоятельный институт профессиональных оценщиков, деятельность которых регулируется Федеральным законом «Об оценочной деятельности» от 29.07.98 г. № 135-ФЗ. Оценка стоимости имущества в целях налогообложения – одно из основных направлений в деятельности оценщиков.
Здесь необходимо упомянуть, что оценочная деятельность в России появилась еще в XIX в., и связано это было как раз с необходимостью оценки недвижимости для налогообложения.
При переходе к принципу определения налогооблагаемой стоимости на основе рыночной стоимости имущества необходимо разработать систему взаимодействия между налоговыми органами и профессиональными оценщиками. Отметим, что оценка налогооблагаемой стоимости должна осуществляться с применением методов массовой оценки на основе кадастров недвижимости.
Эта система в полной мере позволит реализовать функции налоговой системы как стимулирующую, так и фискальную.
Литература
1. Дадалко И.Л. Здравствуй, новый налог! // Эпиграф online.
2. Ромм А. Налогооблагаемая стоимость недвижимости: вопросы оценки // Финансовая газета. 1999. № 3.
3. Терещенко О.В., Надеждина С.Д., Картавцева Е.П. Налоги и налогообложение.
4.