ФорумФотоальбомСправочная информацияКарта сайтаНаписать намНа главную
Сибирская школа финансов и банковского дела - Неофициальный сайт
Негосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования


ААА № от 22.07.2010 (рег. № 0132)

BB № от 03.06.2010 (рег.№ 0472)

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"
Гринь А М 
Целевая модель деятельности и задачи управления вузом как хозяйствующим субъектом
Статья опубликована в: 2006г.N2, c.103; 
Рубрика: Образование

А.М. Гринь - кандидат. техн. наук, начальник планово-финансового отдела НГТУ

Объективным основанием для постановки целей вуза как организации и целей его деятельности как хозяйствующего субъекта являются соответствующие директивные документы учредителя и государственных структур, а также конкретные факторы макро-, микро и внутренней среды. Субъективный аспект процесса целеобразования и формирования целевой модели определяется индивидуальным и коллективным опытом, знанием, интуицией руководства вуза. Отмеченная объективно-субъективная закономерность целеполагания определяет многообразие целей. Это обстоятельство, в свою очередь, создает разнообразные варианты их классификации.

В аспекте организационных уровней управления будем выделять цели внешние и внутренние. Внешняя цель вуза задается учредителем и отражает смысл его организации. Наиболее полно, по нашему мнению, основная цель высшего профессионального образования сформулирована в материалах заседания Государственного Совета РФ по вопросам образования (протокол № 4 от 29.08.01 г.): подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [3, С. 73].

Внутренние цели вуза подчинены заданной извне его целевой установке и делятся на цели вуза и цели его структурных подразделений. В этом аспекте цели лежат в основе построения организационных отношений, на них базируется система мотивации, они служат исходной точкой для контроля и оценки результатов деятельности подразделений и вуза в целом.

Количество и разнообразие целей вуза, целей подразделений с учетом многофункциональности деятельности столь велико, что требует систематизации. В практике внутривузовского управления для этого строится целевая модель, которая позволяет наглядно представить и описать их упорядоченную иерархию. Авторы специальных исследований в данной области отмечают, что количество уровней целевой модели зависит от масштабов и сложности задач вуза и его подразделений, от существующей в вузе организационной структуры, от иерархичности построения его системы управления и выделенных в этой системе функциональных подсистем [1, 2, 4, 5].

Обобщение и анализ специальных исследований в области постановки целей вуза позволяет нам выделить следующие используемые при этом принципы:

– целевую модель вуза возглавляет цель, содержание которой описывает конечный результат деятельности вуза в рамках определенного временного интервала;
– декомпозиция главной цели на подцели содержательно осуществляется таким образом, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
– формулировка целей разных уровней содержит описание желаемого результата, а не способа его достижения;
– подцели каждого уровня независимы друг от друга и не выводимы друг из друга.

Теоретическими исследованиями и практикой определены требования, которые необходимо учитывать при постановке целей вуза и его подразделений. Обобщим основные из них:

– целевая модель должна представлять собой развивающуюся систему, любой компонент которой обладает свойством уточняемости как формулировки, так и взаимосвязей в дереве целей, а также иерархической соподчиненности;
– все компоненты целевой модели должны быть содержательно согласованы и непротиворечивы по отношению друг к другу;
– декомпозиция целей модели должна проводиться до целей, которые конкретизируют требуемый конечный результат, являются адресными, то есть исключают возможность двойной ответственности, отражают их достижимость и обеспечивают возможность контроля за ходом их реализации;
– цель должна быть реальной в части временных рамок, на которые она устанавливается, и пределов гарантированного объема ресурсов, необходимых для ее реализации;
– цели должны быть приемлемыми для тех, кому приходится их достигать, и для субъектов, взаимодействующих с вузом (учредители, деловые партнеры, потребители образовательных услуг, потребители образовательного продукта).

Категория целей в общей теории управления социальными системами, в том числе вузами, имеет множество аспектов. В данной работе не ставится задача исследования проблем методологии целеобразования, систематизации, структуризации, иерархического взаимосогласования целей, методов их описания и анализа. Каждый из указанных вопросов требует самостоятельного глубокого изучения.

Целевая модель вуза рассматривается нами в аспекте ее основополагания для конкретизации проблем, ограничений, условий деятельности с последующей трансформацией в задачи, которые надо выполнить в сфере его деятельности как хозяйствующего субъекта. В соответствии с данным подходом нами разработана целевая модель вуза, представленная на рисунке.

Целевая модель вуза как хозяйствующего субъекта

Концептуальную основу для построения целевой модели вуза как хозяйствующего субъекта образуют следующие исходные положения:

– признание определяющего значения внешней заданной цели для вуза как учреждения;
– признание определяющей роли миссии вуза и дерева целей основной деятельности по отношению к сфере его экономической деятельности;
– рассмотрение в качестве основных координат целеполагания таких параметров как объем денежных средств, временной регламент их движения, сбалансированность доходов и расходов;
– выделение целей вуза в сфере экономической деятельности и целей управления этой деятельностью в вузе.

Представленная целевая модель вуза разработана нами с учетом трех основных координат целеполагания: объема денежных средств, временно?го регламента их движения, сбалансированности доходов и расходов.

Как показывает практика, указанные координаты определяются сущностью и назначением денежных ресурсов в вузе. Все указанные координаты взаимосвязаны и взаимообусловлены, в связи с чем при определении основной цели деятельности вуза как хозяйствующего субъекта их следует рассматривать как систему условий.

Учитывая все обозначенные координаты целеполагания, определяем общую цель управления в сфере деятельности вуза как хозяйствующего субъекта следующим образом: разработать и реализовать эффективный механизм управления организационно-экономическими отношениями, в результате функционирования которого вуз может добиться социального эффекта, устойчивых конкурентных преимуществ, расширяя свои возможности для инвестирования средств в основную деятельность.

При этом социальный эффект отражает способность вуза сохранять и развивать себя как общественно значимый институт, выполняющий заданный ему социальный заказ. Указанная общая цель управления должна быть реализована посредством разработки и реализации организационно-экономического механизма, обеспечивающего решение конкретных задач управления. Как категории управления цели лежат в основе формулирования конкретных задач управления в сфере деятельности вуза как хозяйствующего субъекта.

Исходя из своего практического опыта представим ряд экономических целей вуза в обозначенных выше координатах целеполагания и сформулируем задачи управления, решение которых обеспечивает достижение поставленных целей (таблица).

Экономические цели вуза и задачи управления

Цель
Задачи
1. Обеспечить необходимый объем ресурсов для всех видов деятельности вуза
1.1. Диверсификация источников доходов.
1.2. Оптимизация структуры доходов.
1.3. Обоснование целевого использования средств
2. Сбалансировать доходы и расходы
2.1. Разработка бюджета вуза, сбалансированного по доходам и расходам.
2.2. Соблюдение бюджетного регламента и бюджетной дисциплины, целевое, сбалансированное по объемам и срокам, использование денежных средств всеми субъектами внутривузовской среды.
2.3. Формирование резервов для адекватной реакции на изменение условий внешней и внутренней среды.
2.4. Минимизация риска при осуществлении расходов.
2.5. Обеспечение ритмичности расчетно-платежных операций, своевременное выполнение обязательств по платежам.
2.6. Своевременная мобилизация необходимых ресурсов на стратегически важных и тактически необходимых направлениях развития вуза
3. Создать условия для формирования устойчивых организационно-экономи­ческих отношений в вузе
3.1. Проектирование организационно-экономической структуры.
3.2. Децентрализация ресурсов, делегирование управленческих полномочий центрам финансовой ответственности в структуре вуза.
3.3. Распределение ресурсов в организационно-экономической структуре вуза на основе баланса интересов ее субъектов.
3.4. Перераспределение ресурсов с учетом социальных и организационных условий, а также рыночных факторов для стимулирования основной и обеспечивающей деятельности вуза.
3.5. Достижение прозрачности экономического состояния вуза для принятия решений на всех уровнях управления.
3.6. Координация организационно-экономических отношений всех субъектов внутренней среды вуза по поводу распределения, перераспределения, использования средств.
3.7. Обеспечение достоверности, обоснованности и ясности планов экономической деятельности.
3.8. Организация своевременных денежных потоков, эффективных по объему, структуре, технологии, формату документов
4. Сформировать систему правового и администра­тивного обеспечения экономической деятельности во внутренней среде вуза
4.1. Определение регламента экономической деятельности подразделений, формата и состава отчетов, системы их контроля.
4.2. Разработка системы анализа состояния и результатов деятельности вуза как хозяйствующего субъекта и его подразделений.
4.3. Разработка регламента и технологии выделения центрам затрат ресурсов, необходимых им для реализации своих функций.
4.5. Формирование системы прав, обязанностей, меры ответственности руководителей всех уровней за результаты своей экономической деятельности

Подчеркнем принципиальную особенность сформулированных задач: все они несут содержательную нагрузку и целевую установку не только для субъекта административной власти в вузе, но и для всех структурных подразделений как центров ответственности.

Основная функциональная направленность результатов решения указанных задач связана с реализацией функций координации и регулирования экономической деятельности подразделений вуза в условиях интегрированной системы управленческих отношений. Обе указанные функции реализуются в процессе планирования, учета, контроля, анализа экономической деятельности, что требует применения конкретных и специальных приемов организации, а также мотивации подразделений вуза.

Определение целей и постановка соответствующих им задач – необходимое условие для разработки механизма управления вузом как хозяйствующим субъектом.

Литература

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации.  М.: СИРИН, 2002. 256 с.
2. Волкова В.Н. Структуризация целей в системе управления высшей школой: Из истории вопроса. Пб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. 79 с.
3. Материалы заседания Государственного Совета РФ и официальные документы. М., 2001. Август.
4. Тамбовцев В.Л. Анализ целей в экономике. М.: Экономика, 1982. 136 с.
5. Теория организации / Под ред. Т.Ю. Иванова СПб.: Питер, 2004. 269 с.

 

 

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты