Аналитический отдел Межрегиональной инспекции МНС России по Сибирскому федеральному округу
Результаты деятельности налоговых органов по осуществлению учета налогоплательщиков и ведению государственного реестра
В 2003 г. деятельность налоговых органов Сибирского федерального округа (СФО) по осуществлению учета налогоплательщиков и ведению государственного реестра характеризуется следующими результатами.
Юридические лица
По состоянию на 1 января 2004 г. количество юридических лиц, состоящих на учете в налоговых органах СФО, составило 406,4 тыс. (увеличение за год на 26,6 тыс., или на 7,0 %; по России – на 8,6 %).
В течение 2003 г. в налоговых органах округа поставлено на учет 45,8 тыс. налогоплательщиков-организаций и снято с учета 19,2 тыс. организаций.
К 01.01.04 г. в СФО получили свидетельства о постановке на учет 311,4 тыс. организаций, состоящих на учете в налоговых органах по месту своего нахождения, или 76,6 % (по России – 72,4 %).
Количество налогоплательщиков-организаций, поставленных на учет в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.07.93 г., без присвоения ИНН, неуклонно сокращается. За 2003 г. численность этих организаций по округу сократилась на 2,5 тыс., или на 7,1 % (по России – на 2,9 %).
Наибольшее количество организаций, состоящих на учете в налоговых органах округа, отмечается в Новосибирской области (97,2 тыс., или 23,9 %). Практически в два раза меньше, чем в Новосибирской области, состоит на учете организаций в налоговых органах Красноярского края (51 тыс., 12,6 % от общего числа организаций по округу); тем не менее, это второе место в округе. Третий результат принадлежит Алтайскому краю (49,6 тыс., 12,3 %). Доля организаций, состоящих на учете в налоговых органах по месту своего нахождения, в общем значении по округу более 10 % отмечается в Омской (44,0 тыс., 10,8 %), Иркутской (44,2 тыс., 10,9 %) и Кемеровской (41,8 тыс., 10,3 %) областях.
В отдельных субъектах Российской Федерации, входящих в состав СФО, численность организаций, состоящих на учете в налоговых органах, сокращается. Так, в Республике Бурятия произошло сокращение таких организаций на 1000, в Агинском Бурятском АО – на 353, в Республике Тыва – на 86. В остальных регионах округа наблюдается прирост количества организаций – юридических лиц, состоящих на учете в налоговых органах по месту своего нахождения.
Физические лица
На 1 января 2004 г. в налоговых органах округа состояло на учете по месту жительства и имело ИНН 16 481,4 тыс. физических лиц – 15 % от общероссийского значения по аналогичному показателю.
Сопоставление данных по физическим лицам, состоящим на учете в налоговых органах по месту жительства, свидетельствует о росте их числа в целом по округу на 965,1 тыс. чел. за 2003 г., или на 6,2 % (по России на 5,7 %).
В течение года на налоговый учет поставлено 2580 тыс. и снято с учета 1615,0 тыс. физических лиц.
На шесть регионов округа – Новосибирскую, Кемеровскую, Иркутскую и Омскую области, Алтайский и Красноярский края – приходится 72 %, состоящих на учете в налоговых органах физических лиц от общего количества таковых по округу. Во всех регионах округа изменение численности физических лиц, состоящих на учете в налоговых органах, на начало 2004 г. характеризуется их увеличением, кроме Таймырского АО, где снижение составило 433 чел.
В 2003 г. в налоговых органах округа было поставлено на учет 97,6 тыс. индивидуальных предпринимателей и снято с учета 90,2 тыс. данной категории физических лиц. Таким образом, прирост количества индивидуальных предпринимателей за отчетный период составил 7,4 тыс. чел., или 1,1 % (по России – 1,7 %). Доля индивидуальных предпринимателей в общем количестве физических лиц, состоящих на учете в налоговых органах по месту жительства, на конец года по округу составила 4,1 % (по России – 4,4 %) и по сравнению с началом года уменьшилась на 0,2 %.
По состоянию на 01.01.04 г. в 12 регионах округа отмечается увеличение числа индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах по месту жительства. Снизилось количество индивидуальных предпринимателей в Алтайском крае (на 1 654 чел.), Республике Тыва (на 597 чел.), Новосибирской области (на 247 чел.) и Таймырском АО (на 277 чел.).
Поступление налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации
За 2003 г. в бюджетную систему России по СФО поступило налогов, сборов и других доходов (включая платежи во внебюджетные государственные фонды) 372,6 млрд руб., что на 49,6 млрд руб. (на 15,4 %) больше, чем за 2002 г.
Из общего объема поступлений доходов в бюджетную систему Федерации направлено в консолидированный бюджет РФ 293,0 млрд руб. и в государственные внебюджетные фонды 79,4 млрд руб. По сравнению с 2002 г. темпы роста поступлений составили 113 % и 125 % соответственно.
Поступления налогов, сборов и других доходов консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы распределились следующим образом: в федеральный бюджет мобилизовано 139,3 млрд руб. (47,5 %), включая ЕСН, зачисляемый в данный бюджет, в консолидированные бюджеты субъектов Федерации – 153,7 млрд руб. (52,5 %), из них в доходы местных бюджетов – 70,0 млрд руб., или 45,5 % (табл. 1).
Единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, за 2003 г. поступило 45,7 млрд руб., что на 4,7 % превышает объем поступлений предыдущего года (табл. 2).
Поступления платежей в государственные внебюджетные фонды по СФО за 2003 г. сложились в следующих размерах: в Пенсионный фонд РФ – 53,0 млрд руб., Фонд социального страхования – 14,0 млрд руб., Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,7 млрд руб. и территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 11,8 млрд руб. (см. табл. 2).
Более 80 % в структуре поступлений налогов, сборов и других платежей в консолидированном бюджете РФ по округу приходится на налоговые и неналоговые доходы (247,3 млрд руб.); их прирост за год составил 31,6 млрд руб., или 14,6 % к объему аналогичных доходов за 2002 г. (см. табл. 1).
Наибольшие объемы поступлений этих доходов обеспечены за счет налоговых доходов – 246,1 млрд руб. (99,5 %), соответственно, 0,5 % (1,2 млрд руб.) приходится на неналоговые доходы.
Основное пополнение доходной части федерального бюджета налоговыми доходами за январь – декабрь 2003 г. обеспечено за счет:
– налога на добавленную стоимость – 53,2 млрд руб.;
– налога на прибыль организаций – 15,6 млрд руб.;
– акцизов по подакцизным товарам – 10,3 млрд руб.;
– платежей за пользование природными ресурсами – 11,5 млрд руб.
Таким образом, поступление платежей по четырем видам налогов составило более 97 % от общей суммы налоговых доходов федерального бюджета.
Более 66 % поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет в общей сумме по округу обеспечено в четырех регионах, где мобилизовано от 12 млрд руб. и выше. К таким субъектам РФ относятся (см. табл. 1) Новосибирская область и Красноярский край (17,3 млрд руб. и 16,9 млрд руб.), Томская и Кемеровская области (15,7 млрд руб. и 12,2 млрд руб.).
Значительную величину налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ по СФО сформировали поступления:
– налога на доходы физических лиц – 55,6 млрд руб.;
– налога на прибыль организаций – 33,6 млрд руб.;
– платежей за пользование природными ресурсами – 17,4 млрд руб.;
– акцизов по подакцизным товарам – 13,6 млрд руб.;
– налога на имущество предприятий – 8,5 млрд руб.
Сумма поступлений по перечисленным налогам составила 128,7 млрд руб. (84 %) из 153 млрд руб. налоговых доходов субъектов РФ по округу.
В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в целом по округу свыше 63 % поступлений обеспечено налогоплательщиками четырех регионов (см. табл. 1). К ним относятся Красноярский край (мобилизовано 39,1 млрд руб.), Кемеровская и Иркутская области (21,5 млрд руб. и 20,1 млрд руб.), а также Новосибирская область (16,4 млрд руб.).
В истекшем году выделена группа налогов со специальным налоговым режимом, в которую входят единый налог и единый минимальный налог, взимаемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог.
За 2003 г. в консолидированный бюджет РФ по СФО поступило единого налога 2081,2 млн руб., в том числе в доходы федерального бюджета – 625,1 млн руб., консолидированных субъектов Федерации – 1249,4 млн руб., из них в доходы местных бюджетов – 1049,8 млн руб., или 84,0 %. В доходы бюджета ФФОМС поступило 10,6 млн руб., бюджета ТФОМС – 92,8 млн руб. и бюджета ФСС – 103,3 млн руб. Наибольшие поступления платежей по единому налогу в округе приходятся на Новосибирскую область (407,4 млн руб., или 19,6 %) и Алтайский край (339,6 млн руб., или 16,5 %).
Поступления платежей по единому минимальному налогу по состоянию на 01.01.04 г. по округу составили 14,8 млн руб. Из общей суммы поступлений единого минимального налога направлено в бюджет Пенсионного фонда РФ 8,6 млн руб., в доходы бюджета ФСС – 2,9 млн руб., бюджета ТФОМС – 2,6 и бюджета ФФОМС – 0,6 млн руб.
Значительные поступления по данному налогу отмечаются в Иркутской области (4,1 млн руб., или 27,7 % от общей суммы по округу) и Алтайском крае (4,0 млн руб., или 26,9 %).
Поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по округу за данный период составили 2677,1 млн руб. Распределение поступивших платежей по данному налогу по уровням бюджетной системы России сложилось в следующих размерах: в доходы федерального бюджета – 803,9 млн руб., консолидированных бюджетов субъектов Федерации – 1607,3 млн руб., из них в доходы местных бюджетов – 1309,7 млн руб., или 81,5 %. В доходы бюджета ФСС распределено поступлений платежей единого налога на вмененный доход 132,9 млн руб., бюджета ТФОМС – 119,2 млн руб., бюджета ФФОМС – 13,8 млн руб. Наибольшие поступления этого налога обеспечены в Красноярском крае (395,5 млн руб., или 14,8 % от общей суммы по округу), Новосибирской и Кемеровской областях (385,5 млн руб. и 384,3 млн руб., по 14,4 %).
Единый сельскохозяйственный налог на территории округа введен только в Усть-Ордынском Бурятском АО, поступления платежей по нему за 2003 г. составили 4106 тыс. руб., из которых 4018 тыс. руб. поступило от организаций и 88 тыс. руб. – от крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Поступления налоговых платежей по основным отраслям экономики распределились следующим образом. В округе более 70 % поступлений обеспечено по четырем основным отраслям (табл. 3): промышленности – 117,9 млрд руб. (47,8 %), транспорту – 24,7 млрд руб. (10,0 %), торговле и общественному питанию – 23,1 млрд руб. (9,3 %) и строительству – 14,1 млрд руб. (5,7 %). По объему поступлений налоговых платежей по отраслям промышленности лидируют три региона, которые обеспечили за истекший год 61 % от объема мобилизованных налогов и сборов в целом по округу. Это Красноярский край (34,4 млрд руб.), Кемеровская (20,8 млрд руб.) и Томская (16,9 млрд руб.) области.
Среди основных отраслей промышленности, за счет которых формируются в округе наибольшие размеры доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, отметим прежде всего топливную промышленность, на которую приходится 35,0 млрд руб., или 29,6 % всех поступлений налоговых доходов по промышленности округа.
По Томской области поступления от налогоплательщиков топливной промышленности составили за 2003 г. 13,0 млрд руб., или 37,2 % от суммы по округу. Менее значительные поступления по топливной промышленности отмечаются в Кемеровской и Омской областях (9,0 млрд руб. и 5,3 млрд руб.). Поступления налогов и сборов по этим трем регионам дают 78 % от общей суммы по округу от топливной промышленности.
Из общего объема поступлений налоговых платежей по отраслям топливной промышленности округа более 36 % приходится на нефтедобывающую промышленность (12,7 млрд руб., из которых 12,2 млрд руб. по Томской области). Также около 36 % поступлений из топливной промышленности округа составили суммы платежей по угольной отрасли (12,5 млрд руб., из которых 9,0 млрд руб. – по Кемеровской области).
Следующей место в отраслях промышленности округа по значимости поступлений налогов и сборов принадлежит черной и цветной металлургии (33,0 млрд руб., или 27,9 % в сумме поступлений по промышленности, см. табл. 4). Более 60 % поступлений налоговых платежей данной отрасли обеспечивается в Красноярском крае.
Третье место в округе по размеру поступлений отведено электроэнергетике (15,9 млрд руб., или 13,5 % от суммы по округу). В трех регионах округа сосредоточено 65 % поступлений платежей по данной отрасли. Это Красноярский край (4,3 млрд руб.), Иркутская и Кемеровская области (3,1 млрд руб. и 3,0 млрд руб.).
Таким образом, по трем ведущим отраслям промышленности за 2003 г. обеспечено более 71 % поступлений налоговых платежей.
Выполнение задания по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов, контролируемых МНС России, единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет
Установленное Министерством Российской Федерации на 2003 г. задание по налогам и сборам по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов, контролируемых МНС России (включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет), выполнено на 100,59 %, дополнительно мобилизовано в бюджетную систему страны 9,8 млрд руб. (данные по состоянию на 18.02.04 г.).
Следует отметить, что задания МНС России налоговыми органами всех федеральных округов Российской Федерации выполнены, в диапазоне от 101,47 % (по Уральскому федеральному округу) до 104,29 % (по Дальневосточному округу). СФО занял третье место после Дальневосточного и Северо-Западного (103,91 %) федеральных округов.
Задание по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов, контролируемых МНС России (включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет), установленное на 2003 г. в размере 122,57 млрд руб., выполнено налоговыми органами СФО на 102,33 %, дополнительно мобилизовано 2,86 млрд руб. Уровень выполнения установленного задания по СФО превышает аналогичный показатель в целом по России на 1,74 %.
Следует отметить, что задание на 2003 г. по округу по сравнению с 2002 г. увеличилось на 2,75 млрд руб., или на 2,29 %, а рост суммы фактического выполнения задания составил 1,58 млрд руб., или 1,28 %. Таким образом, темп роста установленных заданий превышает темп роста фактических выполнений этих заданий на 1,01 %.
При этом девять из двенадцати управлений МНС России, входящих в состав СФО, установленные задания выполнили. Лучшие результаты выполнения установленных заданий за 2003 г. обеспечены налоговыми органами Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов (105,57 %), Республики Алтай (104,43 %) и Томской области (104,16 %). Выше среднего значения по округу уровень выполнения установленных заданий также в Новосибирской области (102,53 %), Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском АО (102,37 %).
Не обеспечено выполнение установленных заданий по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов, контролируемых МНС России (включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет), управлениями МНС России по республикам Бурятия (92,47 %) и Тыва (98,94 %), а также по Омской области (99,01 %).
Структурный анализ выполнения установленных заданий по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов, контролируемых МНС России (включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет), по округу показал следующие результаты.
Задание по мобилизации налоговых и неналоговых доходов, контролируемых МНС России, выполнено в целом по округу на 104,59 %, в федеральный бюджет дополнительно перечислено свыше 3,5 млрд руб. Не обеспечено выполнение данного задания только налоговыми органами Республики Бурятия (83,65 %).
Установленное задание по поступлению ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, на 2003 г. в размере 45,97 млрд руб., выполнено на 98,57 % (по России 99,7 %), недопоступило 659,4 млн руб. в целом по округу.
Из двенадцати управлений МНС России Сибирского федерального округа задание по поступлению ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, выполнили только семь. Уровень выполнения данного задания составил от 100,0 % по Новосибирской области до 114,83 % по Республике Алтай. По остальным управлениям выполнение установленного задания составило от 94,89 % (по Кемеровской области) до 99,95 % (по Алтайскому краю).
Задолженность по налогам и сборам, уплате пеней и налоговых санкций в бюджетную систему Российской Федерации
По состоянию на 01.01.04 г. задолженность по налогам и сборам, уплате пеней и налоговых санкций (далее – совокупная задолженность) в бюджетную систему РФ по СФО составила 197,5 млрд руб. (увеличение с начала года на 22,4 млрд руб., или на 12,8 %) (табл. 4). По отношению к предыдущему месяцу совокупная задолженность сократилась на 2,2 % (на 4,4 млрд руб.).
Значительная совокупная задолженность по платежам в бюджетную систему Российской Федерации сложились в Кемеровской области (45,2 млрд руб.), Красноярском крае (32,5 млрд руб.), Читинской и Иркутской областях (35,1 млрд руб. и 27,6 млрд руб.). На эти четыре региона приходится 71,1 % в общем объеме совокупной задолженности в целом по округу (см. табл. 4).
При этом ее сокращение за год обеспечено в восьми регионах округа из шестнадцати. К таким регионам относятся Кемеровская область, где сокращение задолженности составило 3,8 млрд руб., Красноярский край – 2,2 млрд руб., Иркутская область – 1,0 млрд руб., Республика Хакасия – 0,8 млрд руб., и др.
Рост совокупной задолженности в целом по округу обусловлен приростом задолженности по Читинской области на 29,6 млрд руб. Доля совокупной задолженности по Читинской области в общей сумме по округу возросла с 3 % на начало 2003 г. до 17,8 % на конец года, причиной чего послужило доначисление платежей в 2003 г. крупному налогоплательщику по результатам выездной налоговой проверки, фактически безнадежное к взысканию.
Из общей суммы совокупной задолженности по сравнению с началом 2003 г. задолженности по налогам и сборам по состоянию на 01.01.04 г. увеличилась на 19,9 млрд руб., или на 25,3 %, и составила 98,7 млрд руб.(см. табл. 4). По сравнению с предыдущим месяцем объем задолженности по налоговым платежам сократился на 4,0 млрд руб., или на 16,7 %. При этом объем задолженности по уплате пеней и налоговых санкций увеличился на 2,5 млрд руб., или на 2,6 %, и составил 98,8 млрд руб. Сокращение сумм по уплате пеней и налоговых санкций по сравнению с данными на 01.12.03 г. незначительно (на 0,4 млрд руб.).
Недоимка как составная часть задолженности по налоговым платежам растет ускоренными темпами. На 01.01.04 г. недоимка по налоговым платежам составила по округу 43,1 млрд руб. – рост по сравнению с началом года на 21,4 млрд руб., или на 98,4 %, то есть практически в два раза. В общем объеме задолженности по налогам и сборам на конец 2003 г. на недоимку пришлось 43,6 %, тогда как доля отсроченных (рассроченных) платежей составила 11,1 % и приостановленных к взысканию платежей – 45,2 %.
Снижения размеров недоимки на 01.01.04 г. добились налоговые органы семи субъектов РФ Сибирского федерального округа (в интервале от 8,2 % по Омской области до 25,5 % по Томской области). Прирост недоимки в целом по округу обусловлен увеличением доначисленных платежей крупнейшему налогоплательщику Читинской области, о чем говорилось выше. В Томской области отмечается самое значительное сокращение недоимки.
Следующий показатель в структуре задолженности по налогам и сборам по размеру задолженности – приостановленные к взысканию платежи. По состоянию на 01.01.04 г. их сумма составила по округу 44,7 млрд руб. (увеличение по отношению к началу года на 10,2 %, или на 4,1 млрд руб.). Незначительное снижение сумм приостановленных к взысканию платежей произошло в республиках Алтай, Тыва и Хакасия – на 0,6 млн руб., 10,2 млн руб. и 346,1 млн руб., а также в Таймырском и Эвенкийском автономных округах – на 16,8 млн руб. и 1,7 млн руб.
Основной размер приостановленных к взысканию налогов и сборов образовался в связи с открытием конкурсного производства по решению арбитражного суда –20,5 млрд руб. по округу, рост по сравнению с началом года на 3,3 млрд руб., или на 19,2 %. На долю указанных платежей в общей сумме приостановленных к взысканию налогов и сборов пришлось 45,9 %. Из платежей, приостановленных к взысканию в связи с открытием конкурсного производства, наибольший объем приходится на Кемеровскую область (7,6 млрд руб., или 36,9 % от общей суммы по округу).
Второе место в структуре приостановленных к взысканию платежей по налогам и сборам принадлежит платежам, приостановленным в связи с наложением ареста на имущество налогоплательщика в соответствии со ст. 47, 48 и 77 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Сумма этих платежей в целом по округу на 01.01.04 г. составила 12,0 млрд руб., а ее доля в общей массе приостановленной к взысканию задолженности – 27 %. По сравнению с началом года прирост приостановленных к взысканию платежей в связи с наложением ареста на имущество налогоплательщика составил по округу 0,9 млрд руб., или 7,7 %.
За 2003 г. в соответствии с постановлениями налоговых органов наложены аресты на имущество налогоплательщиков согласно ст. 77 НК РФ в целом по округу на сумму 8,8 млрд руб., судебными приставами наложены аресты по ст. 47 и 48 НК в размере 3,2 млрд руб., которые отнесены к приостановленным к взысканию платежам по налогам и сборам.
Значительные объемы приостановленных к взысканию платежей в связи с наложением ареста на имущество налогоплательщика в соответствии со ст. 47, 48 и 77 НК РФ сложились в Кемеровской области (3,5 млрд руб.), Красноярском крае (2,5 млрд руб.), Омской и Новосибирской областях (1,6 млрд руб. и 1,0 млрд руб.), а также в Алтайском крае (1,0 млрд руб.).
На 01.01.04 г. приостановлено к взысканию платежей в связи с введением внешнего управления по определению арбитражного суда по округу на сумму 2,3 млрд руб. (сокращение к началу года на 2,9 млрд руб., или на 56,4 %). Наибольший размер приостановленных к взысканию платежей по вышеуказанным основаниям в округе отмечается в Кемеровской области – 1,0 млрд руб. (по сравнению с началом года сокращение на 1,1 млрд руб.).
Приостановленные к взысканию платежи по налогам и сборам по другим решениям составили 9,8 млрд руб., или 22,1 % от общей суммы аналогичных платежей в целом по округу. Наибольшее значение данного показателя среди регионов округа отмечается в Кемеровской области (2,4 млрд руб.), а прирост к началу года составил 598,0 млн руб., или 32,7 %.
Последнее место в общей сумме задолженности по налогам и сборам принадлежит отсроченным (рассроченным) платежам. По состоянию на 01.01.04 г. отсрочено (рассрочено) платежей по налогам и сборам на 11,0 млрд руб. Сумма данных платежей по округу по сравнению с началом года сократилась на 5,5 млрд руб., или на 33,6 %. По всем регионам округа кроме Республики Тыва (увеличение на 2,3 млн руб.) отмечается снижение сумм отсроченных (рассроченных) платежей от 3,2 млн руб. по Агинскому Бурятскому АО до 1,4 млрд руб. по Красноярскому краю. Основная причина сокращения этих платежей – погашение реструктурированной задолженности и отмена решений по реструктуризации.
Основной объем отсроченных (рассроченных) платежей (7,2 млрд руб., или 65,6 %) в общей их сумме по округу занимают отсрочки, предоставленные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 г. № 1002. Размер отсроченных (рассроченных) платежей по налогам и сборам в целом по округу составил по постановлениям № 348 – 12,6 млн руб., № 458 – 96,6 млн руб., № 699 – 193,0 млн руб., № 765 – 402,3 млн руб. Совокупная доля отсрочек по данным постановлениям в общей сумме соответствующих платежей по округу – 6,4 %.
На долю отсроченных платежей по иным постановлениям Правительства РФ пришлось 17,1 % (1,9 млрд руб.) в общем объеме отсроченных (рассроченных) платежей.
По решениям финансовых органов субъектов Федерации отсроченные (рассроченные) платежи по налогам и сборам по сравнению с началом года сократились на 50,9 млн руб., или на 12,1 %, и составили на 01.01.04 г. 369,8 млн руб. Вместе с тем, увеличился размер аналогичных платежей по решениям финансовых органов муниципальных образований – на 144,7 млн руб., или в 3,4 раза. Наибольшая сумма отсроченных платежей по данным решениям приходится на Красноярский край (192,4 млн руб., или 93,5 % от суммы этих платежей по округу).
Как отмечалось выше, половина совокупной задолженности приходится на задолженность по уплате пеней и налоговых санкций. Более 87 % по уплате пеней и налоговых санкций в консолидированный бюджет Федерации составила задолженность по пеням – 86,1 млрд руб., задолженность по налоговым санкциям – 12,7 млрд руб.
Сокращение задолженности по уплате пеней и налоговых санкций отмечается в семи регионах округа: от 103,7 млн руб. по Таймырскому АО до 2,4 млрд руб. по Кемеровской области. Резкий прирост данной задолженности образовался в Читинской области (с 3,4 млрд руб. на 01.01.03 г. до 11,9 млрд руб. на 01.01.04 г.) по причине предъявления пеней и налоговых санкций к уплате по результатам выездной налоговой проверки организации в сумме 7,8 млрд руб.
В структуре задолженности по уплате пеней и налоговых санкций основной ее размер приходится на неурегулированную задолженность, которая на 01.01.04 г. по округу составила 43,7 млрд руб., или 44,3 % от общей суммы. Тогда как суммы отсроченных (рассроченных) и приостановленных к взысканию пеней и налоговых санкций составили 25,7 млрд руб. и 29,4 млрд руб., или 26,0 % и 29,7 % от общей суммы данной задолженности по округу.
Отраслевая структура задолженности по налоговым платежам, уплате пеней и налоговых санкций характеризуется следующими показателями. rentgirls
Основная масса задолженности по округу приходилась на задолженность предприятий промышленности – 120,3 млрд руб. (60,9 %), со значительным от нее отрывом по данному показателю находится строительство – 20,2 млрд руб. (10,2 %), далее следуют транспорт – 12,0 млрд руб. (6,1 %), торговля и общественное питание – 9,5 млрд руб. (4,8 %) (табл. 5).
Из общей суммы задолженности по промышленности 67,2 %, или 61,4 млрд руб., пришлось на Читинскую и Кемеровскую области (32,6 млрд руб. и 29,0 млрд руб.), Красноярский край и Иркутскую область (19,0 млрд руб. и 14,3 млрд руб.) (см. табл. 5).
Из отраслей промышленности наибольшая совокупная задолженность в округе образовалась по лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 39,1 млрд руб., в том числе на Читинскую область пришлось 30,7 млрд руб., или 78,5 % от суммы по отрасли. На втором месте по размеру совокупной задолженности находится топливная промышленность – 24,3 млрд руб. Около 63 % из суммы задолженности по топливной промышленности пришлось на Кемеровскую область – 15,3 млрд руб.
Налоговыми органами проведена определенная организационная работа с предприятиями-неплательщиками по принудительному (бесспорному) взысканию задолженности по обязательным платежам путем направления требований об уплате налогов и сборов, выставления инкассовых поручений, направления банкам решений о приостановлении операций по счетам должников, наложения ареста на имущество, а также обращения взыскания за счет имущества должников. Все эти меры способствовали фактическому погашению задолженности в размере 63,1 млрд руб., что по сравнению с 2002 г. больше на 1,5 млрд руб., или на 2,6 %.
Сведения о денежных средствах, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов
По состоянию на 01.01.04 г. размер денежных средств, списанных со счетов кредитных организаций, но не поступивших на счета по учету доходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, составил по округу 2,08 млрд руб. и по сравнению с данными на 01.01.03 г. сократился на 438,6 млн руб., или на 17,4 % (по России на 10 %). При этом суммы, списанные до 01.01.00 г., составляют 95,5 % в общем объеме «зависших» платежей.
Наиболее значительные суммы денежных средств списаны с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачислены на счета по учету доходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов в Новосибирской (512,3 млн руб.), Иркутской (382,2 млн руб.) и Кемеровской (374,5 млн руб.) областях. Совокупная доля этих денежных средств по указанным регионам составила 60,9 % в общем объеме по округу.
Рост «зависших» платежей по сравнению с началом 2003 г. отмечается в Новосибирской области – 3,1 млн руб., Читинской области и Агинском Бурятском АО – 0,44 млн руб.
Из всей суммы денежных средств, списанных со счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, 33,4 % приходится на долю «зависших» платежей в ликвидированных банках (1989,0 млн руб.).
По состоянию на 01.01.04 г. на территории округа признана исполненной обязанность по уплате налогов (сборов) налогоплательщиками по решениям арбитражных судов в сумме 765,6 млн руб., что составило 36,7 % от всей «зависшей» суммы (по России – 44,0 %). По сравнению с началом 2003 г. значение данного показателя по округу увеличилось на 8,0 %.
Кроме того, на 01.01.04 г. учтено налоговыми органами как исполненная обязанность налогоплательщиков по уплате налогов и сборов без решения арбитражных судов 138,2 млн руб. (6,6 %), в том числе по налоговым платежам 135,5 млн руб., или 98,0 %.
Сумма налогов и сборов, признанных как исполненная обязанность по уплате налоговых платежей по решениям арбитражных судов в СФО на 1 января 2004 г. составила 732,1 млн руб., или 37,2 % от общей суммы «зависших» налоговых платежей по округу. Значительные размеры признанных сумм по налоговым платежам по решениям арбитражных судов отмечаются в Новосибирской и Иркутской областях – 218,5 млн руб. и 131,5 млн руб., в Алтайском крае – 129,6 млн руб.
Что касается отказов налогоплательщику налоговыми органами по решениям уполномоченных комиссий в признании обязанности по уплате налогов и сборов исполненной, то по состоянию на 01.01.04 г. налоговыми органами отказано в признании исполненной обязанности по уплате налоговых платежей и доходов в государственные внебюджетные фонды в целом по округу на 1069,4 млн руб., в том числе по налоговым платежам на 994,9 млн руб. Доля отказанных в признании сумм составила 51,3 % от общей суммы «зависших» платежей по округу. Больше всего отказов по состоянию на отчетную дату отмечается в Новосибирской и Кемеровской областях (251,0 млн руб. и 241,6 млн руб.).
На 01.01.04 г. остаток не рассмотренных налоговыми органами сумм налогов и сборов по не исполненным кредитными организациями платежным документам составил по округу 110,1 млн руб. Наиболее значительный остаток данных сумм отмечается в Иркутской области – 80,0 млн руб., около 73 % от общего остатка по округу.
Полностью материалы по не исполненным кредитными организациями платежным документам налогоплательщиков рассмотрены налоговыми органами Кемеровской области, а также Таймырского и Эвенкийского автономных округов.
За 2003 г. налогоплательщиками отозвано из проблемных банков платежных документов на перечисление налогов и сборов в целом по округу на 15,1 млн руб.
За прошедший год повторно уплачено налогоплательщиками через другие кредитные организации налогов (сборов) на сумму 371 млн руб. Основной объем таких платежей пришелся на Новосибирскую область – 252,3 млн руб., что составляет 68,0 % от общей суммы «повторных» платежей по округу.
Повторно взыскано за указанный период с налогоплательщиков со счетов, открытых ими в других банках, 35,7 млн руб. Наибольший объем (94,5 %) повторных взысканий приходится на Новосибирскую и Иркутскую области (22,63 млн руб. и 11,1 млн руб. соответственно).
В течение 2003 г. осуществлялась работа по передаче налоговыми органами материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. По состоянию на 01.01.04 г. по налоговым платежам и доходам в государственные внебюджетные фонды передано материалов на общую сумму 2,0 млрд руб., из указанной суммы 44,8 % (0,9 млрд руб.) приходится на Новосибирскую область.
Анализ сумм денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов и внебюджетных фондов за истекший год, свидетельствует о положительной работе налоговых органов Сибирского федерального округа в данном направлении. Из общего объема «зависших» платежей в проблемных банках на конец 2003 г. доля не рассмотренных налоговыми органами сумм налогов и сборов по не исполненным кредитными организациями платежным документам по округу составила 5,3 % (по России – 13,6 %).