Политические и экономические изменения в стране привели к значительному падению производства на многих относительно "благополучных" предприятиях. Не стала исключением и Компания Славич. Естественно, что падение объемов автоматически повело за собой многие проблемы нашего времени: от задержек зарплаты, до неплатежей в бюджет. Совершенно ясно, что в такой ситуации основной путь выживания должен заключатся в диверсификации производства. Поэтому работа по освоению новых товаров была начата уже в 1992г. Готовились многочисленные программы внедрения нетрадиционных товаров, проводился обмен идей с вузовской наукой, представителями Академии наук. К проработке принимались любые предложения.
Как следствие, после значительного уменьшения в 1992- 93 годах, объемы промышленного производства в 1993 - 94 годах начали постепенно увеличиваться. Но впоследствии мы начали понимать, что есть круг товаров и технологий, которые, не смотря на кажущуюся привлекательность, нам "не по зубам". Дело не только в том, что они требуют значительных затрат, а в том, что эти товары и технология нетрадиционны для нас, не соответствуют потенциалу Компании. В связи с этим в 1993- 94 годах впервые встали вопросы: "Что такое Компания Славич? Для чего мы работаем? В каком направлении развития мы планируем концентрировать ресурсы? Какова стратегия развития и т.д." Попытка ответить на эти вопросы приводила к противоречивым суждениям и формулировкам. Прежде всего, потому, что на предприятии практически отсутствовал опыт стратегического планирования. Мы не были знакомы с порядком и правилами такого планирования, пытались "изобрести велосипед". К разработке такого механизма (алгоритма) планирования подтолкнула нас работа по внедрению системы международных стандартов ISO 9000.
Компания, как и любое другое относительно "благополучное" предприятие советского времени, в свое время занималась разработкой и внедрением комплексной системы управления качеством продукции. К сожалению, в то время формальное отношение к этой работе не позволили нам достичь значимых результатов в части качества продукции, качества управления и качества работы. Понимая, что рыночные условия требуют иного подхода к качеству - как к системе управления процессом, руководство Компании приняло решение и начало работы по разработке системы управления качеством в соответствии со стандартами ISO 9001. Работа над системой качества - тема отдельного разговора. Для данной публикации важно, что в процессе этой работы мы серьезно задумались над процедурой стратегического планирования. Первым, начальным этапом стратегического планирования является такое понятие как Миссия организации. В конечном итоге ОАО «Компания Славич» прошла этап формулирования Миссии и может оказаться, что этот опыт будет полезен другим.
В экономической литературе можно найти различные определения документа под названием Миссия и множество вариантов перечней вопросов, входящих в её структуру. К примеру под Миссией организации понимается: констатация философии и предназначения организации, глобальная цель, система взглядов на положение и роль данной организации на рынке и на перспективы её развития, декларация принципов функционирования организации, действительные намерения руководителей, статус и смысл существования организации и т.д.
В международной практике в миссии, как правило, находят отражения многие из перечисленных выше подходов. В качестве примера приведем несколько выдержек из миссии различных организаций:
• Компания «Форд» ...предоставлять людям дешевый транспорт...
• «Global USA» ...создать супермаркеты для людей с разным уровнем доходов...
• Bosma Industries ...увеличении возможностей слепых или лиц с недостаточным зрением стать в технической, экономической, социальной областях независимыми. Мы достигаем этой цели за счет реализации трех программ:
Профессионально-техническая оценка,
Промежуточная (переходная) занятость,
Услуги по трудоустройству.
• Корпорация «Довгань»...защищенное качество - защищенное здоровье...
• Фирма «Сангвис» ...Обеспечение кровью, компонентами крови, лекарственными препаратами и услугами жителей Екатеринбурга в объеме и по качеству, не уступающим мировым стандартам.
• Институт бизнес- технологий...содействие становлению высокого уровня бизнеса на Урале через обучение и консультирование руководящего состава и ведущих специалистов коммерческих организаций на основе последних достижений мировой науки и современных бизнес-технологий.
• Фирма "Двадцать Четыре"...Стать лидером в обеспечении населения Российской Федерации товарами массового потребления. Работа фирмы основана на принципах сотрудничества, развития, самосовершенствования, коммуникабельности, прогнозирования.
• Зоопарк Монтана ...создать посетителю приятный развлекательный и образовательный опыт, обеспечивая в то же время качественный уход за собранием животных и растений, и надлежащую программу по размножению животных, которые в этом нуждаются.
• Packwell - Центр дистрибуции пластмассовой упаковки ...обеспечить клиентам конкурентоспособную пластмассовую упаковку и качество обслуживания... ...стремится к партнерству с каждым клиентом, чтобы индивидуально подобрать упаковку и обеспечить требования клиента к дистрибуции.
• Компания "Радиан" ...обеспечение региона современными инженерно-техническими средствами охраны ведущих фирм мира, комплексные решения, объединяющие в себе: охранную и пожарную сигнализации, системы видеонаблюдения и ограничения доступа в помещения, а также кондиционирование, освещение и т.п.
• Приватбанк в Крыму ... завоевании и удержании лидирующих позиций на финансовом рынке Украины; содействии экономическому развитию корпоративных и улучшению благосостояния индивидуальных клиентов на основе взаимовыгодного партнерства; предоставлении комплекса качественных банковских услуг на территории Украины.
• Фирма «Константин» Наша цель - комплексное решение Ваших проблем. Мы помогаем создать такой офис, который безусловно будет отвечать всем критериям полезности, удобства, имиджа фирмы. Мы способствуем росту имиджа, авторитета Вашей фирмы.
Как видно из приведенных выдержек, подход к форме и содержанию Миссии чрезвычайно разнообразен, а в ряде случаев напоминает рекламное обращение. Примерно такой базой знаний мы обладали перед первой попыткой формулирования Миссии Компании, которая была предпринята в декабре 1997г. Организационно эта попытка была оформлена в виде Методических Указаний, разработанных в соответствии с ISO 9001. Методическими Указаниями было определено, что первую редакцию Миссии готовит управление маркетинга, впоследствии Миссию рассматривают и утверждает Правление. Все эти положения были выполнены и в феврале 1998г. появился документ под названием «Миссия ОАО «Компания Славич» на период до 2002 года.». Приводить этот документ не имеет смысла, так как впоследствии он был существенно переработан. Основные недостатки заключались в нечеткости, двояком толковании некоторых положений. Причины недостатков заключались в том, что разработка Миссии осуществлялась в промежутке между решением текущих вопросов, а так же в попытке включить в этот документ все, что кажется сегодня важным.
В ноябре 1998г. уточнение Миссии было построено по другому. Во первых, мы выбрали в качестве базовой схему построения Миссии, по приведенной ниже структуре:
• Философия и этика ведения бизнеса. Система ценностей.
• Потребители продукции организации.
• Предоставляемые продукты и услуги.
• Области деятельности и рынки. География рынков.
• Обязательства по стабильности существования и развитию в части клиентов, продуктов и услуг, рынков и технологий.
• Технологии. Отношение фирмы к внедрению передовых технологий.
• Концепция управления. Преимущества в сравнении с конкурентами.
• Заботы фирмы об общественном лице и регионе где ведется бизнес.
• Обязательства перед работниками. Забота о них. Ценность работника для фирмы.
Во вторых, Приказом по Компании была назначена рабочая группа из состава руководящих работников Компании. Одной из задач группы была определена задача формулирования Миссии. В состав рабочей группы был введен координатор рабочей группы, который, имея определенную подготовку в области стратегического планирования и авторитет в Компании, выполнял методические и организующие функции. Рабочая группа предварительно обсудила на своих заседаниях все аспекты приведенной схемы документа и договорилась о содержательной стороне. Это выразилось в формальном ответе на поставленные в схеме вопросы. После конспективного изложения коллективного мнения документ занял более двух страниц печатного текста.
Естественно, в такой редакции документ не мог удовлетворить требований, обычно предъявляемого к Миссии - краткость, лаконичность. Обычно консалтинговыми компаниями рекомендуется методами мозгового штурма доводить текст до «удобоваримого» состояния. В этом случае обеспечивается выбор лаконичных формулировок, а кроме того обеспечивается согласование точек зрения различных работников и выработка обобщенного взгляда на организацию. На собственном опыте мы убедились в том, что наибольшие трудности при разработке Миссии заключаются в различном видении работниками Компании её настоящего и будущего. В этом случае мозговой штурм превращается в излишнюю трату времени.
Мы решили отойти от рекомендуемых схем и приведение текста к лаконичному виду было поручено координатору рабочей группы. Координатор рабочей группы обеспечил неформальное обсуждение подготовленного варианта с работниками Компании, имеющими склонность к аналитическому мышлению. После нескольких вариантов приближения, текст принял форму и содержание, который удовлетворил как состав рабочей группы, так и генерального директора. Рабочая группа рекомендовала к утверждению, а генеральный директор утвердил текст, приведенный ниже.
МИССИЯ ОАО "КОМПАНИЯ СЛАВИЧ"
Философия Компании заключается в обеспечении соответствия собственных целей и долговременных интересов общества.
ОАО "Компания Славич" реализует идеологию “Общей судьбы”, что предполагает сочетание интересов работников, акционеров, поставщиков и покупателей. Для компании одинаково важна прибыль для акционеров и доходы работников, а так же взаимовыгодная совместная деятельность с поставщиками и полное удовлетворение потребностей покупателей.
Концепция бизнеса, реализуемого Компанией, заключается в многопрофильном производстве товаров, обеспечивающих потребности широкого круга покупателей. Нашими покупателями являются:
• Упаковка и упаковочные материалы из полимерных пленок, бумаги, картона и пластмасс | • Предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хлебобулочного производства, фармацевтической и многих других отраслей промышленности, преимущественно, расположенных в центральных регионах РФ. |
• Технические, расходные материалы для наукоемких отраслей промышленности | • Предприятия микро и радиоэлектроники РФ и стран СНГ |
• Светочувствительные материалы на бумажной, пленочной и стеклянной подложке и растворы для их обработки | • Фотографы профессионалы, фото студии, полиграфические производства, медицинские учреждения и другие производства как в РФ, так и странах СНГ. |
• Аудио и видео кассеты, тиражирование аудиозаписей | • Студии аудио и видео записи, торговые предприятия РФ |
· Энергоресурсы | · Региональные потребители, включая муниципальные |
• Материалы для строительной индустрии, в том числе энергосберегающие пленки, теплоизоляционные панели | • Предприятия строительной индустрии и индивидуальные застройщики, расположенные в центральных и северных регионах РФ |
• Расходные материалы для репрографии и офисной полиграфии | • Оптовые центры по дистрибуции офисного оборудования и расходных материалов для них |
ОАО "Компания Славич" развивает производство в других направлениях, ориентируясь на другие группы потребителей:
Конкурентное преимущество товаров компании обеспечивается внедрением систем управления качеством на базе международных стандартов (ISO 9001, TQM, ISO 14000).
Концепция управления Компании Славич, обеспечивающая преимущество перед другими подобными предприятиями, заключается в концентрации ресурсов. Компания является финансовым холдингом для дочерних хозяйственных обществ, зависимых предприятий и головным предприятием для хозрасчетных структурных подразделений.
Мы прекрасно понимаем, что данный текст отражает сегодняшнее видение Компании и может быть изменен. Во всяком случае Миссия будет планово пересматриваться в ноябре 1999 года или ранее при наступлении каких- либо форсмажорных обстоятельств.
В заключении необходимо отметить, что разработка Миссии организации обеспечивает достижение нескольких целей:
• Миссия организации дает субъектам внешней среды представление об организации, её философии, сферах бизнеса, принципах и т.д. Другими словами является общественно- политической характеристикой (визитной карточкой) предприятия.
• Работа над формулированием Миссии и сам документ способствует единению внутри организации, созданию корпоративного духа.
• Миссия создает условия для более эффективного управления организацией, является отправной точкой для разработки стратегических планов, организационной структуры, расширяет смысл и содержание деятельности каждого работника.
А.В.Мурзинов
Маркетинг директор ОАО «Компания Славич»