Тема: Выбор вида бизнеса (деятельности предприятия).
Цель: Мотивировать студентов на практическое изучение дисциплины «Основы бизнеса» и прохождение тренинга «Основы бизнеса и экономика предприятий».
Задачи:
• побудить интерес и уважение к развитию бизнеса в России;
• исследовать психологические особенности членов, формируемых микрогрупп, посредством тестирования;
• закрепить понятия: сфера бизнеса, вид бизнеса, бизнес – идея; внутренняя и внешняя среда бизнеса;
• мотивировать студентов на исследование мониторинга внутренней и внешней среды, создаваемой виртуальной организации, создание учредительных документов и фирменного стиля.
Тип занятия: Семинар.
Содержание рассматриваемых вопросов:
1. История развития бизнеса в России в 17 веке.
2. Психологические особенности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
3. Условия развития бизнеса.
4. Внутренняя и внешняя среда и факторы воздействия.
5. Взаимодействие предприятий на создаваемом виртуальном рынке.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент (приветствие, определение целей и задач занятия, план проведения занятия, рекомендуемая литература).
2. Формирование микроклимата тренинговой формы проведения занятий (предварительное распределение ролевых функций, создание имиджа предприятия; требования к внешнему виду, правилам общения, ответственности; оформление дневника общения микрогруппы).
3. Доклад по истории развития бизнеса в России в 17 веке (выступление студента, обсуждение оппонентами из других микрогрупп, рецензирование и дополнение преподавателем.)
4. Результаты анкетирования и тестирования предыдущего занятия.
5. Беседа о сферах и видах, условиях организации и ведения бизнеса, о внутренней и внешней среде бизнеса, закрепление и расширение этих понятий, изложенных в лекционном материале.
6. Деловая игра «Предприниматель и организация». Этап №1 (см. Методические рекомендации по проведению игры).
7. Взаимодействие создаваемых предприятий на виртуальном рынке; создание схемы внутренней и внешней среды, мониторинг создаваемых предприятий.
8. Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание: подготовка доклада: Развитие предпринимательства в первой половине 18 века, исследование среды и сбор информации по создаваемому предприятию. Проведение анкетирования на выявление психологических особенностей, способностей к эффективной работе в микрогруппе.
Обеспечение занятия:
1. Методические рекомендации «Основы бизнеса в схемах и таблицах».
2. Методические рекомендации по проведению деловой игры «Предприниматель и организация». Этап №1.
3. Глоссарий «Основы бизнеса и экономика предприятия».
4. Тест Томаса.
5. Контрольные вопросы.
6. Оценочная ведомость группы.
Литература:
1. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160с.
2. Колпаков В.В. Курс предпринимательства в схемах. – Новосибирск. «Экор», 2001.
3. Корниенко Л.А. Колпаков В.В. Основы менеджмента Учебное пособие. – Новосибирск: СИФБД, 2004. – 132 с.
4. Корниенко Л.А. Колпаков В.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие под общей редакцией Владимировой Т.А. – Новосибирск. СИФБД, 2004. – 154 с.
5. Молотов С., Оганесян А. Экономика предприятия (конспект лекций в схемах). – М.: Приор – издат, 2005. – 112 с.
6. В.П. Пугачев Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 285 с. (Серия «Управление персоналом»).
7. Спирин Н.В, Трегубов А.В. Проблемно – хронологический справочник \ под ред. проф. Н.В. Спирина. – М.: Приор – издат, 2004. – 96 с.
8. Трайнев В.А. Учебные деловые nuhs в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 «Педагогика» - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 303 с.
9. Шеметов П.В. Менеджмент: Учебное пособие в схемах, таблицах и рисунках. – М: ИНФРА – М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 176 с. – (серия «Высшее образование»)