С.А. Кирилловская - зам. директора по экономике ООО «ФинСервис-Новосибирск»
И.Б. Адова - кандидат экон. наук, профессор кафедры финансов и кредита СШФБД (Новосибирск)
Проблема агентских издержек, связанная с делегированием полномочий по управлению акционерным обществом наемным топ-менеджерам, может быть решена с помощью правильно построенной системы их стимулирования. Это позволит не только уменьшить риски принятия топ-менеджерами решений, невыгодных акционерам, но и привлечь дополнительные капиталы для развития организации.
Возможны различные варианты стимулирования управленческого персонала в рамках конкретной организации. Основным экономическим инструментом мотивации управленческого персонала являются финансовые стимулы, использование которых позволяет увязать благосостояние топ-менеджера с эффективностью функционирования управляемой им бизнес-структуры. При этом вознаграждение топ-менеджмента всегда делится на две составляющие – оклад и переменную часть (последняя зависит от конкретных результатов, полученных организацией в отчетный период).
Наибольшее развитие как на Западе, так и в России в последнее время получил ценностно-ориентированный менеджмент. Суть его в том, что управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости организации и ее акций. Понятие «управление, ориентированное на ценность» (VBM, value based management), предложенное Дж. МакТаггартом с соавторами [15], определяется как подход к управлению организацией, направленный на повышение ее стоимости и максимизацию ценности для акционеров в долгосрочном плане. Становлению данной концепции в немалой степени способствовали А. Раппопорт, Т. Коупленд и Б. Стюарт.
В рамках стоимостной модели организация рассматривается через ценность ее конкурентных преимуществ, создаваемых материальными и нематериальными активами. Управление стоимостью – это ориентация на долгосрочное развитие организации.
Построение механизма управления системой вознаграждения топ-менеджеров
Для управления стоимостью, как и в любом управленческом цикле, необходимо, чтобы функционировала система мотивации. При этом важно, чтобы она была обоснованной, понятной и прозрачной для всех заинтересованных лиц в организации. Руководители должны отдавать себе отчет, что инвестиционные ресурсы для реализации стратегии – это не строка в бюджете, а рынок капитала, где денег много, но они не бесплатны, где инвесторы постоянно ищут возможности для выгодных вложений, но каждый предлагаемый ими рубль имеет свою цену.
Система, построенная на «стоимостной» мотивации, должна прежде всего ориентироваться на экономический результат с акцентом на денежные потоки и стоимость капитала, инвестированного в активы для создания этих потоков.
Поскольку мотивация есть функция общей системы управления, можно построить модель механизма управления вознаграждением топ-менеджеров (рис. 1). При построении данной модели был использован подход, предложенный П. Журавлевым и В. Пакулиным [8]. На входе модели проводится анализ миссии организации, ее внешней и внутренней корпоративной среды, существующего порядка вознаграждения топ-менеджеров в рамках общей системы вознаграждения персонала, рисков, ресурсного потенциала, а также рассматриваются ожидания заинтересованных сторон.
Важным элементом ресурсного обеспечения является нормативно-правовая база, включающая федеральные законы «Об акционерных обществах» (от 26.12.95 г. № 208-ФЗ) и «О рынке ценных бумаг» (от 22.04.96 г. № 39-ФЗ), Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг [2], ряд других постановлений и приказов ФСФР России по корпоративному управлению, а также внутренние (корпоративные) документы организации. Есть желание испытать удачу, стоит зайти на сайт посмотреть рейтинг казино онлайн . Здесь собраны все популярные казино текущего года. А также они расположены по рейтингу, что облегчает поиск и позволяет быстро определиться.
Скачать всю статью(zip, 68 Kb)