д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой анализа хозяйственной деятельности и аудита СГСЭУ, президент Саратовского ТИПБ (Саратов), член Президентского совета, сопредседатель Комитета по финансовому менеджменту ИПБ России
Реалии рыночной экономики требуют пересмотра многих традиционных подходов к оценке экономической эффективности бизнеса. В практике экономического анализа в качестве одного из критериев оценки эффективности уже много лет применяются показатели добавленной стоимости. Такие показатели традиционно используются в экономических исследованиях для анализа структуры доходов, деловой активности и эффективности деятельности предприятий, их зависимости от внешних условий. Особое распространение эти показатели получили в статистике благодаря внедрению в отечественную практику системы национальных счетов.
Один из ключевых показателей современной экономической статистики – валовой региональный продукт (ВРП) – основан на определении добавленной стоимости, созданной в различных отраслях и секторах экономики. При этом информационной базой для исчисления ВРП является статистическая отчетность предприятий о затратах на производство.
Сам факт формирования добавленной стоимости в рамках отдельных экономических субъектов обусловливает высокую и многоаспектную аналитическую ценность этого показателя для изучения их хозяйственной деятельности. С одной стороны, добавленная стоимость отражает вновь созданную на предприятии стоимость без учета затрат чужого овеществленного труда (но с учетом начисленной амортизации внеоборотных активов). С другой стороны, добавленная стоимость представляет собой валовой доход производителя, предназначенный для оплаты используемых факторов производства.
В практике планирования и анализа хозяйственной деятельности исчисление добавленной стоимости применялось для расчета таких известных показателей как нормативная стоимость обработки, нормативная чистая продукция и т.п. При этом добавленная стоимость всегда определялась как разность между выпуском продукции, работ, услуг и стоимостью товаров и услуг, потребленных в производственном процессе.
По данным финансовой отчетности предприятий в соответствии с международными требованиями выпуск продукции, работ и услуг определяется как сумма выручки от продаж, прироста остатков готовой продукции на складе, затрат в незавершенном производстве и полуфабрикатов собственного производства (объем продукции в действующих ценах, традиционно исчисляемый прямым счетом, не всегда совпадает с объемом той же продукции в рыночных ценах и может искажать размер реальной добавленной стоимости). Из определенного таким образом выпуска продукции вычитается промежуточное потребление в виде материальных затрат и оплаты внешних нематериальных услуг (за исключением услуг производственного характера и материальных затрат, связанных с капитальным и средним ремонтом основных фондов, а также платы за использованное природное сырье).
Поскольку все исходные данные для расчета указанных выше параметров могут быть получены в системном бухгалтерском учете, подобный подход к исчислению добавленной стоимости и его использованию в анализе вполне обоснованно считается «бухгалтерским».
Анализ подобных традиционных показателей добавленной стоимости безусловно важен для оценки эффективности хозяйственной деятельности организаций, выбора оптимальных управленческих решений и в этом качестве достаточно привычен для отечественных экономистов. Но в условиях рыночных отношений расширение круга пользователей аналитической информации ставит перед анализом и новые задачи, для решения которых нужны новые показатели добавленной стоимости.
С позиций собственников предприятия или его потенциальных инвесторов оценка результативности организации, как правило, базируется на показателях прибыли и рентабельности. Для них очень удобным инструментом оценки эффективности бизнеса является показатель рентабельности собственного капитала, исчисляемый как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала (ROE – return on equity).
Однако очевидно, что получение прибыли сопряжено не только с необходимостью уплаты налогов и других обязательных платежей, но и с определенными затратами на обслуживание привлекаемых финансовых ресурсов. Поэтому для оценки рентабельности бизнеса с позиций собственников предприятия в международной практике все чаще применяется показатель экономической добавленной стоимости (economic value added) – EVA. Суть концепции EVA в том, что компания рассматривается как некий проект с первоначальным капиталом, привлечение которого требует определенных затрат. Разность между доходностью проекта (компании) и стоимостью вложенного в него капитала и составляет величину экономической добавленной стоимости.
Показатель экономической добавленной стоимости в общем виде представляет собой прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов и платы за весь инвестированный в это предприятие капитал (заемный и собственный). Подход к использованию такого показателя в качестве критерия оценки эффективности в большей степени является «экономическим», заметно отличаясь от традиционного «бухгалтерского» подхода. Отсюда и название этого показателя. Ведь с позиций собственников эффективность деятельности предприятия и соответствующих инвестиций в него оценивается путем сопоставления с альтернативными вариантами вложений, показатели которых по определению не могут отражаться в бухгалтерском учете.
Использование EVA для оценки эффективности основывается на концепции максимума чистой текущей стоимости (NPV – net present value) по различным инвестиционным проектам. В данном случае речь идет об оценке превышения доходности инвестированного капитала над его стоимостью, и собственник вправе считать, что деятельность предприятия только тогда результативна, если ему удается заработать чистой прибыли больше, чем принесло бы вложение этого же капитала по иному варианту.
EVA = Прибыль от обычной деятельности – Налоги и другие обязательные платежи –
– Инвестированный в предприятие капитал (сумма пассива баланса за вычетом беспроцентных краткосрочных кредиторских обязательств) • Средневзвешенная цена капитала (WACC – weighted average cost of capital). (1)
Исчислить экономическую добавленную стоимость можно разными путями, в частности следующим образом:
EVA = (P – T) – IC • WACC = NP – IC • WACC = (NP / IC – WACC) • IC, (2)
где Р – прибыль от обычной деятельности;
Т – налоги и другие обязательные платежи;
IC – инвестированный в предприятие капитал;
WACC – средневзвешенная цена капитала;
NP – чистая прибыль.
Отсюда вытекает, что
EVA = (NP / IC – WACC) • IC = (ROI – WACC) • IC, (3)
где ROI – рентабельность инвестированного капитала (return on investment).
Из формулы (3) следует, что важную роль в формировании EVA играют структура источников финансовых ресурсов предприятия и цена этих источников. Величина EVA позволяет ответить на вопрос инвесторов, собственников предприятия о том, какой вид финансирования (собственное или заемное) и какой размер капитала необходимы для получения определенного значения прибыли. То есть EVA определяет линию поведения собственников, направляющих капиталы инвесторов в данное предприятие либо переадресовывающих их другим предприятиям для обеспечения более высоких показателей доходности.
При этом средневзвешенная цена капитала исчисляется при помощи формулы:
WACC = Pзк • dзк + Рск • dск, (4)
где Pзк – цена заемного капитала;
dзк – доля заемного капитала в структуре капитала;
Рск – цена собственного капитала;
dск – доля собственного капитала в структуре капитала.
Таким образом, абсолютная сумма полученной за период экономической добавленной стоимости может быть представлена в виде следующего уравнения:
Экономическая добавленная стоимость = Чистая прибыль предприятия –
– (Cредневзвешенная цена капитала • Среднегодовая стоимость инвестированного капитала). (5)
Тогда одним из способов оценки рыночной стоимости любого коммерческого предприятия может служить формула:
Рыночная стоимость предприятия = Чистые активы баланса + EVA будущих периодов, приведенная к настоящему моменту времени. (6)
В соответствии с формулой (6) рыночная стоимость предприятия может превышать балансовую стоимость чистых активов или быть меньше ее – в зависимости от будущих прибылей предприятия. Сущность EVA проявляется именно в том, что этот показатель отражает прибавление к рыночной стоимости и эффективность деятельности предприятия через оценку его рынком.
Возможны три варианта взаимоотношений поведения собственников и значений показателя EVA:
1. EVA = 0, то есть WACC = ROI, иначе говоря, рентабельность инвестированного капитала равна стоимости привлечения этого капитала; тогда рыночная стоимость предприятия равна чистым активам баланса. В этом случае рыночный выигрыш собственника при вложении его средств в данное предприятие равен нулю. Он может эти же деньги поместить на банковский депозит и иметь те же доходы.
2. EVA > 0, то есть ROI > WACC. Прирост рыночной стоимости предприятия над балансовой стоимостью чистых активов стимулирует собственников вкладывать в данное предприятие все больше средств.
3. EVA < 0, то есть ROI < WACC. Это ведет к уменьшению рыночной стоимости предприятия, так как затраты на привлечение капитала превышают его отдачу. Собственники теряют вложенный в это предприятие капитал за счет потери альтернативной доходности, что стимулирует их к принятию решения о переброске своих капиталов в другое, более эффективное предприятие.
Из выявленной зависимости рыночной стоимости предприятия от значений показателя EVA следует вывод о том, что предприятие должно прогнозировать и планировать будущие значения EVA для воздействия на политику собственников и потенциальных инвесторов по вложению своих средств. Ожидание будущих значений EVA существенно сказывается на динамике цены акций предприятия (организации). Если такие ожидания неопределенны и противоречивы, то цена акций колеблется хаотически и выявить ее связь с EVA затруднительно.
Задачи предварительного анализа, планирования и оценки добавленной стоимости можно рассматривать как одни из важнейших задач управления современным предприятием. Поэтому EVA следует использовать как перспективный инструмент мотивации менеджеров, ответственных за управление доходами предприятия.
Из приведенных выше формул следует, что возможны различные пути повышения уровня EVA:
– увеличение чистой прибыли при использовании прежнего объема инвестированного капитала (то есть повышение его рентабельности за счет освоения новых видов продукции, освоения новых сегментов рынка или более рентабельных смежных звеньев научно-технической, производственно-технологической и сбытовой цепочки);
– уменьшение объема используемого капитала при сохранении прибыли на прежнем уровне за счет ликвидации недостаточно прибыльных сфер деятельности (в том числе незагруженных производственных мощностей, неэффективных подразделений и т.п.);
– уменьшение цены капитала, то есть расходов на его привлечение за счет изменения структуры капитала предприятия (организации).
Третий путь возможного роста EVA до сих пор вызывает споры. Популярная ныне теория Модильяни – Миллера отрицает зависимость цены капитала от его структуры, так как, по мнению сторонников этой теории, с ростом доли более дешевого заемного капитала будет возрастать цена собственного капитала, поскольку собственники будут требовать повышения дивидендов для компенсации возрастающего финансового риска.
В любом случае все пути повышения EVA могут быть реализованы лишь за счет конкретных организационно-технических и экономических мероприятий. Причем, такие мероприятия могут носить как тактический (в рамках текущей управленческой деятельности), так и стратегический характер (в рамках перспективного управления развитием предприятия).
Использование критерия экономической добавленной стоимости отражает альтернативный прибыльности аналитический подход к оценке эффективности использования инвестированного в предприятие капитала, предполагая переход от расчета рентабельности инвестированного капитала (ROI), измеряемой в процентном выражении, к расчету экономической добавленной стоимости (EVA), измеряемой в абсолютном денежном выражении.
В развитие концепции EVA может быть получен еще один интегральный аналитический показатель, характеризующий добавленную рыночную стоимость компании (MVA – market value added). Этот показатель исчисляется как коэффициент в виде отношения всего капитала, который был инвестирован в компанию с момента ее образования, к рыночной стоимости всех собственных и заемных средств компании. Если коэффициент MVA превысит единицу, то это будет означать, что рыночная стоимость активов меньше инвестированных средств и руководители компании просто «проели» часть капитала акционеров. Чем меньше значение коэффициента MVA, тем эффективней работа менеджеров компании по управлению ее капиталом с точки зрения акционеров. Для наглядности может быть исчислен и обратный MVA показатель с противоположными оценками его возможных значений.
Очевидно, что широкое развитие корпоративных структур в экономике нашей страны делает весьма актуальным использование зарубежного опыта и внедрение концепции экономической и рыночной добавленной стоимости в практику аналитической работы современных отечественных профессиональных бухгалтеров и финансовых менеджеров.