д-р экон. наук, профессор, ректор ВЗФЭИ, заслуженный деятель науки РФ, президент ИПБ России (Москва)
История создания Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ) насчитывает 10 лет. Это совсем небольшой срок по сравнению с подобными профессиональными объединениями в других странах. Например, Институту присяжных бухгалтеров Шотландии в 2004 г. исполнилось 150 лет.
На стадии становления деятельность ИПБ была направлена на то, чтобы добиться признания со стороны бухгалтерского сообщества и органов исполнительной власти федерального и регионального уровня. Бухгалтеров-практиков поначалу привлекало не столько членство в Институте, сколько возможность получить через ИПБ России аттестат профессионального бухгалтера, который на рынке труда уже достаточно высоко ценился. Роль же ИПБ России в поддержании профессионального уровня бухгалтеров, а также в вопросах соблюдения Кодекса этики профессионального бухгалтера слабо осознавалась и профессиональным сообществом, и работодателями. За прошедшие годы Институту в значительной степени удалось сломать сложившиеся в этой части стереотипы.
За время своего существования Институтом аттестовано около 200 тыс. чел., а его действительными членами на сегодняшний день числятся 116 тыс. чел. Таким образом, ИПБ стал самым большим по численности профессиональным объединением в России. И это, несомненно, общий наш успех, хотя немалая доля его участников относится к своему членству чисто формально – не выполняют уставные требования: не платят членские взносы, не повышают своевременно свою квалификацию.
Мы уже начали работу по устранению этого негативного явления, значительно ужесточен порядок включения в реестр членов ИПБ России. Так, в соответствии с этим порядком в указанный реестр включаются только те, кто оплатил членский взнос до 31 марта текущего года. Сегодня работодатель при приеме на работу на должность главного бухгалтера требует аттестат профессионального бухгалтера, а не его характеристику как члена ИПБ. Однако аттестат, как и диплом о высшем образовании, свидетельствует лишь о наличии определенных знаний на момент их получения. В этой связи необходимым представляется вовлечение бухгалтеров в систему непрерывного профессионального образования, обеспечение контроля за выполнением ими норм профессиональной этики и оценка их активности в развитии бухгалтерской профессии.
Поручительство профессионального сообщества за своего члена, по нашему мнению, значительно повышает ценность специалиста на рынке труда, и наша задача – довести это до понимания работодателей. Поэтому в программе развития ИПБ России заявлено о необходимости изменения менталитета работодателей с тем, чтобы они обращались при приеме на должность главного бухгалтера за характеристикой со стороны ТИПБ и ИПБ России, отражающей вопросы соблюдения членами ИПБ уставных требований в части повышения квалификации, соблюдения этических норм, участия в методологической и иной работе Института и т.п.
Особое значение в становлении ИПБ России сыграли учебно-методические центры (УМЦ), аккредитованные при ИПБ (сегодня их около 400). С глубоким удовлетворением можно отметить, что практически при всех вузах страны, где готовятся бухгалтерские кадры, созданы УМЦ по подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров. ИПБ России отказался от дорогостоящего и малоэффективного административного контроля за их деятельностью и сосредоточил все свои усилия на контроле за качеством подготовки профбухгалтеров путем введения жесткой независимой системы их аттестации. За пять последних лет мы неоднократно вносили изменения в систему аттестации профессиональных бухгалтеров, что, безусловно, способствовало повышению эффективности и качества работы УМЦ.
Основная цель начального этапа существования Института заключалась в том, чтобы убедить работодателей принимать на работу преимущественно аттестованных бухгалтеров, не только имеющих необходимые знания, но и поддерживающих их в актуальном состоянии. Эту задачу мы в первом приближении выполнили. По данным Минфина России, нам необходимо было подготовить около 120 тыс. профессиональных бухгалтеров. Мы значительно перевыполнили эту цифру. Теперь нам предстоит преодолеть новый рубеж и сориентировать УМЦ на передачу слушателям не только новых знаний, но и практических навыков.
Это требует внесения значительных изменений в программы обучения профессиональных бухгалтеров и экзаменационные задания, в критерии отбора профессорско-преподавательского состава, в подготовку учебно-методических пособий. Вообще, придется изменить всю систему проведения экзаменов и приблизить ее уровень к мировым стандартам (таким, например, как системы, принятые АССА или CIPA). Экзамены будут сдаваться отдельными блоками, и аттестация станет многоуровневой. Следовательно, специалистам будет присваиваться разная квалификация, что позволит полнее удовлетворять требования работодателей.
А поскольку решить эту задачу без высококвалифицированных преподавательских кадров невозможно, одним из важнейших направлений работы Института мы считаем создание системы отбора профессорско-преподавательских кадров, участвующих в подготовке профессиональных бухгалтеров.
Мы уже добились в этом значительных успехов. Созданная система отбора преподавателей, способных вести подготовку профессиональных бухгалтеров по нашей программе, стимулирует преподавателей – членов ИПБ России повышать свою квалификацию. Аттестовано уже более тысячи преподавателей. Но с ними не ведется постоянная методическая работа. Они не обмениваются опытом, у нас отсутствует пока система поощрения и отбора лучших преподавателей.
Для развития такой системы, а также для обеспечения более тесного общения преподавателей предполагается шире использовать отделение бухгалтерского учета, аудита и статистики Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, в состав которого входят уже многие члены Президентского совета ИПБ России. Необходимо создать его филиалы на базе наших ТИПБ. Наиболее достойным преподавателям, а также научным работникам в данной сфере будут присваиваться звания докторов коммерции, членов-корреспондентов и академиков этой Академии. В выпускаемом Академией журнале есть возможность обмениваться опытом работы, публиковать научные статьи. Академией проводятся ежегодные научные и методические конференции преподавателей и ученых по проблематике ИПБ.
Академия будет также способствовать организации конкурсного отбора наиболее достойный учебников и учебных пособий для подготовки профессиональных бухгалтеров.
За последние годы членами ИПБ созданы учебные пособия по всем направлениям подготовки профессиональных бухгалтеров. Но эта работа также требует серьезной корректировки, особенно в связи с новыми задачами перестройки системы подготовки профессиональных кадров.
Организация разработки новых учебников и учебных пособий будет приоритетной задачей в планах как ИПБ, так и Академии экономических наук и предпринимательской деятельности.
С вопросом разработки учебных пособий тесно связана подготовка ситуационных заданий нового поколения для аттестации профессиональных бухгалтеров. В отличие от сегодняшних экзаменационных заданий в виде тестов с возможными вариантами ответов новые экзаменационные задания должны быть построены в форме описания конкретных хозяйственных ситуаций.
Разработать такие экзаменационные задания намного труднее, чем тесты, и от их разработчиков требуется очень высокая квалификация. Поэтому подготовить достаточное количество оригинальных и не повторяющихся заданий вряд ли окажется возможным. Решения этой проблемы во всем мире добиваются путем организации жесткой системы администрирования экзаменов.
Конечно, введение такой системы будет проходить поэтапно с сохранением уже сложившейся системы аттестации. Для совмещения этих систем будет использоваться многоуровневая оценка знаний.
Специалисты, выдержавшие такой экзамен, получат дополнительные возможности для трудоустройства в ведущих компаниях или аудиторских фирмах.
Развитие отделения Академии экономических наук и предпринимательской деятельности призвано способствовать решению еще одной задачи, связанной с совершенствованием научно-методического направления деятельности ИПБ России. Для реализации этого направления в ИПБ создавались экспертные советы. Однако решение научно-методических задач через такие советы не получило пока должного развития.
По нашему мнению, ИПБ России как общественная организация мало приспособлена к решению научных проблем и реализации методических разработок в области бухгалтерского учета. Институт призван выявлять возможности участия своих членов в таких разработках, организовывать их деятельность, а затем предоставлять результаты исследований заинтересованным организациям. Академия экономических наук и предпринимательской деятельности, в которой будут сосредоточены научные и педагогические кадры, сможет, по нашему мнению, способствовать решению этой проблемы.
Еще одно важное направление в деятельности Института – развитие наших территориальных институтов профессиональных бухгалтеров (ТИПБ).
К настоящему времени построение региональной сети практически завершено. В стране уже действуют около 80 территориальных отделений (палат) бухгалтеров и аудиторов.
Выработанная нами политика децентрализации деятельности ИПБ России с наделением территориальных институтов все большими правами себя полностью оправдала. Многие ТИПБ функционируют достаточно уверенно. Их методологическая и финансовая база дает им возможность занять лидирующее положение в развитии бухгалтерского учета и аудита в своем регионе.
Только при оптимальном сочетании усилий по вертикали (ИПБ) и горизонтали (ТИПБ) можно добиться целей, которые поставило Правительство Российской Федерации в Концепции развития бухгалтерского учета и аудита на среднесрочную перспективу. При этом распределение функций регулирования бухгалтерского учета и аудита между государством, саморегулируемой профессиональной организацией (ИПБ России) и ее территориальным подразделением должно согласовываться с Программой развития бухгалтерского учета и аудита на среднесрочную перспективу.
В соответствии с этой программой за государством на федеральном и на региональном уровнях должны остаться правоустановительные и контрольные функции. Правоустановительные функции государства осуществляются в пределах полномочий, определенных соответствующими законами, и функций, которыми Правительство наделило уполномоченный орган – Министерство финансов РФ. Функции последнего включают определение политики государства в области бухгалтерского учета и аудита. Имеется в виду представление в законодательное собрание законов о бухгалтерском учете и аудите, организация разработки стандартов (положений), установление единых требований по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, а также по осуществлению бухгалтерской и аудиторской деятельности.
Конечно, саморегулируемая организация в лице ИПБ России и ее региональные отделения должны активно участвовать в формировании позиции государства путем разработки предложений, формирования мнений специалистов и участников процесса ведения бухгалтерского учета и аудита, а также пользователей бухгалтерских и аудиторских услуг.
Но разработка единой политики в сфере бухгалтерского учета и аудита – только часть проблемы. Главное – довести эту политику до всех участников и пользователей бухгалтерских и аудиторских услуг и добиться, чтобы установленные государством стандарты бухгалтерского учета и аудиторской деятельности выполнялись на практике.
Роль ИПБ и ТИПБ в реализации принятых стандартов бухгалтерского учета и аудита очень велика. В условиях, когда государство снимает с себя ряд избыточных функций, без участия профессиональных объединений обойтись просто невозможно.
Какова же будет наша политика по перераспределению функций регулирования бухгалтерского учета и аудита на новый срок?
Если следовать логике проводимой ИПБ России политики децентрализации своих функций, то за ИПБ должны остаться только общеметодологические и координирующие функции – в целях сохранения единства ведения бухгалтерского учета и организации аудиторской деятельности, а вся текущая работа с членами Института должна будет осуществляться через территориальные структуры.
Основными задачами, стоящими перед ИПБ России на ближайшую перспективу, представляются:
– разработка методических рекомендаций по применению федеральных стандартов бухгалтерского учета и аудита;
– разработка отраслевых стандартов и методических рекомендаций;
– разработка программ повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов (в том числе отраслевого характера);
– обобщение и распространение передового опыта и лучших практик ведения бухгалтерского учета, в том числе определение минимальных требований к технике ведения бухгалтерского учета;
– поддержание связи с международными организациями профессиональных бухгалтеров и аудиторов (IFAC, Европейская ассоциация бухгалтеров и т.п.), а также организациями, устанавливающими общемировые требования к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
– разработка требований и организация единой системы подготовки и аттестации бухгалтеров и аудиторов в целях обеспечения высокого уровня квалификации лиц, желающих профессионально работать в данной сфере;
– установление квалификационных требований к специалистам, оказывающим бухгалтерские и аудиторские услуги, и обеспечение условий, чтобы все члены Института соответствовали этим требованиям.
Как уже было сказано выше, территориальные институты профессиональных бухгалтеров призваны способствовать доведению стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности до непосредственных исполнителей и осуществлять обратную связь между центром и регионами. Но все усилия Института по развитию региональной сети будут тщетны, если наши ТИПБ не завоюют авторитета у бухгалтеров и аудиторов, региональных руководителей, а также в среде пользователей бухгалтерских и аудиторских услуг.
Таким образом, ИПБ России занял достойное место в развитии бухгалтерской профессии в стране. Мы с уверенностью смотрим в будущее, но нам предстоит еще много сделать, чтобы на должности финансового директора или главного бухгалтера работодатели принимали только специалистов – членов ИПБ России.