Цель:
- выявить, активизировать и развить творческие способности личности, мотивировать студентов на проведение занятий с применением активных методов обучения в процессе создания развивающей игрушки.
Задачи:
- смоделировать процесс организации производства и реализации товара (развивающей игрушки);
- выявить психологические особенности группы, лидеров, генераторов идей, ведущих и ведомых;
- создать микрогруппы для проведения занятий и тренинга по «Основам бизнеса и экономики предприятий».
Этап № 1 (организационный)
Игрой руководит преподаватель (бизнес - тренер), который доводит до сведения студентов цели, задачи и порядок проведения игры. Группа разбивается на микрогруппы (по 5 человек), в которой распределяются роли (директор, бухгалтер, маркетолог, менеджер по общим вопросам, руководитель производственного участка). Время – 5 минут.
Каждая микрогруппа (предприятие) должна придумать развивающую игрушку, создать опытный образец из имеющихся ресурсов, рассчитать затраты на производство, продемонстрировать свой продукт (провести рекламную кампанию). После чего каждый из участников группы, становится потенциальным покупателем, и принимает решение о выборе понравившегося образца. При этом у каждого из участников одинаковый, заранее установленный ресурс денежных и выбрать можно любой образец (образцы), за исключением собственного – в работе над которым он принимал участие.
Этап № 2 (производство)
В процессе производства необходимо создать развивающую игрушку, которая бы пользовалась спросом у потребителей, по возможности затраты на ее производство были бы минимальны. В процессе совместной работы необходимо использовать ресурсы, цены на которые представлены в таблице № 1.
Таблица № 1. Прейскурант цен на ресурсы
Ресурс | Цена (у.е.) |
Клей | 0,50 |
Ножницы | 0,45 |
Маркеры | 0,25 |
Пластиковая бутылка (большая) | 1,00 |
Пластиковая бутылка (маленькая) | 0,70 |
Банка жестяная (из – под напитков) | 0,60 |
Нитки | 0,20 |
Шнур (1 метр) | 0,40 |
Цветная бумага | 0,55 |
Одноразовый стаканчик | 0,30 |
Спички (1 штука) | 0,05 |
Прищепка | 0,15 |
Иголка | 0,25 |
Булавка | 0,01 |
Кнопка | 0,01 |
Ластик | 0,35 |
Фонограмма ( 1 композиция) | 0,50 |
Труд ( за одного человека) | 0,25 |
Рабочее место (аренда) | 0,75 |
Необходимо также определить издержки производства как стоимость всех ресурсов (включая заработную плату работникам и арендную плату.)
Расчет издержек производства целесообразно производить по форме, представленной в таблице № 2.
Таблица № 2. Издержки производства
Ресурс | Количество использованных единиц | Цена ресурса | Затраты на ресурс |
1 | 2 | 3 | 4 |
Затраты на игрушку (сумма цифр 4 графы) | х | х |
Время на создание образца развивающей игрушки – 20 минут. Расчет затрат участники производят самостоятельно.
Этап № 3 (рекламная кампания)
По заранее определенному жребию. Микрогруппы (предприятия) должны продемонстрировать свою развивающую игрушку. Методы и способы демонстрации ограничиваются фантазией участников и временем (3 –4 минуты). В рекламном ролике могут звучать слоганы, стихи, песни, использоваться куплеты, плакаты, призывы … Время жестко ограничивается, за затяжку времени преподаватель может наложить штраф в виде увеличения стоимости изделия.
Этап №4 (определение самого эффективного проекта)
На этом этапе участники игры «покупают» понравившиеся игрушки (за исключением собственного образца). Каждый участник может обладать, например 10 у.е. виртуальных денежных средств. Подсчет спроса на игрушки целесообразнее производить в таблице № 3.
Таблица № 3. Подсчет спроса на игрушки
Наименование игрушки (предприятия) | |||||
А | Б | В | Г | Д | Е |
Далее участники должны подсчитать эффективность своего проекта – подсчитать прибыль (самостоятельно).
Цена продажи игрушки, произведенной компанией составляет 5 у.е. Для определения общей выручки от реализации игрушки необходимо цену продажи (5 у.е.) умножить на величину спроса, определенную в таблице 3.
Для расчета общих затрат необходимо затраты на одну игрушку умножить на количество предложений о покупке игрушки.
Разница между общей выручкой и общими затратами образует прибыль (убыток).
Наиболее эффективное предприятие получает более высокую итоговую оценку.