Л.П. Сбитнева - ст. преподаватель кафедры финансов и кредита ААЭП (Барнаул)
В результате произошедших перемен российские предприятия оказались в принципиально новой для себя экономической и институциональной среде. Механизмы финансового взаимодействия государства и субъектов малого предпринимательства в условиях рынка отрабатывались пошагово, методом проб и ошибок, в ходе непрерывного организационного экспериментирования.
Необходимость совершенствования этих механизмов для создания благоприятных условий развития малого предпринимательства особенно ощущается в регионах, не располагающих какими-либо значимыми сырьевыми ресурсами, освоение которых становится стержнем для формирования самодостаточной экономики региона, развития капиталоемких производств.
Рассуждая о субъектах малого предпринимательства, в первую очередь, следует разобраться с критериями отнесения предприятий к малым. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ (с изменениями от 21.03.02 г.) критерии эти таковы:
1. Субъектами малого предпринимательства являются только коммерческие организации, то есть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
2. В уставном капитале такого предприятия доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %.
3. Средняя численность работников предприятия за отчетный период не должна превышать установленного предельного уровня:
– промышленность, транспорт, строительство – 100 чел.;
– сельское хозяйство и научно-техническая сфера – 60 чел.;
– оптовая торговля – 50 чел.
– розничная торговля и бытовое обслуживание населения – 30 чел.;
– остальные отрасли – 50 чел.
При отсутствии хотя бы одного из установленных признаков организация не может быть признана субъектом малого предпринимательства.
Однако нормы, устанавливающие критерии отнесения предприятий к малым, включены также и в трудовое законодательство. Так, в соответствии со ст. 59 Трудового кодекса РФ предприятие считается малым, если численность его работников не превышает 40 чел., а в организациях розничной торговли и бытового обслуживания 25 чел. Налоговый кодекс РФ, не давая понятия малого предпринимательства, предусматривает ряд специальных налоговых режимов с льготным налогообложением и упрощенным ведением учета, используя собственные критерии для перехода на эти режимы налогообложения. Таким образом, налицо противоречие между нормами Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и соответствующими нормами Трудового и Налогового кодексов.
В научной литературе для классификации предприятий по размеру собственного капитала применяется неформальная классификация. Большинство ученых подразумевают под малым предприятием предприятие с размером собственного капитала до 300 тыс. дол. США; под средним – предприятие с размером собственного капитала от 300 тыс. дол. до 1 млн дол. США [1, с. 41].
Совершенствование механизма финансового взаимодействия государства с субъектами малого предпринимательства настоятельно требует принятия закона о малом и среднем предпринимательстве с четкими критериями отнесения хозяйствующих субъектов к малым, средним и микропредприятиям. В законе должны найти отражение финансовые признаки, порядок учреждения, правовое положение, организация труда. На наш взгляд, установление четких критериев отнесения предприятий к микропредпринимательству, малому и среднему предпринимательству является первоочередной задачей.
Механизмы финансового взаимодействия необходимо отрабатывать с учетом размеров и перспектив развития бизнеса. Недопустимо нарушать изначально равные условия ведения предпринимательской деятельности малых и крупных предприятий, ставить малое предприятие в невыгодные условия на рынке по отношению к средним и крупным, снижать их конкурентоспособность.
Существо взаимосвязей между сферами и звеньями финансовой системы состоит во взаимном финансовом обеспечении их деятельности и выражается в виде налогов, сборов, отчислений, пошлин, штрафов, ассигнований и др. В основе этих взаимосвязей находятся финансы хозяйствующих субъектов, точнее, финансовое обеспечение воспроизводственных затрат, осуществляемое в трех формах: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование. Соотношение между перечисленными формами финансового обеспечения оптимизируется государством при реализации им финансовой политики [2, с. 17].
Под механизмом финансового взаимодействия государства и субъектов малого предпринимательства, на наш взгляд, следует понимать совокупность форм и методов воздействия государства на формирование корпоративных финансов в рыночных условиях, регулирование отчислений в государственные бюджетные и внебюджетные фонды, систему государственной поддержки малого предпринимательства.
В состав механизма финансового взаимодействия входят:
– финансовые приемы, методы, модели;
– финансовые инструменты;
– обеспечивающие подсистемы (правовое, нормативное, информационное, программное обеспечение).
К основным финансовым методам можно отнести налоговую политику, организацию государственного и независимого контроля (аудита) за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства, политику льготного кредитования и финансовой поддержки малого бизнеса.
Реформировать действующий механизм финансового взаимодействия государства и субъектов малого предпринимательства необходимо с учетом накопившихся проблем. Опираясь на материалы опроса участников VIII съезда предпринимателей Алтайского края (проходил 19 мая 2004 г. в Барнауле), осуществленного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю совместно с комитетом администрации края по поддержке предпринимательства, выделим наиболее важные. Вся реклама строго на real6 строго контролируется администрацией портала.
Большинство респондентов (69,5 % от общего числа обследованных) называют основными проблемами при осуществлении предпринимательской деятельности несовершенство законодательства и отсутствие поддержки со стороны органов государственной власти. Одним из основных факторов, ограничивающих рост производства на малых предприятиях промышленности, по мнению их руководителей, является высокий уровень налогообложения (41 % респондентов) [3, с. 21].
Необходимость льготных кредитов и отсутствие поддержки со стороны правовых органов занимают четвертое место в рейтинге проблем, но предприятия, работающие в сельской местности, проблему льготного кредитования ставят на 1-е место. Актуальность получения льготного кредита отметили все до единого респонденты, занятые в сфере материального производства, здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении; 72,7 % респондентов, осуществляющих деятельность в непроизводственных видах бытового обслуживания населения; 66,7 % респондентов отраслей промышленности [3, с. 25].
В части финансовой поддержки предпринимательства, ее доступности много нерешенных вопросов: без проблем получить кредит в банке могут только предприниматели с так называемой кредитной историей. Спрос со стороны малого предпринимательства на кредитные ресурсы гораздо выше предложений. Банки предпочитают давать кредиты крупным и средним предприятиям.
Наличие указанных проблем в действующем механизме финансового взаимодействия государства и субъектов малого предпринимательства, а также ослабление государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий послужили причиной быстрого роста в стране теневой экономики и теневых финансовых потоков.
Скачать статью (формат zip, Kb)