П.Г. Бойчук - генеральный директор Дальневосточного завода энергетического машиностроения (Хабаровск)
Классическое IPO (от англ. initial public offering) означает публичное размещение дополнительного выпуска акций, который проходит государственную регистрацию. В отличие от доразмещения (follow-on) при IPO вывод акций на биржу осуществляется впервые. Если акционеры предлагают к продаже принадлежащие им акции, то это уже secondary public offering (SPO) – реализация компанией ранее эмитированных бумаг.
Публичная продажа акций ставит целью не только привлечение предприятием финансовых ресурсов для своего развития. Попутно его руководство получает возможность оценить свой статус собственника (бизнес-имидж), а также может использовать акции в качестве инструмента слияний/поглощений. Процесс IPO довольно длителен (иногда до двух лет), имеет затратный характер и не дает полной гарантии благоприятного исхода при размещении акций на рынке.
Подготовка к IPO начинается, как правило, с оценки бизнеса эмитента и согласования параметров и структуры размещения. До этого на конкурсных началах набирается штат консультантов. Для обеспечения прозрачности бизнеса эмитента проводят консолидацию активов и структурирование бизнеса по наиболее важным направлениям и работают над улучшением корпоративного управления. В России требования к корпоративному управлению устанавливаются в соответствии с Кодексом корпоративного поведения, утвержденным распоряжением ФКЦБ РФ (ныне – ФСФР) от 04.04.02 г. № 421/р.
К подготовительным процедурам IPO относится еще ряд действий, наиболее важное из которых – подготовка финансовой отчетности (обычно за период не менее трех лет) по стандартам МФСО или GAAP.
На следующем этапе IPO эмитент в лице соответствующего органа корпоративного управления принимает решение о выпуске акций, предоставляет регулятору фондового рынка (Федеральная служба по финансовым рынкам) регистрационные документы, раскрывает необходимую информацию о выпуске и проходит процедуру листинга.
Процесс IPO осуществляется на основе Закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ. По российскому законодательству акционеры обладают преимущественным правом на приобретение акций, размещаемых путем открытой подписки, и нередко полностью выкупают весь выпуск ценных бумаг.
Публичное размещение акций может производиться тремя методами:
– фиксированной цены (fixed price offering);
– аукционным методом (auction IPO);
– книжным методом (book-building IPO).
Данные методы IPO зафиксированы в обзоре Международного института унификации частного права (УНИДРУА) в связи с подготовкой этим Институтом Принципов и правил совершенствования торговли ценными бумагами в странах переходной экономики.
Каждый из указанных методов имеет свои достоинства и недостатки.
Метод фиксированной цены очень прост и относительно дешев. Ведь покупатель определяет только количество приобретаемых акций, которые продаются неограниченному кругу инвесторов по заранее определенной цене. Здесь обеспечивается абсолютная прозрачность процесса реализации акций, а инвесторы имеют равный доступ к этому сегменту рынка. Но, как отмечается в литературе, отсутствие дифференцированного подхода – явный недостаток такого метода IPO (в частности, отсутствует возможность продажи акций стратегическим инвесторам).
Указанный метод характерен для рынков ценных бумаг небольшого объема и невысокой активности.
Аукционный метод заключается в продаже акций тем инвесторам, которые предлагают за них самую высокую цену. Процесс отличается высокой публичностью (открытостью) и дает покупателям этих ценных бумаг равные возможности участия в торгах. Однако аукцион лишает рынок предсказуемости и чреват ценовыми перекосами: цена на одни акции может оказаться завышенной, на другие – заниженной. Здесь также теряется смысл в оценке акций, которую обязательно проводят серьезные инвесторы.
Аукционный метод обычно используется при реализации акций розничным инвесторам, а также когда при продажах применяются Internet-технологии.
Наиболее популярным методом IPO считается в настоящее время книжный метод. Действительно, анализ практики показывает, что во всем мире формирование книги стало самой популярной процедурой придания компании публичного характера.
Эмитент и андеррайтер (или управляющий книгой) за несколько недель до размещения акций соглашаются на ранжирование первоначальной цены, то есть определяют первоначальный диапазон цен. Далее начинается так называемое road-show, в течение которого эмитент и андеррайтер рекламируют размещение акций инвесторам, отобранным андеррайтером исходя из интересов и возможностей этих инвесторов. Перед предложением купить акции андеррайтер закрывает книгу заявок, устанавливает цену и распределяет акции по собственному усмотрению. После этого производится продажа акций и сделка закрывается.
Книжный метод используется, как правило, для крупных выпусков акций и ориентируется на институциональных инвесторов. Этот метод значительно снижает риск недооценки акций. Эмитент и андеррайтер имеют возможность определять круг инвесторов, объем размещения и цену продажи акций, что придает книжному методу максимальную гибкость.
Однако достоинства метода оборачиваются его недостатками. Процедура публичной продажи акций становится непрозрачной, нарушается принцип экономической справедливости: одни инвесторы получают преимущества перед другими. У андеррайтера появляются потенциальные возможности путем сговора с инвесторами «сыграть» против эмитента посредством занижения стоимости акций (underpricing).
В практике правового регулирования зарубежных рынков наметилась тенденция смешения различных механизмов публичной продажи ценных бумаг за счет продажи акций траншами (частями) и применения различных ее методов: один транш с использованием книжного метода, следующий – аукционного метода или метода фиксированной цены. В международной практике стали применять и гибридный метод, включающий книжный метод и открытое предложение акций. Многие пользователи регистрируются на Плей Фортуна казино ,портал, который является безопасным и надежным.
Отмечается, что смешение механизмов публичной продажи акций будет иметь место на уровне самих методов. Например, предлагается аукционный метод дополнить допродажным общением с инвесторами и установлением ограничений на участие в аукционе. В отношении книжного метода предлагается ввести правила, которые обеспечивали бы прозрачность продажи акций таким способом и уменьшали бы тем самым возможности для произвола андеррайтера. Учеными предлагается также закрепить правило о раскрытии информации о понятных критериях выбора инвесторов, в том числе с учетом планов последних относительно ценных бумаг и помощи в определении цены на акции *.
[*] - Туктаров Ю. Методы публичной продажи акций (IPO) [Электронный ресурс]. Режим доступа: .