Тема: Бизнес – планирование. Маркетинговый план.
Цель: Мотивировать студентов на практическое изучение дисциплины «Основы бизнеса» и прохождение тренинга «Основы бизнеса и экономика предприятий».
Задачи:
• побудить интерес и уважение к развитию бизнеса в России;
• продемонстрировать значение планирования на предприятии, классифицировать виды планов; раскрыть понятия стратегического планирования, ознакомить с содержанием бизнес – плана;
• ознакомить с методикой проведения маркетинговых исследований и составлению плана маркетинга;
• мотивировать студентов на создание бизнес - плана, проведение маркетинговых исследований, плана маркетинга, создаваемого предприятия.
Тип занятия: Семинар.
Содержание рассматриваемых вопросов:
1. История развития бизнеса в России в первой половине 19 века.
2. Понятие и значение планирования. Виды планов.
3. Методы планирования.
4. Стратегическое планирование.
5. Содержание бизнес – плана.
6. Маркетинговые исследования.
7. Маркетинговый план.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент (приветствие, определение целей и задач занятия, план проведения занятия, рекомендуемая литература).
2. Формирование микроклимата тренинговой формы проведения занятий
3. Доклад по истории развития бизнеса в России во второй половине 19 века (выступление студента, обсуждение оппонентами из других микрогрупп, рецензирование и дополнение преподавателем.)
4. Обсуждение результатов работы микрогрупп по теме «Структура предприятия»;
5. Беседа о планировании, как функции управления, содержании бизнес – плана.
6. Работа в микрогруппах по созданию бизнес – плана, проведению маркетинговых исследований.
7. Подведение итогов, выставление оценок.
8. Домашнее задание: подготовка доклада: Развитие предпринимательства в конце19 – начале 20 века, проведение маркетинговых исследований, заполнение табличных форм Приложения (таблицы 1 –9), изучение внутренней и внешней среды создаваемого предприятия.
Обеспечение занятия:
1. Методические рекомендации «Основы бизнеса в схемах и таблицах».
2. Методические рекомендации по проведению маркетинговых исследований и составлению плана маркетинга.
3. Глоссарий «Основы бизнеса и экономика предприятия».
4. Образцы бизнес – планов.
5. Федеральный закон «О рекламе» №38 –ФЗ от 13 марта 2006 года.
6. Контрольные вопросы.
7. Оценочная ведомость группы.
Литература:
1. Акуленок Д.Н, Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. Бизнес – план фирмы. Комментарий методики составления. Реальный пример. - М.: Гном – Пресс, 1998 – 88 с.
2. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160 с.
3. Колпаков В.В. Курс предпринимательства в схемах. – Новосибирск «Экор», 2001.
4. Спирин Н.В, Трегубов А.В. Проблемно – хронологический справочник \ под ред. проф. Н.В. Спирина. – М.: Приор – издат, 2004. – 96 с.
5. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 «Педагогика» - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 303 с.
6. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес – план. Как развернуть собственное дело. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999. – 176 с.