В современных условиях необходим синтез основных положений разных подходов к управлению развитием. Лидерская модель управления развитием организации, или концепция лидерского потенциала, предполагает моделирование ситуационно - деятельностной среды, формирующей габитус будущих лидеров и адекватной условиям формирования лидерского габитуса педагогов. В основе модели - развитие лидерского потенциала руководителей и сотрудников. От лидерского потенциала субъектов организации во многом зависит её будущее. Если от руководителя и его команды зависит, прежде всего, создание условий для функционирования лидерских габитусов педагогов, то задачей последних видится формирование габитусов будущих лидеров. Активизируется своеобразная "цепная реакция" развития лидерства: руководитель √ лидер создаёт условия для проявления лидерства педагогами, которые стимулируют лидерство учащихся. Особая роль в становлении лидеров будущего отводится педагогическим учебным заведениям: от их выпускников зависит, какими станут в дальнейшем их воспитанники. Построение среды, в которой развивается лидерский габитус обучающихся, функционируют лидерские габитусы педагогов √ центральное звено лидерской концепции управления развитием.
Если руководитель не обладает лидерскими характеристиками, то эффективность организации зависит от отношения между руководителем и неофициальным лидером (лидерами). Лидерство √ внутренний организационный процесс, влияние посредством авторитета личности. Лидерство лежит в основе личного авторитета руководителя, но социальную основу авторитета составляет должность с её правами и обязанностями. С помощью авторитета происходит органичная связь руководства с лидерством. Авторитетный руководитель воспринимается и как лидер, и как должностное лицо, облечённое юридической ответственностью.
Лидерство руководителя в системе образования проявляется при наличии трёх моментов: 1) ситуации, требующей прорыва вперёд; 2) личности, имеющей лидерский потенциал; 3) группы последователей при отсутствии "отторжения" со стороны лидера. Необходимость развития создаёт предпосылки для продвижения √ ситуацию; руководитель или команда руководителей, обладающих лидерскими характеристиками, становятся катализатором развития организации и её участников. Каждый эффективный руководитель должен быть лидером в стратегическом развитии, способным мотивировать сотрудников на достижение долговременных целей. Руководителю для занятия лидерских, а не официальных статусных позиций, требуются соответствующие знания, умения и навыки, качества.
Лидерские характеристики не тождественны требованиям, предъявляемым к руководителю, хотя и совпадают по основным блокам (знания, умения и навыки, качества). Личность, занимающая позицию лидера, выступает как носитель определённых социальных срезов жизни общества. В лидере находят своё концентрированное выражение потребности, ценности и интересы определённых социальных групп, которые реализуются через сформированные у него основные личностные черты. Набор этих личностных качеств имеет конкретно-исторический характер. Лидер - субъект социального управления, имеющий соответствующий габитус, оказывающий посредством авторитета личности социально-эмоциональное влияние на последователей и воспринимающий их в качестве равноправных участников отношений. Лидерство как социально-психологическое явление отражает лишь одну из сторон общения руководителя. Оно свидетельствует о наличии определённых психолого-педагогических качеств.
В соответствии с теорией разделённого лидерства, лидеры в организации берут на себя часть ответственности в какой-либо области. Они отличаются наличием стратегических и ситуационных ресурсов: обладающие первым могут ставить цель и достигать её, обладающие вторым √ нет. Высшее руководство должно иметь стратегический ресурс успеха. Чем более человек менеджер и менее √ администратор, тем меньше он нуждается в философии. У среднего звена должен быть развит ситуационный ресурс. Нельзя "наказывать" специалистов, обладающих ситуационным ресурсом, за отсутствие стратегического. Задача менеджера √ тактическое осуществление политики, продуманной и сконструированной администратором - стратегом. Главное качество лидера √ администратора, чёткое видение цели. Основное качество руководителя √ менеджера - эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную лидером цель. Задача менеджеров заключается так же в мотивировании педагогов и учащихся к предполагаемым изменениям. Приобщение менеджеров к лидерству формируется через обучение, создание социальных норм и традиций общения. Первостепенное внимание следует обращать на обучение их методам решения проблем.
Никакие серьёзные преобразования в образовательном учреждении без участия первых лиц невозможны. Руководители высшего уровня управления √ администраторы - являются самой малочисленной группой управленцев. Их в организации насчитывается не более двух - трёх человек. Их основная задача √ разработка стратегических решений, определяющих содержание работы организации на несколько лет. Принадлежа к высшему руководству, эти управляющие имеют возможность "видеть организацию в целом". Лидер в образовании - это стратег, человек с идеями. В образовательном учреждении стратегические изменения чаще всего предлагаются именно администрацией. Администрация формирует подходы к философии организации, продумывает и формулирует её. Руководитель должен чётко представить своё назначение по отношению к организации, то есть свою личную миссию. Лидер √ администратор при преобразовании учебного заведения идёт по пути, предполагающему в начале формирование собственной, личной миссии, отражающей его уникальность, его личную философию, а затем переходит к формулированию философии организации. Руководитель формирует и развивает свой собственный стиль управленческой деятельности. Ему необходима стратегия личностного развития.
Таким образом, развитие организации возможно через развитие лидерского потенциала всех её субъектов. Для учреждений среднего и высшего профессионального образования это означает необходимость развития лидерских характеристик руководителей, преподавателей и студентов как через спецкурсы, так и через создание в практике образовательного процесса ситуаций, требующих лидерства.
Овсянкин П.Е.
г.Архангельск