Миссия — это система целей предприятия, выраженная в виде единого документа.
Пересмотр миссии и системы целей предприятия является необходимым этапом изменения экономической политики предприятия. Следующим, не менее важным этапом стратегического антикризисного планирования является корректировка миссии предприятия и системы целей.
Менеджер, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа.
Он должен задуматься, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достичь конкурентных преимуществ.
При необходимости надо скорректировать миссию.
Умело сформулированная миссия, которая доступна для понимания и в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений в стратегии. Она может включать следующее:
1. 1. Провозглашение убеждений и ценностей.
2. 2. Виды продукции или услуги, которые предприятие будет продавать (или потребности клиентов, которые предприятие будет удовлетворять).
3. 3. Рынки, на которых будет работать предприятие.
4. 4. Способы выхода на рынок.
5. 5. Технологии, которые будет использовать предприятие.
6. 6. Политика роста и финансирования.
Четко сформулированная миссия вдохновляет и побуждает дает возможность сотрудникам предприятия проявлять инициативу, формирует главные предпосылки успеха деятельности предприятия при различных воздействиях на нее со стороны внешней и внутренней среды.
Затем идет процесс корректировки системы целей (желаемых результатов, которые способствуют выходу из экономического кризиса).
Менеджер сравнивает желаемые результаты и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых результатов, и вносит изменения в систему целей.
Каждое предприятие имеет определенную систему целей.
Они возникают как отражение целей различных групп:
• собственников предприятия;
• сотрудников предприятия;
• покупателей;
• деловых партнеров,
• общества в целом.
Если миссия — это видение того, каким должно быть предприятие в будущем, то система целей (долгосрочные и краткосрочные цели) — желаемые результаты, соответствующие пониманию цели.
Цели являются исходным пунктом систем стратегического планирования, мотивации и контроля, используемых на предприятии.
Цели лежат в основе организационных отношений и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
В любой организации имеется несколько уровней целей, таким образом складывается иерархия целей.
Цели более высокого уровня ориентированы на долгосрочную перспективу.
Они позволяют менеджерам взвешивать влияние сегодняшних решений на долгосрочные показатели.
Цели более низкого уровня ориентированы на краткосрочную и среднесрочную перспективу и являются средством достижения целей высокого уровня.
Краткосрочные цели определяют скорость развития компании, уровень показателей деятельности и результаты, которые нужно достичь в ближайшем будущем.
То, на какой уровень целей ориентируется высшее руководство предприятия, может служить причиной кризисной ситуации.
Очень часто на российских предприятиях менеджеры сосредоточивают свое внимание на краткосрочных финансовых целях, пренебрегая долгосрочными.
Это не совсем правильно, если конечно новое предприятие не планируется как предприятие однодневка.
Процесс стратегического планирования заканчивается формулированием методами стратегического анализа и планирования стратегических альтернатив выхода предприятия из экономического кризиса и осуществлением выбора стратегии.
Начинается процесс определения тактики реализации выбранной стратегии.
Следующие этапы связаны с реализацией кризисной стратегии, оценкой и контролем результатов.