Глава 6. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА
В разработке стратегии, в особенности, если она носит активный характер, инвестиционные процессы во многом являются определяющими для успеха ее реализации. Вместе с тем «стыковка» стратегических ориентиров с доступными для осуществления инвестиционными проектами представляет собой известные трудности, поскольку источники и процессы формирования стратегии и источники формирования и появления на горизонте предприятия инвестиционных проектов, как правило, совершенно различны. Между тем реализация инвестиционных проектов на предприятии сейчас – едва ли не единственный способ привлечения инвестиций в реальное производство. Именно проблемам этой стыковки и посвящена в основном данная глава. Ее «промежуточное» содержание соответствует ее положению между наиболее «стратегическими» главами 4, 5 и примерами стратегических ситуаций в гл.7. Здесь читатель найдет не только общую характеристику инвестиционного климата в экономике (в самых общих чертах затронутую в п.1.2) и описание различных видов инвестиционных проектов, но и изложение методологических, методических и инструментальных принципов проектного анализа, свод и краткое описание методов оценки эффективности инвестиционных проектов, важные практические сведения из области проектного анализа, что наверняка потребуется для рационального и обоснованного выбора средств реализации стратегии. По нашему мнению, инвестиционный анализ и стратегический анализ – различные ветви экономического анализа. Не всякое инвестиционное решение является стратегическим, т.к. речь может идти, скажем, о вложении небольшой для предприятия суммы средств, и не всякое стратегическое решение носит инвестиционный характер, т.к. может вообще не потребовать серьезных затрат. Однако между результатами этих видов деятельности много общего, что и рассматривается в настоящей главе.