В.Г. Соколов - д-р экон. наук, профессор, директор ИнЭПУ СурГУ
Т.А. Владимирова - д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой финансов и кредита СурГУ
С.Л. Позднякович - канд. экон. наук, зав. лаб. математических методов в экономике ИнЭПУ СурГУ
С.А. Соколов - ген. директор ООО «Алтайстройинвест», соискатель СИФБД
Обеспечение не только технической, но и экономической надежности реализуемых крупномасштабных проектных решений было и остается одной из актуальных задач экономической теории и практики. Такие проекты, как правило, не носят массового характера, а потому к анализу и обеспечению их надежности не всегда применимы статистические методы, подобные тем, что используются при оценке рисков ценных бумаг, в страховом деле, в оценке параметров систем массового обслуживания и др.
Строительство современного жилого дома с многомиллионными затратами и периодом строительства, выходящим за пределы одного года, можно отнести к крупномасштабным проектам, даже если он возводится на основе типовых архитектурных и технологических решений. Каждый такой проект реализуется в условиях конкретного региона или части города, имеющейся здесь инфраструктуры, определенной финансовой и административной поддержки, а также сложившейся на данный момент и ожидаемой экономической обстановки, включая инфляцию, обменные курсы валют, платежеспособный спрос и многое другое.
Проекты могут различаться между собой не только масштабами работ, но и видами затрачиваемых ресурсов, включая финансовые, целевыми установками, критериями и оценками эффективности. Для промышленного объекта одним из важных критериев может стать срок его создания, так как экономический эффект будет тем выше, чем раньше объект будет возведен. Для проекта строительства жилого дома важными критериями являются рентабельность проекта и объем прибыли, получаемой всеми участниками инвестиционно-строительной деятельности.
Для повышения надежности принятия решений по созданию крупных объектов применяются передовые технологии проектирования. В недалеком прошлом верхом научно-практического достижения считались системы сетевого планирования и управления (СПУ). Они, как известно, пришли из практики управления строительными работами в рамках реализации программы создания ракет «Поларис» (система PERT) в США. В их основе лежал метод критического пути (система CRM). В бывшем СССР широкое развитие методов СПУ получило в гражданском, промышленном строительстве, в управлении крупными региональными проектами, создании и эксплуатации различных отраслевых АСУ.
Сегодня разработаны и эксплуатируются системы более высокого уровня, включающие в себя элементы искусственного интеллекта и опирающиеся не только на базы данных, но и на базы знаний в этой области. Инструментарной поддержкой таких систем служат программы и программные комплексы с использованием ЭВМ (software). Они позволяют осуществлять трехмерное (3D) моделирование зданий, сооружений, градостроительных комплексов, основываясь на спутниковых снимках; моделировать работу отдельных узлов машин и механизмов; проводить расчеты на прочность, устойчивость, по тепловым характеристикам, экологическим выбросам; представлять 3D-результаты в графической форме на экране монитора или широкоформатного печатающего устройства (плоттера).
В области машиностроения, например, применяется комплекс интерактивного проектирования КАТИА, являющийся результатом совершенствования автоматизированных систем проектирования американской компании «Боинг». В дорожном и строительном проектировании проектными организациями и компаниями широко используются пакеты КРЕДО, AutoCAD, ArchiCAD, Autodesk, Land Desktop, ArchiGIS и др. .
Реализацию крупного проекта невозможно сейчас представить не только без системы его технического (технологического) и экономического сопровождения в течение всего жизненного цикла, но и без финансового обоснования, выполненного по международным стандартам [1]. И все же, несмотря на достигнутый за последние 2-3 десятилетия прогресс в управлении проектами, практика постоянно преподносит примеры неудачных проектных решений.
Помимо технических неудач (рушатся жилые здания, спортивные и торговые комплексы и т.д.) нередки просчеты в части окупаемости проектов, их экономической надежности, влекущие за собой цепь отрицательных последствий. Так, низкая экономическая надежность пятилетних планов в СССР привела к трагическим политическим последствиям [2].
К числу важнейших неблагоприятных факторов (возмущающих воздействий) при реализации того или иного проекта можно отнести сбой в поставках необходимых ресурсов, рост цен на них и увеличение тарифов инфраструктуры, общую инфляцию, незапланированный рост процентных ставок на заимствования, провалы фондового рынка, появление конкурентов и т.д.
В практике анализа надежности проектов одним из основных является метод вариантных расчетов, состоящий в формировании ряда сценариев условий реализации проекта и проведении расчетов для каждого из них. Затем на основании предположений о вероятности того или иного сценария выявляется решение, наилучшим образом отвечающее всем условиям. Понятие наилучшего достаточно условно. Это может быть наибольшая частота появления (встречаемости) конкретного решения (или группы близких к нему) среди всех остальных, наибольшее математическое ожидание эффекта того или иного решения и пр.
Слабая сторона такого анализа и методов принятия решений на его основе состоит в неучете инерционных аспектов принятого, а тем более в той или иной степени реализованного решения. Учету данного фактора в экономико-математических моделях принятия решений по развитию крупных отраслевых систем в свое время в России был посвящен целый ряд исследований, лидерами в проведении которых были Сибирский энергетический институт (СЭИ) [3, 4] и Институт экономики и организации промышленного производства (ИЭиОПП) СО АН СССР [5, 6].
Одним из основных возмущающих факторов в условиях плановой экономики были недопоставки ресурсов. В экономике рыночного типа спектр возмущающих воздействий намного шире.
Экономическая надежность проектов в значительной степени зависит от характера их финансирования. Например, в жилищном строительстве широкое распространение получают методы финансирования в виде долевого участия и ипотечного кредитования. При долевом участии высок риск инвестора и низок риск подрядчика, при ипотечном кредитовании, наоборот, риск инвестора меньше, а риск подрядчика выше.
Попробуем проанализировать последствия отклонения фактических условий реализации плана от предполагаемых в конкретном инвестиционном проекте жилищного строительства.
Анализ проводится на основе экономико-математической модели, в которой возможно изменение различных параметров проекта на любой стадии его реализации. Модель позволяет, например, простым передвижением курсором по шкале времени получить все новые последующие экономические характеристики проекта. Возможно и автоматизированное «растягивание» работ во времени. Эти операции увязаны структурными отношениями между работами, ограничениями в последовательности их выполнения. Применение модели позволяет достаточно быстро анализировать большое число вариантов при изменении условий реализации проекта на любой его стадии.
В нашем случае речь пойдет о строительстве жилого 10 – 12-этажного дома, который отличается уникальностью конструкции. Его несущий каркас монтируется из изделий серии 97, а в качестве ограждающих конструкций использована кирпичная кладка. Наружные стены дома – трехслойной конструкции с утеплителем. Внутренняя планировка квартир 97-й серии сохранена, но за счет внесения некоторых изменений в проект получены дополнительные преимущества в размерах комнат. Данный инвестиционный проект сочетает в себе достоинства панельного и кирпичного жилья, новая архитектурная привлекательность дома сочетается с неповторимостью в решении фасада.
Отделочные работы в квартирах включают в себя полную внутреннюю отделку. В стоимость одного квадратного метра не включена только стоимость электроплиты. Квартиры имеют просторные балконы, окна с тройным остеклением.
Дом из пяти блок-секций представляет собой законченный объем здания со всеми видами инженерного оборудования: водопроводом, канализацией, отоплением, электроснабжением, слаботочными устройствами, мусоропроводом и лифтами грузоподъемностью 400 и 630 кг.
Разработан бизнес-план строительства и ввода в эксплуатацию дома на период 20 месяцев. Фактически проект реализуется за 36 месяцев.
Налоговая среда, соответствующая налоговому законодательству РФ на конец 2003 г., на срок действия инвестиционного проекта принята неизменной. В качестве основных финансовых источников приняты долевое участие дольщиков и долгосрочный кредит коммерческого банка. Обеспечением возврата кредитных средств служит часть имущественных прав на строящиеся квартиры и объекты строительной техники. Все имущественные права передаются в залог с начала действия кредитного договора.
Стоимость строительства определена по проектно-сметной документации в ценах 1984 г. и пересчитана в текущие цены путем применения индекса цен по состоянию на начальный период, рекомендуемого региональным комитетом по строительству.
В силу высоких темпов роста цен на материалы, энергию, строительное оборудование и др. в проекте предусмотрены корректировка стоимости строительства в соответствии с прогнозируемой структурной инфляцией (удорожанием) основных компонентов строительства, а также оговоренный договорами с инвесторами рост цен на жилье. Соответственно, расчетная цена реализации 1 м2 также корректируется.
На фоне удлинения срока возведения по сравнению с планом и под влиянием структурной инфляции происходит удорожание.
Для реализации данного инвестиционного проекта строительная компания привлекает агента по снабжению, который располагает складами для хранения сырья и материалов, необходимыми транспортными средствами, грузоподъемными механизмами и приспособлениями. Между агентом и строительной компанией заключен агентский договор, в котором оговорены сроки и объемы поставки сырья и материалов, а также ответственность за нарушение условий договора. Однако складские мощности агента ограничены, поэтому материалы приобретаются в процессе строительства не по фиксированным ценам, что приводит к удорожанию стоимости строительства.
В процессе реализации данного инвестиционного проекта предусмотрены мониторинг текущих затрат и корректировка исходных данных, основных показателей коммерческой эффективности проекта, финансовых результатов и графика финансирования.
Для оценки и обоснования экономической эффективности инвестиционного проекта разработана его экономико-математическая модель. В целях большей наглядности она сопровождается сетевым графиком строительства (рис. 1) и управления (СПУ), характеристикой работ сетевого графика (табл. 1) и обобщенным графиком Ганта, где каждая работа детально представлена затратами на ее выполнение в соответствующем периоде.
Рис. 1. Сетевой план-график проекта
Таблица 1
Характеристика работ сетевого графика строительства жилого дома
Вид работы | Кодировка (начальное – конечное событие) | Продолжительность, мес. | Затраты на работу, тыс. руб. |
Проектирование | 0 – 1 | 1 | 479 |
Подготовка стройплощадки | 1 – 2 | 1 | 540 |
Земляные работы – этап 1 | 2 – 4 | 1 | 166 |
Земляные работы – этап 2 | 4 – 3 | 1 | 168 |
Доставка и подготовка к работе строительной техники, свайные работы – этап 1 | 2 – 3 | 2 | 1489 |
Свайные работы | 3 – 5 | 2 | 1544 |
Монтаж коробки – этап 1 | 5 – 6 | 2 | 10 794 |
Монтаж коробки – этап 2 | 6 – 9 | 5 | 28 821 |
Спец. работы в здании – этап 1 | 6 – 7 | 2 | 7222 |
Спец. работы в здании – этап 2 | 7 – 11 | 2 | 7483 |
Отделочные работы – этап 1 | 7 – 10 | 2 | 4588 |
Отделочные работы – этап 2 | 11 – 12 | 5 | 12 374 |
Проведение наружных сетей – этап 1 | 6 – 8 | 1 | 114 |
Проведение наружных сетей – этап 2 | 8 – 9 | 2 | 234 |
Проведение наружных сетей – этап 3 | 9 – 10 | 4 | 408 |
Благоустройство, инфраструктура – этап 1 | 8 – 10 | 1 | 1083 |
Благоустройство, инфраструктура – этап 2 | 10 – 13 | 2 | 2214 |
Устранение замечаний | 12 – 13 | 1 | 269 |
Ввод в эксплуатацию | 13 – 14 | 1 | 454 |
Итого: плановые затраты на строительство по проекту | 80 445 |
Если сетевой график показывает только структуру технологических связей выполняемых работ и их продолжительность, то так называемый график Ганта содержит конкретное расписание всех процессов. С его помощью можно формировать основу плана потребности в финансовом обеспечении выполнения проекта. Однако график Ганта не является результатом оптимизации работ, а дает только один из возможных (допустимых) в структурно-технологическом отношении вариантов их распределения. В табл. 2 представлены два варианта графика Ганта – табл. 2 плановый и фактический.
График Ганта и сетевая модель проекта не идентичны, а взаимно дополняют друг друга. Например, в сетевой модели мы не указываем конкретную дату начала работы – она находится в результате оптимизации сетевого графика. В графике Ганта начало и продолжительность выполнения работ заданы однозначно. Зато в сетевой модели показана, например, очередность выполнения работ, а в графике Ганта ее нет или нужно отмечать ее специально. Отличные новости в сфере образования для вас, теперь можно - купить диплом о высшем образовании, или диплом о среднеспециальном образовании!
График Ганта не служит пассивным приложением к предлагаемой модели, а играет активную роль в плане определения начала и продолжительности той или иной работы, учета затратных характеристик каждого из периодов ее выполнения. Кроме того, модель предусматривает возможность агрегировать работы по периодам (например, из помесячного плана-графика строить поквартальные) и наоборот, детализировать их (из поквартального формировать помесячные).
Модель позволяет дать комплексную оценку изменения эффективности фактического хода реализации строительной программы по сравнению с планом. В ней заложена возможность генерировать различные ситуации методом статистических испытаний (Монте Карло) для получения среднестатистических оценок эффективности проекта.
Кроме того, модель позволяет вносить изменения в плановый вариант графика реализации работ проекта, не затрагивая структуру сетевого графика, для определения наилучшего момента выполнения некритических работ.
Каждая работа модели сетевого планирования и управления, лежащая на критическом пути, не имеет резерва времени в том смысле, что любое увеличение ее продолжительности приведет к увеличению продолжительности критического пути, а значит, и времени выполнения проекта в целом.
Часть работ некритического пути может иметь временной резерв, то есть некоторая задержка в их выполнении не отразится на продолжительности выполнения проекта. В классических моделях СПУ «содержание» резерва времени выполнения работы как бы ничего не стоит, то есть он является «бесплатным».
В реальности это не так. Например, если некий объект будет создан в результате досрочного (относительно плана) выполнения работы, то содержание этого объекта потребует определенных финансовых затрат (охрана, освещение, отопление и т.д.). Более того, в досрочно завершенном объекте будут омертвлены оборотные средства.
Скачать всю статью (формат zip, 89 Kb)