А.М. Гринь - кандидат. техн. наук, начальник планово-финансового отдела НГТУ
Объективным основанием для постановки целей вуза как организации и целей его деятельности как хозяйствующего субъекта являются соответствующие директивные документы учредителя и государственных структур, а также конкретные факторы макро-, микро и внутренней среды. Субъективный аспект процесса целеобразования и формирования целевой модели определяется индивидуальным и коллективным опытом, знанием, интуицией руководства вуза. Отмеченная объективно-субъективная закономерность целеполагания определяет многообразие целей. Это обстоятельство, в свою очередь, создает разнообразные варианты их классификации.
В аспекте организационных уровней управления будем выделять цели внешние и внутренние. Внешняя цель вуза задается учредителем и отражает смысл его организации. Наиболее полно, по нашему мнению, основная цель высшего профессионального образования сформулирована в материалах заседания Государственного Совета РФ по вопросам образования (протокол № 4 от 29.08.01 г.): подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [3, С. 73].
Внутренние цели вуза подчинены заданной извне его целевой установке и делятся на цели вуза и цели его структурных подразделений. В этом аспекте цели лежат в основе построения организационных отношений, на них базируется система мотивации, они служат исходной точкой для контроля и оценки результатов деятельности подразделений и вуза в целом.
Количество и разнообразие целей вуза, целей подразделений с учетом многофункциональности деятельности столь велико, что требует систематизации. В практике внутривузовского управления для этого строится целевая модель, которая позволяет наглядно представить и описать их упорядоченную иерархию. Авторы специальных исследований в данной области отмечают, что количество уровней целевой модели зависит от масштабов и сложности задач вуза и его подразделений, от существующей в вузе организационной структуры, от иерархичности построения его системы управления и выделенных в этой системе функциональных подсистем [1, 2, 4, 5].
Обобщение и анализ специальных исследований в области постановки целей вуза позволяет нам выделить следующие используемые при этом принципы:
– целевую модель вуза возглавляет цель, содержание которой описывает конечный результат деятельности вуза в рамках определенного временного интервала;
– декомпозиция главной цели на подцели содержательно осуществляется таким образом, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
– формулировка целей разных уровней содержит описание желаемого результата, а не способа его достижения;
– подцели каждого уровня независимы друг от друга и не выводимы друг из друга.
Теоретическими исследованиями и практикой определены требования, которые необходимо учитывать при постановке целей вуза и его подразделений. Обобщим основные из них:
– целевая модель должна представлять собой развивающуюся систему, любой компонент которой обладает свойством уточняемости как формулировки, так и взаимосвязей в дереве целей, а также иерархической соподчиненности;
– все компоненты целевой модели должны быть содержательно согласованы и непротиворечивы по отношению друг к другу;
– декомпозиция целей модели должна проводиться до целей, которые конкретизируют требуемый конечный результат, являются адресными, то есть исключают возможность двойной ответственности, отражают их достижимость и обеспечивают возможность контроля за ходом их реализации;
– цель должна быть реальной в части временных рамок, на которые она устанавливается, и пределов гарантированного объема ресурсов, необходимых для ее реализации;
– цели должны быть приемлемыми для тех, кому приходится их достигать, и для субъектов, взаимодействующих с вузом (учредители, деловые партнеры, потребители образовательных услуг, потребители образовательного продукта).
Категория целей в общей теории управления социальными системами, в том числе вузами, имеет множество аспектов. В данной работе не ставится задача исследования проблем методологии целеобразования, систематизации, структуризации, иерархического взаимосогласования целей, методов их описания и анализа. Каждый из указанных вопросов требует самостоятельного глубокого изучения.
Целевая модель вуза рассматривается нами в аспекте ее основополагания для конкретизации проблем, ограничений, условий деятельности с последующей трансформацией в задачи, которые надо выполнить в сфере его деятельности как хозяйствующего субъекта. В соответствии с данным подходом нами разработана целевая модель вуза, представленная на рисунке.
Целевая модель вуза как хозяйствующего субъекта
Концептуальную основу для построения целевой модели вуза как хозяйствующего субъекта образуют следующие исходные положения:
– признание определяющего значения внешней заданной цели для вуза как учреждения;
– признание определяющей роли миссии вуза и дерева целей основной деятельности по отношению к сфере его экономической деятельности;
– рассмотрение в качестве основных координат целеполагания таких параметров как объем денежных средств, временной регламент их движения, сбалансированность доходов и расходов;
– выделение целей вуза в сфере экономической деятельности и целей управления этой деятельностью в вузе.
Представленная целевая модель вуза разработана нами с учетом трех основных координат целеполагания: объема денежных средств, временно?го регламента их движения, сбалансированности доходов и расходов.
Как показывает практика, указанные координаты определяются сущностью и назначением денежных ресурсов в вузе. Все указанные координаты взаимосвязаны и взаимообусловлены, в связи с чем при определении основной цели деятельности вуза как хозяйствующего субъекта их следует рассматривать как систему условий.
Учитывая все обозначенные координаты целеполагания, определяем общую цель управления в сфере деятельности вуза как хозяйствующего субъекта следующим образом: разработать и реализовать эффективный механизм управления организационно-экономическими отношениями, в результате функционирования которого вуз может добиться социального эффекта, устойчивых конкурентных преимуществ, расширяя свои возможности для инвестирования средств в основную деятельность.
При этом социальный эффект отражает способность вуза сохранять и развивать себя как общественно значимый институт, выполняющий заданный ему социальный заказ. Указанная общая цель управления должна быть реализована посредством разработки и реализации организационно-экономического механизма, обеспечивающего решение конкретных задач управления. Как категории управления цели лежат в основе формулирования конкретных задач управления в сфере деятельности вуза как хозяйствующего субъекта.
Исходя из своего практического опыта представим ряд экономических целей вуза в обозначенных выше координатах целеполагания и сформулируем задачи управления, решение которых обеспечивает достижение поставленных целей (таблица).
Экономические цели вуза и задачи управления
Цель | Задачи |
1. Обеспечить необходимый объем ресурсов для всех видов деятельности вуза | 1.1. Диверсификация источников доходов. 1.2. Оптимизация структуры доходов. 1.3. Обоснование целевого использования средств |
2. Сбалансировать доходы и расходы | 2.1. Разработка бюджета вуза, сбалансированного по доходам и расходам. 2.2. Соблюдение бюджетного регламента и бюджетной дисциплины, целевое, сбалансированное по объемам и срокам, использование денежных средств всеми субъектами внутривузовской среды. 2.3. Формирование резервов для адекватной реакции на изменение условий внешней и внутренней среды. 2.4. Минимизация риска при осуществлении расходов. 2.5. Обеспечение ритмичности расчетно-платежных операций, своевременное выполнение обязательств по платежам. 2.6. Своевременная мобилизация необходимых ресурсов на стратегически важных и тактически необходимых направлениях развития вуза |
3. Создать условия для формирования устойчивых организационно-экономических отношений в вузе | 3.1. Проектирование организационно-экономической структуры. 3.2. Децентрализация ресурсов, делегирование управленческих полномочий центрам финансовой ответственности в структуре вуза. 3.3. Распределение ресурсов в организационно-экономической структуре вуза на основе баланса интересов ее субъектов. 3.4. Перераспределение ресурсов с учетом социальных и организационных условий, а также рыночных факторов для стимулирования основной и обеспечивающей деятельности вуза. 3.5. Достижение прозрачности экономического состояния вуза для принятия решений на всех уровнях управления. 3.6. Координация организационно-экономических отношений всех субъектов внутренней среды вуза по поводу распределения, перераспределения, использования средств. 3.7. Обеспечение достоверности, обоснованности и ясности планов экономической деятельности. 3.8. Организация своевременных денежных потоков, эффективных по объему, структуре, технологии, формату документов |
4. Сформировать систему правового и административного обеспечения экономической деятельности во внутренней среде вуза | 4.1. Определение регламента экономической деятельности подразделений, формата и состава отчетов, системы их контроля. 4.2. Разработка системы анализа состояния и результатов деятельности вуза как хозяйствующего субъекта и его подразделений. 4.3. Разработка регламента и технологии выделения центрам затрат ресурсов, необходимых им для реализации своих функций. 4.5. Формирование системы прав, обязанностей, меры ответственности руководителей всех уровней за результаты своей экономической деятельности |
Подчеркнем принципиальную особенность сформулированных задач: все они несут содержательную нагрузку и целевую установку не только для субъекта административной власти в вузе, но и для всех структурных подразделений как центров ответственности.
Основная функциональная направленность результатов решения указанных задач связана с реализацией функций координации и регулирования экономической деятельности подразделений вуза в условиях интегрированной системы управленческих отношений. Обе указанные функции реализуются в процессе планирования, учета, контроля, анализа экономической деятельности, что требует применения конкретных и специальных приемов организации, а также мотивации подразделений вуза.
Определение целей и постановка соответствующих им задач – необходимое условие для разработки механизма управления вузом как хозяйствующим субъектом.
Литература
1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: СИРИН, 2002. 256 с.
2. Волкова В.Н. Структуризация целей в системе управления высшей школой: Из истории вопроса. Пб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. 79 с.
3. Материалы заседания Государственного Совета РФ и официальные документы. М., 2001. Август.
4. Тамбовцев В.Л. Анализ целей в экономике. М.: Экономика, 1982. 136 с.
5. Теория организации / Под ред. Т.Ю. Иванова СПб.: Питер, 2004. 269 с.