Принципы самоопределения и самоорганизации — та база, началом которой является любая человеческая деятельность: индивидуальная и общественная; экономическая и социальная; культурная и хозяйственная и т.д. Прежде чем приступить к организации какого-либо вида деятельности, человек или группа людей должны определиться в своих желаниях и возможностях, затем сопоставить их и выбрать ЦЕЛЬ.
Вот элементарные шаги любой самоорганизации:
• цель должна быть ясна и выполнима;
• производить то, что может быть реализовано;
• производить качественную и надежную продукцию быстро и экономично;
• знать точное место и время, кому, когда и какой товар можно реализовать;
• досконально знать сферу своей деятельности: рынок, территорию, всех участников-партнеров и конкурентов, агентов и контрагентов, цены, затраты, каналы и законы, «ловушки» и «подставки» и т.д.;
• анализировать ошибки и промахи. Своевременно делать выводы и корректировать цели или ...;
• ставить новые цели и задачи.
Организация как система содержит состав элементов и структуру. Состав элементов определяет функции системы и их количественные параметры: производительные или продуктивные; структура системы определяет качество ее деятельности. Качество — это всегда влияние структуры. Изменение структуры влечет за собой изменение качества результата деятельности (продукта, информации, действия (услуги) и т.д.).
Вопрос или разговор о структуре возникает только в том случае, когда появляется необходимость изменить качество (цель, стратегию, тактику, продукт, услугу, политику, информацию и вообще какой-либо результат). Изменение структуры системы заключается не обязательно в смене качества (изменение состава элементов, разнотипных по своим функциям), но и во введении нового элемента или упразднении какого-либо из существующих как нежелательного, бесполезного или вредного.
Поскольку результаты деятельности хозяйственных (экономических) систем часто не удовлетворяют руководителей и менеджеров, так же часто у них возникает желание и стремление улучшить положение дел путем изменения структуры организации предприятия (фирмы). Это сфера деятельности, в которой больше всего рождается иллюзий и заблуждений, совершается ошибок. Дело в том, что структура — наиболее очевидная и озвучиваемая (всегда «на слуху») характеристика всякой организации, которая кажется доступной пониманию многих. Очевидность и доступность — лишь поверхностные впечатления, оценки и выводы, поскольку всякая структура состоит из нескольких уровней содержания и множества каналов внутренних и внешних связей, характеризующих качество ее деятельности. В зависимости от содержания (набора элементов) и связей (функций) выделяют шесть основных типов организационных систем, которые подчиняются определенным принципам.
1. Типы организационных систем (от низшего к высшему):
• территориальные;
• отраслевые;
• функциональные (служба доставки и др.);
• целевые (консорциум);
• корпоративные (акционерные общества);
• интегративные (мировые рынки).
2. Основные принципы, которым подчиняются организационные системы:
• субсидиарность — вышестоящая система должна приступать к выполнению задач только в том случае, когда с ними не может справиться система низшего уровня;
• организация управления, оптимальная для систем одного уровня, не подходит для применения к другому уровню, поскольку цели и организацию управления на следующем уровне нельзя свести к уровню, при котором осуществлялось руководство ранее;
• любая организационная система требует создания собственной системы управления;
• состав и структуру системы управления можно определить только после того, как определены состав и структура организационной системы в целом.
Максим Плошенко
Скачать всю статью (zip, 88 Kb)