И.Ф. Садыков - аспирант кафедры финансового учета КГФЭИ (Казань)
Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, автоматизации учетного процесса, функций управления и принятия решений. Автоматизированные системы управления позволяют оперативно получать информацию о тех или иных фактах хозяйственной деятельности в требуемом разрезе, прослеживать объекты учета от осуществления закупок до продажи изготовленной продукции (товаров). Для обеспечения качества по стандартам серии ISO 9000, например, с целью выхода на внешние рынки, необходима организация учетного процесса, поставляющего информацию об объектах учета на самых разных стадиях с тем, чтобы выявить причины отклонений от нормальных условий и принять меры для недопущения нежелательных ситуаций.
В автоматизированной системе учет операций по закупкам, производству и продажам в рамках заказов не представляет большого труда. Заказ оформляется как электронный документ, являющийся основанием для выполнения определенных действий по сбытовой и производственно-закупочной деятельности. Различают заказы на продажу, на производство (работу) и на закупку.
Заказ на продажу – задание сбытовому подразделению на отпуск требуемого изделия в согласованные с заказчиком сроки, в требуемом количестве и по определенной цене.
Заказ на работу (на производство) – задание производственному подразделению на изготовление партии деталей или сборочных единиц. Заказ на работу служит планово-учетной единицей в производствах с партионным и заказным типом производства.
Заказ на закупку – документ, на основании которого осуществляется приобретение определенных изделий с указанием количества, цены и других характеристик, инициирующий поставку продукции от поставщика. Заказ на закупку служит основой для расчета статей бюджета движения денежных средств, расходуемых на закупку.
Процесс изготовления изделий на основании заказов на работу не нужно путать с «позаказным», или единичным, типом производства. «Позаказное» в рамках традиционной системы планирования и в рамках автоматизированной системы управления (например, при использовании ERP-систем) – совершенно разные понятия.
Если в первом случае «заказ» – более укрупненное, всеобъемлющее понятие, близкое по своему значению к заказу на продажу или к головному (материнскому) заказу на работу с учетом всей спецификации изготавливаемого изделия (до самого нижнего уровня), то во втором случае «заказ» – учетная единица, неотъемлемая часть производственного процесса «дискретного» типа, генерируемая в системе на каждое изделие, входящее на том или ином уровне в спецификацию изделия, включенного в основной план производства в процессе его разузлования, которое является предметом заказа на продажу. Заказ в данном случае создается на каждое изготавливаемое изделие, которое, в свою очередь, может служить компонентой для другого заказа (с промежуточным складированием полуфабрикатов собственного производства).
Принципы организации учетного процесса при традиционной системе и при системе учета в рамках автоматизированной системы сильно различаются.
При традиционной системе, как правило, учет организуется по одному из вариантов «котлового» метода, когда затраты соотносятся со статьями затрат счета учета незавершенного производства, либо с достаточно укрупненными заказами на производство, включающими огромное количество операций, что в некотором смысле приближает такой учет к «котловому».
При использовании автоматизированной системы есть возможность организации оперативного учета всех операций, на основании которых можно принимать управленческие решения. Поскольку управление современным средним или крупным предприятием немыслимо без автоматизации процессов формирования нормативной базы, планирования и учета, будем отталкиваться от того, что минимальным условием для реализации предлагаемых решений является наличие программного продукта, в рамках которого осуществляются вышеозначенные процессы. Все операции по производственно-закупочной деятельности, а также операции по продаже соотносятся с заказами (на закупку, на работу, на продажу). При этом прослеживаются все издержки, затраты и расходы по конкретным объектам учета. В дополнение к этому при наличии информации о нормативных (стандартных) затратах при несовпадении «входа» в незавершенное производство (отпуск компонентов, регистрация заработной платы) и «выхода» из него (прием изготовленной продукции) в системе учета возникают отклонения в рамках такой учетной единицы как заказ.
Использование нормативной себестоимости при организации учетного процесса более обосновано с практической точки зрения, ибо позволяет отсечь влияние цен на самой ранней стадии – при поступлении товарно-материальных ценностей в организацию. Все виды отклонений, которые возникают в ходе производственно-закупочной деятельности (рассматриваем только операции по закупке и производству), можно разделить на отклонения по закупкам и отклонения по заказам на работу.
Отклонения по закупкам возникают в результате несовпадения фактурной (стоимость по счету-фактуре) и нормативной стоимости закупаемых изделий. Разница между ними автоматически (после сличения строк счета-фактуры с соответствующими поставками) относится на специальные счета отклонений по видам закупаемых материалов. При этом происходит устранение ценового фактора, возникающего в процессе закупок.
Отклонения по заказам на работу возникают в случае, если затраты, отнесенные на заказ, отличаются от стоимости изготовленной по данному заказу продукции. В идеальном случае «вход» в незавершенное производство совпадает с «выходом». Однако ситуации, с которыми приходится иметь дело в производстве, редко совпадают с идеальными. Иными словами, в ходе производственной деятельности возникают отклонения, которые должны быть списаны с кредита счета учета незавершенного производства в дебет счетов учета отклонений.
Основные виды отклонений, возникающих в производстве, условно можно разделить на две крупные категории (при организации учета по нормативному методу в системе есть информация для разделения отклонений):
– отклонения по ценовому фактору;
– отклонения по количественному фактору, которые, в свою очередь, подразделяются на отклонение по материалам и отклонение по добавленной стоимости.
Хотя ценовой фактор (разница между фактической и нормативной стоимостью) был отсечен на стадии закупок, он все же присутствует в процессе производства, ибо нормативные цены имеют свойство меняться по объективным причинам, что отражается в бухгалтерском учете запуском процедуры переоценки запасов.
Как возникают такие отклонения? Предположим, что никаких нарушений плановых показателей по заказу на работу не было, то есть состав компонентов, отпущенных в производство по данному заказу (еще раз подчеркиваем, что заказы создаются на каждый полуфабрикат, входящий на том или ином уровне структуры в изделие, являющееся предметом заказа на продажу; следовательно в отдельный заказ отпускаются только компоненты, находящиеся на первом уровне), полностью соответствовал нормативам, затраты труда также не отличались от нормативных, однако «вход» в незавершенное производство не совпал с «выходом» из него.
Такая ситуация может возникнуть лишь в одном случае – когда использовались разные цены в процессе исполнения заказа, то есть имел место ценовой фактор. Это значит, что при выполнении заказа (на любой стадии между отпуском первой компоненты в заказ и приемкой последнего изготовленного изделия) произошло изменение нормативных цен (переоценка запасов).
Отметим, что подвергать такое отклонение (между старой и новой нормативной стоимостью отдельных изделий) какому-либо анализу для выявления причин его возникновения не имеет смысла, так же как нет смысла анализировать суммы переоценки отдельных категорий запасов. Если такое отклонение «смешать» с отклонением за счет количественных факторов, то информация становится еще более неанализируемой. Поэтому логично его «отсечь» по аналогии с тем, как это было сделано с ценовым фактором на стадии закупок. Назовем его отклонением по ценам изделий.
Алгоритмически сумма отклонения по ценам рассчитывается в виде разницы между общим отклонением и отклонением по количественному фактору. Первое рассчитывается как «выход» из незавершенного производства изготовленной продукции в ценах, действующих на момент совершения операций, за минусом «входа» в незавершенное производство – также в ценах, действующих на даты совершения операций. Второе определяется в виде разницы между «выходом» из незавершенного производства и «входом» в него в ценах, действующих на момент вычисления такого отклонения.
После исключения ценового фактора можно перейти к рассмотрению отклонений за счет количественных факторов.
Отклонение по материалам в терминологии, используемой в западной учетной практике, можно назвать отклонением по использованию материалов. Возникает оно в результате того, что стоимость материалов в нормативной оценке (в нормативных ценах одного массива данных), отпущенных в производство, по сравнению со стоимостью материалов в той же оценке исходя из нормативного состава заказа, не совпадает.
Второй составляющей отклонения за счет количественных факторов является отклонение по добавленной (к стоимости компонентов) стоимости. Отклонение по добавленной стоимости рассчитывается по аналогичному алгоритму с той лишь разницей, что вместо материальных затрат берутся фактически соотнесенные с заказом на работу добавленные к стоимости материалов затраты по сравнению с нормативной величиной.
Все три отклонения по заказу на работу (по ценовому фактору, отклонение по материалам и по добавленной стоимости) рассчитываются и отражаются на счетах бухгалтерского учета одновременно (по факту закрытия заказа на работу). escortgirlsparis.com
Таким образом, в процессе выполнения операций по заказам на работы формируется три вида отклонений, выявляемых по мере завершения заказов на работу (по ценам, по материалам и по добавленной стоимости), а также отклонение по закупкам. Возникающие в производстве отклонения выявляются не раз в отчетный период (то есть без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», но путем непосредственного списания со счета учета незавершенного производства в дебет счетов учета отклонений), а по мере закрытия небольших заказов на производство тех или иных изделий (сборок, узлов, промежуточных компонентов).
Следовательно, на разных субсчетах бухгалтерского учета будет аккумулироваться информация об отклонениях по причинам их возникновения, что открывает простор для их дальнейшего анализа и устранения причин возникновения. Для руководителей высшего звена такая информация сигнализирует об эффективности операций, осуществляемых в процессе закупок и производства продукции, и помогает оперативно принимать решения на базе информации об изменившемся финансовом результате как следствии сложившейся на тот или иной момент ситуации на счетах учета отклонений. Это позволяет, например, урезать некоторые статьи накладных затрат (чтобы не выйти за рамки запланированной прибыли) – если отклонения по закупкам и по производству достигают существенной величины.