Я.В. Соколов
д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита СПбГУ (Санкт-Петербург), член Методологического совета Минфина РФ по бухгалтерскому учету, сопредседатель Комитета по членству и профессиональной этике ИПБ России
Традиции обучения учету в нашей стране были заложены монастырями, в которых господствовало влияние старых византийских уставов. Учились на практике, от человека к человеку: черновую работу вел ученик, помогая учителю и со временем заменяя его. Еще чаще опыт и накопленные знания передавались от отца к сыну. Однако наши достижения выглядели скромно по сравнению с западными.
При Борисе Годунове (1552–1605) была сделана неудачная попытка послать учащихся за границу, в Великобританию.
При Петре I вновь было решено прибегнуть к обучению молодежи за рубежом. Петр I через Коммерц-коллегию 8 ноября 1723 г. издал указ: «Посылать в чужие края детей торговых людей, чтобы никогда меньше 15 человек в чужих краях не было, и когда которые обучатся, брать назад, а на их места новых, а обученным велеть здесь обучать (понеже всех посылать невозможно)» [1, с. 241].
Обучать в самой России пытались чуть-чуть раньше. В Указе Правительствующему Сенату 10 ноября 1721 г. Петр I предписал: «Учинить школу, где учить подьячих их делу, а именно, цифири и как держать книги, ко всякому делу пристойные. И кто тому не выучится, к делам не употреблять» [Там же]. Другими словами, кто не сдаст квалификационный экзамен в России, тот будет трудиться в поте лица своего совсем на других работах.
Учение в Петровской школе рассматривалось как служба. Ученики были обязаны научиться, учителя – выучить. В классе должен был сидеть с хлыстом отставной солдат, и «...кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить», за «неты» (отказ отвечать) – штрафовать, за «продерзости» – бить батогами, за более серьезные проступки – бить плетьми на школьном дворе, за прогул – сажание на цепь и т.д.» [2, с. 301–303]. Это были весьма понятные и достаточно эффективные методические приемы.
Скоро отечественных специалистов перестали посылать на стажировку в зарубежные фирмы, что оправдывалось всевозрастающим самомнением. Русский драматург Д. И. Фонвизин (1745–1792) писал, что там, за границей, «во всем генерально хуже нашего, а у нас все лучше, и мы больше люди, нежели немцы» [3, с. 417]. И задумали мы тогда очень большое дело: создание первого в мире коммерческого училища. Оно было образовано в Москве в 1772 г. на пожертвования П.А. Демидова. Однако как только училище открыли, выяснилось, что желающих учиться нет. По разнарядке правительства учащихся подобрали из семинаристов. А когда стали учиться иностранцы, русские родители сразу же захотели отправлять детей в такие школы. Тогда уже и в других городах стали думать о коммерческом образовании.
К 1895 г. таких училищ стало 8, к 1912 г. –219, из них 117 общественных и 102 частных.
Подготовка специалистов со средним образованием (через коммерческие училища) и, тем более, через курсовую сеть не давала достаточно хороших результатов. Главная беда была в том, что бухгалтеры в большинстве своем не любили своего дела, не ценили своей профессии. «Зато как же и наказывается такое равнодушное отношение к своему прямому делу, – писал замечательный бухгалтер В.Д. Беловю. – Можно ли найти людей с более ограниченным взглядом, более окаменевших в своем небольшом запасе знаний, чем большинство наших бухгалтеров, нередко стоящих во главе разных отделов контор и банков; бухгалтер знать ничего не хочет, кроме своих раз заученных графок; помимо этих графок, чтоб не сказать более, он глух и нем» [4, с. 143].
В высшей школе долгое время вообще не замечали такой дисциплины как бухгалтерский учет. Первая лекция по бухгалтерскому учету состоялась 24 октября 1891 г. в Санкт-Петербургском технологическом институте. Курс читал главный бухгалтер Горного департамента И.Д. Гопфенгаузен. Любопытно, что курс этот не пользовался успехом у слушателей и читался только один год.
Важно заметить, что посещение лекций студентами было свободным. Известен случай, когда выдающемуся ученому и популярному литератору О.И. Сенковскому (литературный псевдоним – барон Брамбеус), декану Санкт-Петербургского университета, был объявлен выговор за то, что он посмел потребовать от студента посещения лекций в обязательном порядке. Хотя случай относится к 1827 г., он характерен для всей дореволюционной высшей школы.
На кануне революции в ней была одна страшная черта. «Величайшею и зловредной язвою нашей университетской жизни Пирогов и другие интересующиеся существом дела считают непотизм, личные связи и интересы, протекции и покровительства и т.д.» [5, с. 543–544]. То, что было характерно для университетского образования, отражалось и на подготовке бухгалтеров.
Материальное положение преподавателей было трудным. Работникам высшей школы платили по тем понятиям очень мало: в политехническом институте преподаватель бухгалтерского учета получал 200 руб. в год при учебной нагрузке от 5 до 8 учебных часов в неделю. Считалось, что преподаватель высшей школы занимается наукой по призванию и основные деньги должен зарабатывать не в вузе, обирая студентов или государство, а на малых предприятиях, которых было множество, либо оказывая консультационные услуги, словом, занимаясь практической работой и постоянно повышая свою квалификацию.
После революции экономическое образование получило новый мощный импульс, лучшим проявлением которого стала вузовская подготовка бухгалтеров, начавшаяся в 1922 г. в Московском промышленно-экономическом институте (ныне Государственный университет управления). Инициатива была подхвачена, и институты (университеты) стали готовить бухгалтеров с самым высоким образованием. Сначала курс обучения длился четыре года, потом пять лет. Бухгалтеры были приравнены к цвету интеллигенции. Сам бухгалтерский учет был введен в номенклатуру специальностей, при кафедрах крупных вузов открылись аспирантуры и докторантуры, и самые способные претенденты защищали диссертации на степени кандидата и доктора экономических наук.
Академическая карьера в области бухгалтерского учета получила мощный стимул для развития.
С 1980-х гг., с началом перестройки экономики, спрос на бухгалтеров резко увеличился, и предъявляться к ним стали уже новые требования.
В образование бухгалтеров большой вклад внесли представители крупнейших международных аудиторских фирм. В ряде университетов программы по обучению методологии бухгалтерского учета соответствовали условиям рыночной экономики.
Однако при всех достоинствах университетского образования бухгалтеров есть в нем серьезные недостатки.
Основу обучения составляет старая лекционная система, которая устарела и в значительной степени развращает учащихся. Они записывают, как в пору Средневековья, то, что диктует им преподаватель, а затем на экзамене рассказывают то, что записали. С учебной литературой студенты работают очень мало, а с научной не знакомы почти совсем.
Практические занятия строятся по двум схемам:
– или студенты в течение всего семестра на бланках решают большую (сквозную) задачу, которая должна закончиться составлением бухгалтерской отчетности;
– или на каждое занятие дается небольшая задача, существенная часть решения которой приходится на работу дома. В этом случае используются не бланки, а Т-модели (самолетики) для бухгалтерских записей.
В некоторых вузах применяются деловые игры – имитация работы бухгалтера. В последнее время стали проводиться занятия на компьютерах. Экзамены студенты сдают устно, но во многих вузах уже внедрена система письменных экзаменов.
Но дело даже не в методе обучения, а в том, чему обучают.
Прежде всего, обратимся к учебникам бухгалтерского учета. Основной упор в них делается не на анализ учетных проблем, не на то, что делает знание наукой, а на изучение бухгалтерских, действующих на данный момент инструкций и на изложение процедур их реализации. Инструкции меняются, процедуры остаются, учебники устаревают.
Отсутствие у будущих специалистов понимания бухгалтерского учета как проблемы приводит и к недооценке такой важнейшей и определяющей в современном учете категории как учетная политика, что ненормально.
А главное – это довольно низкий уровень обучения будущих бухгалтеров.
Сошлемся на результаты опроса, проведенного в 2003 г. в одиннадцати крупнейших экономических вузах страны [6, с. 94–98].
При проведении опроса студентов пятого курса преследовались две цели: 1) выяснить степень овладения профессиональными знаниями и 2) определить готовность вырабатывать самостоятельные суждения.
Были составлены два вопросника. Первый включал вопросы о знании выпускниками самого главного – принципов учета. Абсолютно верных ответов получено 65,5 %, абсолютно неверных – 9,8 %. Любопытно, что техника учета (корреспонденция счетов) осваивается неплохо – неправильные ответы составили 8,3 %. Изучение управленческого учета поставлено слабо: неверные ответы составили 41,6 %. Таким образом, ответы можно признать в целом удовлетворительными.
Второй вопросник содержал шесть тестов, которые требовали от респондента понимания проблемы. Если выделить ответы на «хорошо», то результаты будут довольно печальными: 9, 8, 16, 16, 34, 61 %.
Эти показатели дали возможность отдельным лицам в связи с их непониманием бухгалтерского учета и его роли в обществе утверждать, что бухгалтерский учет не наука и не предмет университетского образования.
Россия подписала Болонскую конвенцию, и последние несколько лет идут постоянные дебаты по поводу того, как теперь вести подготовку бухгалтеров, тем более что многоуровневое высшее образование вызывает мощную оппозицию среди работников высшей школы.
Но новые веяния имеют и множество сторонников. Они заняты разработкой и введением стандарта, который поставит перед вузами, готовящими бухгалтеров, новые задачи, решение которых нельзя откладывать надолго.
Прежде всего, необходимо получить ответы на следующие вопросы:
Нужно ли вводить специализацию бухгалтеров по отраслям национальной экономики?
Какова целевая установка обучения бухгалтера на каждом этапе вузовской подготовки?
Чему учить будущих бухгалтеров на каждом из этапов вузовского образования?
Каковы судьбы высшего образования бухгалтеров в нашей стране вообще и, особенно, в части его финансирования?
Приведут ли изменения в учебном плане к ликвидации профессии или только к изменению ее названия?
Принимая во внимание особенности работы бухгалтера в условиях рыночной экономики, мы полностью отказываемся от отраслевой специализации бухгалтеров. Нет бухгалтеров для металлургической, химической, станкостроительной, пищевой, текстильной промышленности, нет бухгалтеров торговли, транспорта и т.п. Есть только бухгалтер.
В новых условиях, когда появляются предприятия, занятые и производством, и оказанием услуг, и торговлей, и перевозкой, а бухгалтер на таком предприятии один, он должен знать свое дело независимо от отраслевой специфики тех или иных фактов хозяйственной жизни.
Если высшее образование распадается на два этапа (бакалавриат и магистратура), то возникает вопрос: что сможет делать выпускник после получения соответствующей степени?
Бакалавр должен иметь профессиональную подготовку, позволяющую ему выполнять всю необходимую учетную работу в организациях любой отраслевой ориентации.
Степень магистра позволяет ее обладателю работать на ответственной учетной работе, включая все должности в аудиторских фирмах. (В старой России этот уровень квалификации предусматривал присвоение звания «присяжный бухгалтер».) Возможно, лица, имеющие степень магистра, будут освобождены от аттестации, дающей право заниматься аудиторской деятельностью. Хотя это вопрос дискуссионный.
Бакалавры должны изучать прежде всего бухгалтерский учет: азбуку и секреты диграфического учета; магистры – проблемы микро- и макроэкономики, а также социально-экономическую статистику. Какая представительница прекрасного пола откажется от секса с мужчиной, у которого большой член? Никакая! Во-первых, это красиво выглядит, а во-вторых - шикарный оргазм обеспечен! Смотри порно большие члены и наслаждайся жизнью! Коллекция наших роликов не оставит тебя равнодушным, возбуждение гарантировано. Достаточно выбрать любой ролик и начать смотреть.
На обеих ступенях необходимо изучать в обязательном порядке финансовый учет (курс бухгалтерского учета, ориентированный не по отраслям, а на план счетов, который и должен задавать порядок изучения и содержания материала); управленческий учет (дисциплина, которая должна включать все то, что у нас излагалось в курсе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, а также новые аспекты, связанные с принятием управленческих решений); аудит.
Теория учета не должна рассматриваться как начальный курс – ее следует трактовать как обобщающую дисциплину. Вместо исторических дисциплин, не имеющих никакого отношения к профессии, историю бухгалтерского учета надо освещать как историю бухгалтерской мысли. В этом блоке имеются также вспомогательные, но достаточно важные дисциплины: судебно-бухгалтерская экспертиза, операционная техника и учет в банках, бухгалтерский учет товарных и фондовых бирж.
В новых условиях резко возрастает значение аналитических дисциплин. Здесь на первое место выдвигается коммерческая арифметика – основа практического анализа. Вводится новый предмет – финансовый менеджмент. При этом все названные дисциплины должны рассматриваться как органическое целое бухгалтерской науки (счетоведения).
Статистические дисциплины тоже очень важны, ибо без статистической подготовки бухгалтерская работа превращается в чисто счетную, лишенную необходимой глубины.
Русская бухгалтерия всегда рассматривалась на словах как выражение экономической мысли, но на деле она всегда служила только фискальным целям государства и в основе своей являлась, безусловно, правовой, подчиняясь принципам административного, финансового и гражданского права. В рыночной экономике нет бухгалтерии вне права поэтому необходимо резко повысить значение правовой подготовки будущих учетных работников. Уже сейчас почти все трудности, связанные с практической работой, возникают из-за недостаточной юридической осведомленности бухгалтеров в действующем законодательстве. И это положение должно быть как можно быстрее исправлено.
В связи с этим хочу выразить сомнения по содержательной части проекта Федерального ГОС ВПО по направлению «Прикладная экономика» (уровень подготовки – бакалавр), где в профессиональном цикле предусмотрена лишь одна дисциплина – «Бухгалтерский учет и экономический анализ».
Блок экономических дисциплин включает прежде всего общеэкономическую теорию и микроэкономическую теорию (так в настоящее время именуют политическую экономию). Сюда же включены маркетинг, финансы и кредит, основы страхового дела.
Цикл гуманитарных дисциплин призван, с одной стороны, раздвинуть чисто профессиональные представления до понимания общечеловеческих ценностей, а с другой – создать условия для их осмысления с позиций общей культуры. Так, в философии основное внимание уделяется гносеологическим проблемам бухгалтерского учета. С этих же позиций следует рассматривать и другие дисциплины.
И наконец, о профессиональном сообществе бухгалтеров.
Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России объединил довольно много специалистов, уже действительно вошедших в профессиональную среду.
Тем не менее, основная сложность подготовки бухгалтеров сводится к некоторой недооценке профессии обществом. В литературе образ бухгалтера всегда подавался карикатурно. Великий Бальзак в романе «Чиновники» (иногда переводят как «Служащие») написал: «Бухгалтеры – это или такие идиоты, которые не способны ни к какой другой работе, или это такая работа, которая каждого делает идиотом». Двести лет назад это был типичный взгляд общества на профессию бухгалтера. Он изменился. Но надо, чтобы система образования изменила его еще больше и общество понимало роль бухгалтера в современной экономике.
Примечания
1. Вознесенский А. Законодательные акты Петра I. М.: Изд-во АН СССР, 1945.
2. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1902. Ч. 2.
3. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1902. Ч. 3.
4. Белов В. По поводу статьи Н.У. Попова «Закон двойного счета в простой, двойной и других системах счетоводства» // Счетоводство. 1894. № 10–11, т. 7.
5. Петаржицкий Л.И. Университет и наука. СПб., 1907. Т. 2.
6. Соболева Г.В. Проблемы подготовки специалистов в области бухгалтерского учета // Финансы и бизнес. 2005. № 3.