"АУДИТ ФГУП И ОАО"
Проект "Аудит ФГУП и ОАО", осуществляемый аудиторскими организациями под руководством Министерства имущественных отношений - бывшее МИО РФ - теперь - проект, имеющий исключительно важное государственное значение, который может быть поручен только положительно зарекомендовавшим себя аудиторским организациям. И оказывая порученные нам услуги мы старались стараемся всегда ответственно подходить к своей работе и соответствовать высокой планке.
ООО АФ "ЭкоН" занимается аудитом федеральных государственных унитарных предприятий и аудиторской деятельностью в сфере государственного сектора экономики начиная с 1998 года.*
Выполнение работ по данному проекту потребовало от нас решения ряда сложных проблем, связанных решением целого ряда поставленных задач, такх как: инвентаризация имущества и обязательств государственных предприятий, подлежащих приватизации, проверка регистрации прав на недвижимое имущество в целях повышения эффективности его использования в интересах собственника - Российской Федерации в разных регионах России, повышение эффективности управления федеральным имуществом и эффективности финансово-хозяйственной деятельности ФГУП и ОАО - субъектов государственного сектора. Мы верим что предприятия госсектора могут работать эффективно работать, что государственный сектор не умрет, а сможет стать эффективным.
В ходе выполнения задач, поставленных МИО РФ, персоналом аудиторской фирмы ООО "АФ "ЭкоН", был получен в своём роде бесценный опыт, связанный с учётом объектов федерального имущества, анализом, контролем и оценкой эффективности его использования, анализом и оценкой систем планирования и управления федеральными государственными унитарными предприятиями и государственными ОАО в соответствии с Техническими заданиями Минимущества.
В результате данной работы, строго говоря, было выполнено несколько договоров (проектов) в сфере обязательного, предприватизационного и инициативного аудита ФГУП и государственных ОАО, а также ряду предприятий были оказаны консалтинговые услуги в сфере бухгалтерского учета, совершенствования систем управления финансами.
Аудит по заказу МИО РФ проводился на объектах аудита - предприятиях и организациях, разбросанных по всей стране. Сотрудники фирмы получили разнообразный по своему содержанию профессиональный опыт, связанный с отраслевыми особенностями деятельности предприятий и организаций, климатическими, организационными, экономическими и другими особенностями, влияющими на конечные результаты хозяйственной деятельности объектов аудита.
Реализуя данный проект, компания должна была обеспечить и обеспечила высокое качество аудита при решении разных задач, поставленных собственником - Российской Федерацией в лице МИО РФ перед аудиторами.
Среди задач, решаемых в ходе выполнения обязательств по договорам с МИО РФ, в зависимости от технического задания МИО РФ, были следующие:
- проверка эффективности и целевого использования государственного имущества;
- определение экономически обоснованной величины арендной платы за пользование находящихся в федеральной собственности имущественными комплексами;
- проведение инициативного аудита, в рамках которого перед фирмой ставилась задача подтверждения и обоснования для Минимущества годовой "Программы финансово-хозяйственной деятельности ФГУП" (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 228) с целью обоснования оптимального размера отчислений из чистой прибыли организаций в федеральный бюджет;
- и другие.
Целями федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и акционерных и хозяйственных обществ, имеющих в уставном (складочном) капитале долю не менее 25% является:
- улучшение его основных оценочных показателей;
- снижение себестоимости производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
- повышение величин всех видов прибыли и рентабельности;
- выявление резервов по увеличению чистой прибыли и части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет;
- выработка рекомендаций органам управления ФГУП по определению рекомендуемой величины части чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный (региональный) бюджет;
- организация на высоком качественном уровне предоставления разнообразных аудиторских услуг, учитывая отраслевые, климатические рыночные, технологические и пр. особенности аудируемых предприятий;
- высокого темпа выполнения договоров и технических заданий, обеспечение оперативной координации, руководства и контроля за выполнением работ по договорам МИО РФ как внутри фирмы, так и со специалистами, находящимися на проверяемых предприятиях, а также представителями органов исполнительной власти;
В итоге, для реализации вышеперечисленных задач нам пришлост реорганизовать для обеспечения такого широкого "ассортимента" услуг и собственную организационно-функциональную структуру, интенсивно привлекать партнерские фирмы и субподрядчиков в регионах Сибири и Дальнего востока.
Среди объектов инициативного аудита, задачами которого выступали аудит и анализ в целях выработки рекомендаций по экономическому развитию, улучшению состояния экономических показателей, являлись:
- ФГУП "Армавирская биофабрика", г. Армавир, Краснодарский край
- ФГУП "Великолукский локомотиворемонтный завод" г. Великие Луки,
- ФГУП "Лабинский племенной птицеводческий завод", г. Лабинск, Краснодарский Край
- ФГУП "Томский завод пищевых продуктов", г. Томск
- ФГУП "Курская Фармация"
В результате работ по обязательному аудиту ФГУП вышестоящие органы и органы управления предприятием могут получить следующие или подобные конкретные сведения Сведения о практической пользе, которую получила проверяемая организация в результате проведения аудита, а также готовые разработанные положения, которые гарантируют исполнение норм законодательства и "застрахуют" предприятие от нежелательных последствий, а также защитят имущественные интересы собственника.
* Наша фирма ООО "АФ "ЭкоН" (Экономические нововведения) пришла без замечаний проверку МИО РФ в 2000, 2001 гг., .
С введением в действие Нового Указа Президента РФ «Вопросы структуры Федеральных органов исполнительной власти» от 20.05.2004 г. функции Министерства выполняет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Изменения, внесенные Указом Президента РФ от 03.10.2005 N 1158, вступили в силу с 3 октября 2005 года.
Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом были переданы полномочия Российского фонда федерального имущества.
В целом вопросы управления имуществом в Российской Федерации на данный решаются следующими государственными органами:
двумя Федеральными агентствами, действующими в структуре Министерства экономического развития и торговли РФ: Федеральное Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (регистрирующие функции) и Федеральным агенством по управлению федеральным имуществом.
Данная реорганизация в системе управления госорганов представляется вполне объективной с точки зрения централизации функций управления и укрепления вертикали, упорядочивания функций планирования, сконцентрированных сегодня в Правительстве и Минэкономразвития.
Контролирующие и надзорные функции за целевым и эффективным использованием государственного имущества выполняют как само Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, так и с точки зрения государственного финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, отчасти косвенно Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и другие структуры.
См. также Другие проекты "ООО АФ "ЭкоН" - Участие фирмы ООО "АФ "ЭкоН" в проекте проекте МБРР, Минфина и Некоммерческого фонда реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов "Содействие реформированию региональных финансов" -
Диагностика финансового состояния и качества управления региональными финансами в Новосибирской области
И публикации на данную тему:
Материалы по результатам всероссийского совещания
6-8 февраля 2003 Сотрудники ИЭПП во главе с Директором по международным связям Приходько С.В. приняли участие во Всероссийском совещании "Опыт и перспективы реализации программ реформирования региональных финансов", проходившей в г. Чебоксары (Республика Чувашия) 6-8 февраля 2003 года. (с сайта «Института экономики переходного периода»)