Д.В. Куницын - начальник отдела информационно-аналитической работы Межрегиональной инспекции ФНС России по Сибирскому федеральному округу
Технология контроля за ценами описана в российском законодательстве достаточно подробно, но отсутствие сколько-нибудь полной информации о ценах на аналогичные товары (работы, услуги) и сложность процедуры доказательства их соответствия уровню рыночных цен затрудняют работу налоговых органов. При этом масштабы уклонения от уплаты налогов на основе занижения или завышения уровня цен обуславливают необходимость совершенствования методологии и методики налогового контроля за уровнем применяемых налогоплательщиками цен на товары (работы, услуги).
Кроме того, судебная практика, складывающаяся по вопросам доначисления налогов в результате контроля за ценами на товары (работы, услуги), свидетельствует о том, что большая часть решений складывается не в пользу налоговых органов.
Для конкретизации результатов судебной практики федеральных арбитражных судов по налоговым спорам, касающимся налогового контроля за ценами на товары (работы, услуги), был проведен контент-анализ 127 решений Федеральных арбитражных судов (ФАС) по 10 судебным округам за 2001 – 2004 гг. (табл. 1).
Таблица 1
Динамика количества судебных дел по контролю за ценами, ед.
Наименование судебного органа | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | Всего |
Федеральный арбитражный суд | |||||
Западно-Сибирского округа (ЗСО) | 4 | 5 | 8 | 2 | 19 |
Восточно-Сибирского округа (ВСО) | 1 | 2 | 3 | 3 | 9 |
Волго-Вятского округа (ВВО) | 5 | 6 | 6 | 4 | 21 |
Дальневосточного округа (ДВО) | 0 | 1 | 2 | 3 | 6 |
Поволжского округа (ПО) | 2 | 0 | 4 | 1 | 7 |
Московского округа (МО) | 1 | 2 | 4 | 0 | 7 |
Центрального округа (ЦО) | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Уральского округа (УО) | 0 | 1 | 2 | 2 | 5 |
Северо-Кавказского округа (СКО) | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
Северо-Западного округа (СЗО) | 8 | 15 | 13 | 9 | 45 |
Итого | 23 | 34 | 44 | 26 | 127 |
Целью анализа являлось определение количественного и качественного состава судебной практики по налоговым спорам, связанным с изменением цены договора в соответствии со ст. 40 НК РФ.
Объектом анализа послужили судебные решения кассационной инстанции федеральных арбитражных судов всех 10 судебных округов России за период с 01.01.01 г. по 31.12.04 г. Для этого использовались размещенные в информационно-справочной системе «Консультант Плюс» определения ФАС округов по делам, рассматриваемым в кассационном порядке.
Контент-анализ проводился на основе формализованного бланка, включающего закрытые вопросы. При обработке результатов использованы программные продукты Microsoft Exсel и Determine analysis 4.0.
Установлено, что 84 % дел имели основанием оспаривание решения налогового органа о доначислении сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет, а также пени и штрафов, а 16 % дел касались оспаривания отказа в предоставлении налоговых вычетов из-за занижения налоговыми органами покупной цены (табл. 2).
Таблица 2
Результаты контент-анализа решений федеральных арбитражных судов за 2001 – 2004 гг., ед.
Наименование арбитражного суда | Основание спора | Причина контроля | Результаты рассмотрения | Причины решения в пользу налогоплательщика | ||||||||
Увеличение цены реализации | Уменьшение цены приобретения | Взаимозависимость | Бартер | Внешнеторговые сделки | Значительное колебание цены | Удовлетворено частично | Направлено на дополнительное расследование | Решение принято в пользу налоговых органов | Недоказанность взаимозависимости | Отсутствие других оснований для контроля | Отсутствие доказательства уровня рыночных цен | |
ФАС ЗСО | 18 | 1 | 4 | 1 | 2 | 17 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 16 |
ФАС ВСО | 9 | 0 | 4 | 0 | 2 | 7 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 5 |
ФАС ВВО | 21 | 0 | 9 | 2 | 1 | 17 | 0 | 0 | 5 | 1 | 1 | 14 |
ФАС ДВО | 6 | 0 | 2 | 0 | 1 | 6 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 |
ФАС ПО | 7 | 0 | 2 | 2 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 6 |
ФАС МО | 7 | 0 | 2 | 0 | 0 | 5 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 5 |
ФАС ЦО | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
ФАС УО | 5 | 0 | 2 | 0 | 0 | 5 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 |
ФАС СКО | 6 | 1 | 1 | 0 | 0 | 7 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 5 |
ФАС СЗО | 27 | 18 | 9 | 1 | 19 | 25 | 2 | 0 | 1 | 1 | 8 | 33 |
Всего по России | 107 | 20 | 35 | 6 | 25 | 94 | 3 | 8 | 10 | 3 | 14 | 89 |
Структура оспариваемых сумм представлена в табл. 3. В кассационном порядке с 2001 по 2004 г. рассмотрено 106 дел на общую сумму 686,5 млн руб., еще по 21 делу суммы в судебных решениях указаны не были.
В пользу налоговых органов решено 10 дел (8 %) на общую сумму в 11,1 млн руб. (1,6 %); 3 иска удовлетворены частично, на сумму 0,7 млн руб., на новое рассмотрение направлено 8 дел в совокупности на 352,2 млн руб. (51,3 % от общей суммы).
С контролем цен по внешнеторговым контрактам было связано 25 дел (19,7 %) с общей суммой иска в 227 млн руб. (33,1 %). В пользу налоговых органов решено только 2 дела на сумму 6,5 млн руб. (2,85 %).
Причинами контроля за ценами в рассмотренных судебных решениях послужили обозначенные в ст. 40 НК РФ основания, но зачастую, как показывает арбитражная практика, налоговые органы используют право на контроль цены сделки по четвертому основанию подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ – 62 дела (49 %) или одному из трех первых в сочетании с четвертым – в 31 случаях (24 % дел).
Таблица 3
Распределение сумм по налоговым спорам в федеральных арбитражных судах в 2001 – 2004 гг., тыс. руб.
Наименование арбитражного суда | Общая сумма по рассмотренным делам | Решено полностью или частично в пользу налоговых органов | Отправлено на новое рассмотрение | Решено в пользу налогоплательщиков |
ФАС ЗСО | 99 281,6 | – | 744,4 | 98 537,2 |
ФАС ВСО | 99 176,8 | 4849,1 | 77 178,8 | 17 148,9 |
ФАС ВВО | 114 018,0 | 580,2 | – | 113 437,8 |
ФАС ДВО | 4439,2 | 500,6 | 1129,1 | 2809,5 |
ФАС ПО | 6750,7 | – | – | 6750,7 |
ФАС МО | 2048,5 | – | – | 2048,5 |
ФАС ЦО | 4183,8 | – | – | 4183,8 |
ФАС УО | 4119,7 | 3533,6 | 2151,1 | 381,9 |
ФАС СКО | 271 708,1 | – | 270 827,2 | 880,9 |
ФАС СЗО | 149 066,0 | 2335,8 | – | 233 444,8 |
Всего по России | 843 453,9 | 11 799,3 | 352 030,6 | 479 624,0 |
На практике складывается такое понимание ст. 40 НК РФ, что контроль за ценой не эффективен в смысле размеров доначислений и возможности оспаривания в суде при отклонении цены сделки менее чем на 20 % от обычного уровня цен для данного налогоплательщика, даже если имеются иные основания для проведения контроля. То есть отклонения цен до 20 % в сторону повышения или понижения по сравнению с уровнем цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, вызываются колебаниями спроса, потерей товаром качества или маркетинговой политикой. Отсюда можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе на 20 % повышать или понижать цены на товары (работы, услуги) по своему усмотрению, вне зависимости от сложившихся цен и обстоятельств (взаимозависимым лицам, по внешнеторговым или бартерным сделкам), и не опасаться, что налоговые органы в ходе проверки пересчитают цену сделки для целей налогообложения.
Структура составов рассмотренных дел по основаниям для контроля имеет следующий вид (%):
– сделки между взаимозависимыми лицами – 7 %;
– товарообменные (бартерные) операции – 2 %;
– внешнеторговые сделки – 17 %;
– колебание цен на 20 % в течение непродолжительного периода времени – 49 %;
– контроль по 1-му или 2-му или 3-му и 4-му основанию – 24 %;
– контроль по трем основаниям.
Состав решений судов за эти годы ясно говорит о неэффективности налогового контроля за ценами, поскольку лишь 7,8 % дел, дошедших до кассационного рассмотрения, были решены в пользу налоговых органов, при этом 6 % дел направлено на дополнительное расследование и 2 % исков удовлетворено частично.
Причины непринятия судебными органами решений в пользу налоговых органов, как правило, связаны с недостаточностью и необоснованностью доказательства соответствия расчетной цены рыночной, которую налоговый орган применял для целей налогообложения (18 %), а также с тем, что налоговый орган не доказал взаимозависимость лиц, участвующих в сделке (3 %), или с тем, что налоговый орган вообще был не вправе применять расчетную рыночную цену для расчета налоговых обязательств (13 %).
В основном этот вывод сделан по делам, основанием для возбуждения которых послужило завышение суммы НДС, предъявляемого к налоговому вычету, то есть налоговые органы препятствовать получению возмещения из бюджета суммы НДС, якобы уплаченной российским поставщикам на территории РФ.
Схема злоупотребления правом на налоговый вычет отлажена: товар отправляется на экспорт (зачастую своей же иностранной фирме) в соответствии со всеми нормами и правилами, но фирма-экспортер покупает товар у российской фирмы-однодневки по значительно завышенной цене и потом предъявляет «входной» НДС к возмещению из бюджета, при этом фирма-однодневка исчезает и полученный от экспортера НДС в бюджет не платится.
Арбитражные суды исходили из того, что налоговый орган вправе проверять только цену сделки между фирмой-экспортером и иностранной фирмой, а по сделке между экспортером и поставщиком такого права у налоговиков нет. Причем, даже доказательства значительного завышения экспортной цены (на основе данных из иностранных каталогов продукции – от 5 до 8200 раз) и отсутствия фирмы-поставщика арбитражные суды не принимали к сведению, а основывались только на дословном понимании норм Налогового кодекса.
Общий вывод по результатам проведенного исследования заключается в том, что без изменения налогового законодательства кардинально изменить положение дел вряд ли возможно.