Тема: Организационная структура предприятия.
Цель: Мотивировать студентов на практическое изучение дисциплины «Основы бизнеса» и прохождение тренинга «Основы бизнеса и экономика предприятий».
Задачи:
• побудить интерес и уважение к развитию бизнеса в России;
• продемонстрировать значение организационной структуры предприятия при создании и ведении бизнеса и различные типы организационных структур;
• проанализировать «сильные» и «слабые» стороны различных оргструктур, раскрыть понятия уровней управления, линейных и функциональных связей.
• мотивировать студентов на создание организационной структуры, создаваемого предприятия.
Тип занятия: Семинар.
Содержание рассматриваемых вопросов:
1. История развития бизнеса в России в первой половине 19 века.
2. Понятие и значение организационной структуры на предприятии;
3. Типы организационных структур;
4. Построение организационной структуры.
5. Уровни управления и взаимосвязь структурных подразделений.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент (приветствие, определение целей и задач занятия, план проведения занятия, рекомендуемая литература).
2. Формирование микроклимата тренинговой формы проведения занятий
3. Доклад по истории развития бизнеса в России в первой половине 19 века (выступление студента, обсуждение оппонентами из других микрогрупп, рецензирование и дополнение преподавателем.)
4. Результаты анкетирования (тестирования) предыдущего занятия.
5. Обсуждение результатов работы микрогрупп по теме «Миссия и философия»;
6. Беседа об организационных структурах, их значении, типах и особенностях;
7. Обсуждение образцов организационных структур;
8. Деловая игра: «Организационная структура коммерческой организации»
9. Подведение итогов, выставление оценок.
10. Домашнее задание: подготовка доклада: Развитие предпринимательства во второй половине 19 века, формирование организационной структуры, создаваемой организации.
Обеспечение занятия:
1. Методические рекомендации «Основы бизнеса в схемах и таблицах».
2. Методические рекомендации по проведению деловой игры «Организационная структура коммерческой организации»
3. Глоссарий «Основы бизнеса и экономика предприятия».
4. Контрольные вопросы.
5. Оценочная ведомость группы.
Литература:
1. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160с.
2. Колпаков В.В. Курс предпринимательства в схемах. – Новосибирск. «Экор», 2001.
3. Корниенко Л.А. Колпаков В.В. Основы менеджмента Учебное пособие. – Новосибирск: СИФБД, 2004. – 132 с.
4. Корниенко Л.А. Колпаков В.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие под общей редакцией Владимировой Т.А. – Новосибирск. СИФБД, 2004. – 154 с.
5. Молотов С., Оганесян А. Экономика предприятия (конспект лекций в схемах). – М.: Приор – издат, 2005. – 112 с.
6. Спирин Н.В, Трегубов А.В. Проблемно – хронологический справочник \ под ред. проф. Н.В. Спирина. – М.: Приор – издат, 2004. – 96 с.
7. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 «Педагогика» - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 303 с.
8. Шеметов П.В. Менеджмент: Учебное пособие в схемах, таблицах и рисунках. – М: ИНФРА – М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 176 с. – (серия «Высшее образование»)